Работа с одаренными и мотивированными детьми
методическая разработка на тему
Работа с одаренными и мотивированными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_i_motivirovannymi_detmi.docx | 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными и мотивированными детьми
Давно известно, что, несмотря на то, что все понимают необходимость индивидуального подхода, в условиях большого количества детей в классе учитель ориентируется на «среднего ученика». Однако, в классе всегда есть ученики, которые имеют трудности в обучении. Разумеется, таким детям учитель уделяет больше внимания, чтобы все учащиеся класса успешно овладели тем минимумом, который заложен в программе. Но как быть с теми детьми, которые «схватывают на лету», с теми, которые могут освоить намного больше «среднего ученика»? К сожалению, одаренным детям зачастую достается меньше внимания, что приводит к тому, что дети эти «усредняются», не имея возможности развивать свои способности.
Одарённый учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одарённых учащихся ориентированы на более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
Методы и формы работы с одарёнными учащимися, прежде всего, органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться определённым своеобразием. Используются, в частности, тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений.
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности применяются на наших уроках географии. Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одарённых учащихся различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальные викторины, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников, и на выявление скрытой одаренности и способностей является система внеклассной воспитательной работы.
Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:
- проблемный,
- поисковый,
- создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
- исследовательский,
Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».
проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы)
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Формы работы: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме, кружки, общества; дискуссия.
Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы. Для их решения учащиеся должны не только в совершенстве владеть знаниями, полученными на основе школьной программы, но и обладать общей эрудицией, использовать при решении задач знания из разных школьных предметов. Сложно давать какие-либо конкретные рекомендации по подготовке к олимпиадам такого уровня. Тем не менее есть несколько подходов при решении данной проблемы.
Успешная подготовка – это:
-проработка как можно большего числа олимпиадных заданий предыдущих лет, изучение географической литературы;
-подробное дополнительное изучение тем школьного курса
Сохранение и преумножение интеллектуального потенциала, формирование национальной элиты является на сегодня одной из актуальных проблем для России
Создание системы «равных стартовых возможностей» для способных детей и подростков в масштабах всей страны – должно стать одним из приоритетов государственной политики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО учителей начальных классов «Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми»
В образовательных учреждениях района успешно реализуется программа "Одаренные дети". Наряду с урочной деятельностью , способствуют развитию и выявлению одаренных учащихся различные формы работы с учащ...
Статья "Система работы с одаренными и талантливыми детьми в начальной школе".
В данной статье рассматривается система работы с одаренными и талантливыми детьми в начальной школе; условия успешной работы педагога с одаренными учащимися; оказываемая помощь в самореализации творче...
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми
План работы с одаренными и слабоуспевающими детьми...
План работы с одарёнными и мотивированными детьми на 2017 -2018 учебный год
План работы с одаренными и мотивированными детьми на 2017-2018 учебный год...
Отчет по работе с одаренными и способными детьми
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и н...
классному руководителю (анализ контрольных работ, план работы с одаренными и неуспевающими детьми)
классному руководителю (анализ контрольных работ, план работы с одаренными и неуспевающими детьми)...
Методическая разработка на тему: «Особенности работы с одаренным и мотивированным к обучению ребенком в учреждении дополнительного образования. Индивидуальный образовательный маршрут.»
Индивидуальные образовательные маршруты – это технология, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адап...