ПК 4.5 Проектно-исследовательская деятельность
методическая разработка по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Основные этапы исследовательской работы (по Савенкову А.И.):
- Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
- Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
- Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
- Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).
- Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
- Определить последовательность проведения исследования.
- Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
- Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
- Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
- Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Предварительный просмотр:
СПИСОК КОНКУРСОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся
«Грани науки».
Ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=119
2. Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся
«Новый горизонт».
Ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=120
3. Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся
«Изменим мир к лучшему!».
Ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=122
4. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников
"ОТКРЫТИЕ".
Ссылка: https://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html
5. Всероссийский заочный конкурс проектных работ
"Созидание и Творчество".
Ссылка: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4464&Itemid=2832
Предварительный просмотр:
Примерные темы исследовательских работ для начальных классов
Темы исследовательских работ для школьников 1 – 4 классов
Перечень интересных и актуальных тем исследовательских работ для школьников начальных классов, на основе которых которые можно сформулировать свою тему исследования: расширить или сократить формулировку.
В процессе выполнения исследовательской работы, согласно выбранной теме, школьники более углубленно изучают выбранный ребенком объект наблюдения (изучения), наблюдают за животными, растениями, процессами и в результате исследования получают ответы на свои вопросы.
Темы исследовательских работ начальной школы рассчитаны для ребят с 1 по 4 класс, выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей. Главное, чтобы ребенок выбрал тему по своим интересам и увлечениям.
Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:
- А прочно ли куриное яйцо?
- Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
- Детские фантазии
- Загадка клавиатуры
- Искусство создания книги
- Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
- Краски в нашей жизни
- Маленькая история о моей большой семье
- Математика на кухне
- Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...
- Мультфильмы: что это?
- Мир ребёнка: взгляд сквозь время
- Молодежный жаргон в речи современных школьников
- Образ дракона в детской литературе
- О некоторых способах выжить в природе
- О чем рассказывают следы на снегу
- Оригами и математика
- Откуда в хлебе столько дырочек
- Откуда хлеб на стол пришёл?
- Польза бумаги
Темы исследовательских работ о природе:
- А у нас ананас!
- "Белая береза под моим окном"
- Береза моя, березонька!
- Вечнозелёная красавица леса
- Жизнь леса
- Кто красит листья в зеленый цвет?
- Лес - наш друг
- Мой райский сад
- Мой любимый фрукт апельсин
- Новогодняя красавица
- Отчего осенью листья меняют цвет?
- О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
- Полезные свойства калины
- Портрет яблони
- Почему в яблоке не прорастают семена?
- Путешествие косточки
Темы проектных работ о растениях:
- В гостях у белой кувшинки
- Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
- Мой маленький мир дикорастущих растений
- Одуванчик — маленькое солнышко
- Портрет земляники
- Посмотрите, одуванчик!
- Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
- Почему подсолнух называют цветком солнца?
- Почему растёт растение
- Про вершки и корешки
- Природное сообщество – луг
- Роль растения в жизни человека
- Что за ягода малина?
- Что мы знаем о подсолнухе?
- Ягодная азбука
- Ягода Арбуз.
Темы исследовательских работ о животных:
- Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
- Зачем ежу яблоко?
- Крокодиловы слезы
- Кролики
- Кто живет у нас в лесу?
- Кто как приспосабливается к окружающему миру
- Кто под бугорком живёт?
- Кто строит дом на реке?
- Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
- Кто такой слон?
- Кто ты, собака?
- Кулинарные пристрастия белочки
- Любимое домашнее животное
- Люблю тебя, мой друг мохнатый!
- Любознательный зверёк — белка
- Люди и кошки.
- Люди и дельфины
- Мамонты — древние и могучие
Темы исследовательских проектов о грибах:
- Грибное лукошко
- Его величество боровик
- О чём говорят нам названия грибов?
- Плесень — это тоже гриб!
- Ты, лисичка, рыжий гриб!
- Удивительное царство грибов
- Удивительная находка
- Угадай-ка грибок!
- Что за гриб на тонкой ножке?
Темы исследовательских работ по экологии:
- Были о пыли
- Бездомные животные – проблема каждого из нас
- Живая вода
- Живи, родник!
- Как спасти нашу реку?
- Какую воду мы пьём
- Каким воздухом мы дышим
- Как мультфильмы влияют на психику ребенка
- Охранять природу - значит охранять мир
- Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
- Экология моего поселка
- Экология нашего водоёма
Предварительный просмотр:
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Стадии работы над проектом:
1. Подготовка;
2. Планирование;
3. Исследование;
4. Выводы;
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов.
Ниже приведена таблица, в которой подробно рассмотрены стадии работы над
проектом:
Стадия работы над проектом |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя
|
Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Предварительный просмотр:
СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ТЕМ ПРОЕКТОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Социальные:
- «Как попросить о помощи?»
- «Азбука безопасности. Правила дорожного движения».
- «Ветеран живёт рядом».
- «Быть добрым – просто!».
- Что значит «помочь»?
Творческие:
- Бывают ли растения-хищники?
- Влияние газированных напитков на организм человека
- Во что играли наши предки?
- Генеалогическое дерево моей семьи.
- Для чего человеку нос?
Учебные:
- Как велик миллион?
- Как измерить время?
- Как измерить расстояние между родственниками.
- Как найти решение задачи
- Как разрезать пирог?
Исследовательские:
- Почему скисает молоко?
- Почему стреляет попкорн?
- Почему хлеб бывает чёрный и белый?
- Почему чай заваривают в горячей воде?
- Путешествие водяной капельки
Информационные:
- Греет ли снег?
- Греет ли шуба?
- Куда исчезают лужи после дождя?
- Почему Луна не падает на Землю?
- Почему масло в воде не тонет?
Предварительный просмотр:
СПИСОК КОНКУРСОВ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся
«Изменим мир к лучшему!».
Направление: социальное.
Ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=122
2. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся
«Грани науки».
Направление: исследовательское.
Ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=119
3. Всероссийский дистанционный Конкурс Проектов 2018 для учащихся 1-11-х классов.
Направление: все направления.
Ссылка: https://www.cdti43.ru/olimpiady-i-konkursy-dlya-detej-i-molodezhi/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2
4. Всероссийский конкурс научно-технических и творческих проектов
«Луна: город первых».
Направление: творческое.
Ссылка: http://luna2018.festivalnauki.ru/
5. VII Всероссийский конкурс детских анималистических проектов имени В.М. Смирина.
Направление: творческое, исследовательское.
Ссылка: http://www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/projects/smirin-konkurs.html
Предварительный просмотр:
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. Бычков, А.В. «Метод проектов в современной школе».
2. Брыкова, О. В. «Проектная деятельность в учебном процессе».
3. Савенков, А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников».
4. Семенова, Н. А. «Организация исследовательской деятельности младших школьников: методическое пособие».
5. Журнал «Начальная школа» №9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...