Работа над проектом "Животные". Практические советы.
статья (2 класс) на тему

Смирнова Елена Николаевна

На сайте размещены материалы к уроку "Животные". В статье рассказывается о подготовке данного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_v_gruppah_vystuplenie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в группах как условие развития социальной компетентности.

Практические советы. (Работа над проектом «Животные»)

Изучая теоретические основы интерактивных уроков и, пробуя внедрять основные идеи этих технологий, я пришла к выводу, что мои уроки стали интереснее, проходят живее, чем традиционные и положительно влияют на результат учебной деятельности. Высшей похвалой от учеников является фраза: «А что урок уже закончился? Так быстро!» Это значит, что усвоение материала происходит одновременно с активной деятельностью учащихся. А когда человек занят интересным делом, время не тянется в ожидании долгожданного звонка, а летит незаметно.

        Увидав брошюру методических рекомендаций об организации проектной деятельности учащихся и изучив теорию детально, поняла, что ничего сверхсложного в этом методе нет. А к подготовке урока толчком явилось несоответствие материала данного в учебнике и стремление детей узнать намного больше, чем предлагают в учебнике.

        По предмету «Окружающий мир», тему «Животные» и «Разнообразие животных» мы подробно рассмотрели еще в 1 классе, и снова актуализировать знания учащихся было бы не интересным. Ведь еще в 1 классе дети приносили множество энциклопедий и других источников на столь интересную тему.

        Сразу мне нужно было определить границы предстоящей работы: что смогут сделать дети, а что нет; какой должна быть самостоятельная работа, в чем попросить помощь родителей; и какова будет моя роль в уроке.

        Так как дети все-таки еще маленькие, то основная их работа заключалась в поиске и сборе информации по определенной теме и в подготовке выступлений. Причем выступления детей были дифференцированы: дети готовились рассказывать подготовленный материал,  могли для выступления выбрать стихи или могли свое сообщение прочитать с листа.

        Класс я разделила на четыре группы. В основе деления – мои наблюдения за взаимоотношениями ребят. Также были выбраны лидеры – самые ответственные учащиеся. Каждый учащийся получил лист – задание (см. приложение), на котором был отмечен срок конца сдачи информации.

        Через день дети просто завалили мой стол литературой, листочками с записями загадок, пословиц, с материалами из интернета, рисунками, фотографиями.

        Самым сложным было разобраться в массе источников, выбрать самое основное, интересное и определить, кому из ребят, какую информацию дать. Точкой отсчета стала тематика учебного материала по каждой группе. Первая группа готовила сообщение о насекомых, вторая группа – о земноводных и пресмыкающихся, третья группа – о рыбах, четвертая группа – о птицах и зверях.

        Затем я перешла к подбору материала из каждой отдельной группы и, совместно с детьми, мы составили определенные схемы по темам, своеобразные мини-сценарии выступлений (планы проектов).

План проекта первой группы

  1. Существенные признаки насекомых.
  2. Значение насекомых.
  3. Насекомые – рекордсмены.
  4. Загадки о насекомых.

План проекта второй группы

  1. Интересные факты о лягушке.
  2. Существенные признаки земноводных.
  3. Игра «Доскажи словечко».
  4. Существенные признаки пресмыкающихся.
  5. Защита пресмыкающихся от врагов.

План проекта третьей группы

  1. Разгадывание кроссворда (сообщения о рыбах).
  2. Существенные признаки рыб.
  3. Почему у рыб встречаются двойные названия.

План проекта четвертой группы

  1. Дидактическая игра «Найди меня».
  2. Существенные признаки птиц и зверей.
  3. Игра «Собери пословицу».
  4. Легенды о птицах.

При составлении конспекта урока я выделила шесть основных целей (смотреть публикацию конспекта урока «Животные» на сайте). Но целей и задач, решаемых при подготовке урока и его проведении значительно больше. Затронуты все сферы развития компетенций: и информационная, и коммуникативная, и социальная, и др.

Теперь нужно было определиться с типами проектов.

По методу и виду деятельности проекты исследовательские, творческие, роле-игровые.

По характеру контактов – групповые.

По времени проведения – краткосрочные.

По содержанию – природоведческие, научно-игровые.

Когда информация была собрана и немного систематизирована, мы с детьми стали работать над оформлением собранных материалов и оформлением конечного результата работы. У нас получились четыре папки по темам «Группы животных», а также мультимедийный продукт – презентация (опубликована на сайте).

Раньше уроки такого типа, когда дети заучивали текст или зачитывали готовую информацию, я не приветствовала. Казалось бы, что еще проще, чем раздать слова и попросить их выучить? Но не так все просто. Ведь на этом уроке дети – не ученики, а полноправные коллеги учителя. Роль учителя сводится к корректированию деятельности учащихся. Дети же должны «примерить» на себя роль ученых и постараться научить других. Конечно, дети все разные, и вести себя они будут по-разному. Еще одна трудность заключалась в том, чтобы до проведения урока сохранялась интрига: «А что нам приготовила другая группа?» Поэтому нельзя было оставить весь класс, чтобы проверить, как все будет выглядеть в реальности. Приходилось работать с каждой группой отдельно.

Презентация проекта была представлена в виде научной конференции.

Она была оценена членами жюри по ранее предложенным критериям (см. таблицу №1, №2). Лучше обнародовать рейтинговые оценки представленных проектов, чтобы все проектанты видели свой общий результат.

Я составила и таблицу индивидуального оценивания, чтобы учащиеся, которые не принимали участия в подготовке проекта, задумались о своем «вкладе»  в дело группы. Но за подготовку баллы снижены незначительно, что в конце позволит получить участнику оценку не ниже достаточного уровня.

Заключительный этап урока - рефлексия. Было проведено компьютерное  тестирование каждой группы. Результаты помогли определить проблемные вопросы по данной теме, на которые следует обратить особое внимание.

Зачем нужны такие уроки?

  • Для расширения общего кругозора учащихся, подготовке к олимпиадам и конкурсам.
  • Для развития познавательного интереса, чтобы поддерживать в учениках стремление с удовольствием идти в школу.
  • Для формирования компетентной (во всех отношениях) личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Практические советы по организации проектной деятельности и созданию проектов.

В последние годы в школе возрастает интерес к проектной деятельности.Проектирование превратилось внаиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. В данной статье можно найти практические ...

Как учить стихи с ребёнком (Практические советы для родителей)

Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто...

Из опыта работы. Практические советы классному руководителю

Материал содержит практические советы по подготовке и проведению классных часов, который является одной из главных форм внеклассной воспитательной  работы. В приложения входят различные анк...

Как написать рабочие учебные программы по предметам начальной школы: практические советы, основанные на опыте работы

Данная публикация содержит два документа: презентацию "Особенности написания рабочих учебных программ по предметам начальной школы, отвечающих требованиям ФК ГОС и ФГОС 2 поколения" и  и выдержки...

Как работать с родителями учеников. Несколько рецептов и практических советов

Как работать с родителями учеников. Несколько рецептов и практических советовhttp://pedsovet.su/publ/72-1-0-2641...

Практические советы по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении

Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы. ЗПР относится к разряду ...

Практические советы по работе с проблемными детьми

Реомендации учителям начальных классов...