Формирование у младших школьников готовность к саморазвитию
статья на тему

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, становятся полезными в наше непростое время. Личность ребёнка развивается в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него.  Чтобы сформировать целостную личность, необходимо развивать познавательный интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у младших школьников готовность к саморазвитию

   Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Школьное образование ставит задачу развития способности ребёнка к учению как к саморазвитию.

   Самореализация учащегося – это реализация его возможностей, его «Я», предъявление себя другим во взаимодействии с миром и людьми, реализация ценностных ориентаций, раскрывающих смысл жизни ребенка, характер и направленность его деятельности.

Чтение раскрывает больше возможности для умственного, эстетического и речевого развития ребёнка. Именно на уроках литературного чтения и формируется самореализация личности у  учащихся. Цель каждого моего  урока  состоит  в том, чтобы создать условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в которых учащиеся: не боятся высказать свою точку зрения, развивают умения анализировать.

   Для самореализации личности использую разнообразные и наиболее интересные виды работы:

1.Развития речевого аппарата.  

Ученики произносят различные звукоподражания с разной силой голоса, меняя темп речи.

2. Формирования чёткой дикции.  Учащиеся сначала читают буквы, затем слоги, карточки с которыми вразброс прикреплены на доске. Потом самостоятельно составляют слова и объясняют лексическое значение каждого слова.

 3. Чтение скороговорок.  Используется чтение скороговорок сначала в медленном, а  затем в  быстром темпе.

 4. Работа с чистоговорками.

 Это позволяет развивать творческие способности учащихся.  

 По образцу ученики самостоятельно придумывают свои чистоговорки, порой очень весёлые:

Например, « Лы-лы-лы – любим мы с тобой каникулы.

Об-об-об – провалились мы в сугроб.

Ех-ех-ех – любим мы весёлый смех».

 5. Произнеси стихотворение без ошибок (стихотворение пишется на доске).                            

 6. Отработки интонационной выразительности речи. Учащиеся читают разные по эмоциональной окраске предложения, стараясь передать голосом восторг, удивление, сожаление, радость, грусть и т.д.

 7. Выполняются задания, чтобы школьники научились выделять главные «нужные» слова.

Задание: « Прочитайте так, чтобы логическое ударение было на первом слоге, затем на втором и т.д. Какой вариант прочтения считается правильным?»

 8.  Совершенствование темпа чтения.  Проводится упражнение «Гонка за лидером».

Сначала ученики читают текст с учителем. Затем на роль учителя приглашается хорошо читающий ученик, и учащиеся читают вместе с ним. Это стимулирует учащихся.

 9.Составляют рассказы, стихи, загадки, сказки, применяют сюжетные и предметные картинки.

 10.  «Ролевые игры, игровые интерпретации и т.д. 

Ш.А. Амоношвили писал, что без игры на уроке невозможно увлечь ребёнка в мир знаний, сделать его активным.    Игра и помогает ребёнку  проявить самостоятельность, активность.  

11. Участие детей в научно-практических конференциях, подготовка докладов, выступлений, рефератов.

  Вся эта работа  дает возможность любому ученику проявить себя и показать свои знания.

   Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке, и наша цель– сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. Более того, нужно, чтобы с нашей помощью они прошли школу литературного творчества, ощутили радость, сделали свои первые шаги к самовыражению. Пусть ученик удивится, порадуется, начнет уважать себя за знания и умения, которые, оказываются, уже у него есть. Наверное, поэтому сейчас появились учебники по начальному литературному образованию, учебники, которые позволяют учить детей литературному чтению и творчеству.  

   Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, становятся полезными в наше непростое время. Личность ребёнка развивается в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него.  Чтобы сформировать целостную личность, необходимо развивать познавательный интерес.

У каждого ученика   активность познания определяется его пониманием задач обучения, трудностью или лёгкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования учителя, навыки учебного труда, духовными интересами и запросами. Задача учителя – создавать условия для познавательной активности учащихся, формировать самостоятельность и работоспособность.          

Я считаю, что уроки литературного чтения должны прививать ребёнку потребность в чтении, приобщении к миру искусства и к миру собственной души. Цель литературного образования – научить читать книги, то есть осмысливать и переживать то, что изображает автор, оценивать, соотносить все узнаваемое со своими представлениями и ценностями; воспитать грамотного читателя. 

Основой целостности педагогического процесса становится развивающаяся в многообразных формах жизнь детей и взрослых, те реальные проблемы, которые порождаются самой реальностью и совместно решаются в обстановке сотворчества, сотрудничества, сопереживания; возможность для учащегося и учителя самореализоваться в сфере образования. Для ученика это такое построение системы обучения, когда он сам получает возможность определить социально-педагогическую нишу, в которой ему будет комфортно, где действуют стимулы, обеспечивающие постоянный выход личности «за свои пределы», развитие ее креативного потенциала. По отношению к учителю это обеспечение ситуации выбора как профессионально-нравственного, предполагающего свободную реализацию собственных концептуальных подходов и инновационных идей, так и профессионально-технологического, обусловленного свободным владением всем спектром методических средств, приемов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения.

Использованная литература:

1.И.Б. Корниенко «Самореализация учащихся на уроках чтения».

Начальная школа. 2008., № 6.

2. «Самореализация личности в процессе творческой деятельности учащихся». АСПАНОВА Н. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...

Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.

Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....