Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_chtenie_3_kl.doc | 353 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1»
ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов МБОУ «Инсарская СОШ №1» ___________ Маврушкина Е.Н. протокол № ________ «29» августа 2017 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР МБОУ «Инсарская СОШ №1» ____________Чудаева Е.В. «30» августа 2017 г. | «Утверждаю» директор МБОУ «Инсарская СОШ №1» ___________ Гулькина Е.В. «31» августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение»
на 2017-2018 учебный год
Класс: 3"б"
Разработчик программы:
Зимулькина Н.А.,
учитель начальных классов
г. Инсар
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение предмета «Литературное чтение» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 3 «Б» класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Литературное чтение» (автор: Л.Ф. Климанова, М.: Просвещение, 2011 г.).
Преподавание ведется по учебнику: Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 3 класс. М.: Просвещение, 2013 и последующие издания.
На изучение предмета «Литературное чтение» в рабочей программе берется 140 учебных часов, 4 часа в неделю.
Цель и задачи учебного предмета «Литературное чтение»
Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование
читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Задачи курса:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков, компетентностей, различных способов деятельности.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Изучение литературного чтения в 3 «Б» классе обеспечивает достижение следующих образовательных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные УУД
1) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
2) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Коммуникативные УУД:
1) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
3) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
• употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
• наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
• рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
• самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
• делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
• формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
• находить в произведениях средства художественной выразительности;
• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
• писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
• пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
• сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
• писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
• определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
• понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
• находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
• составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
• выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
• оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
• формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
• читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
• осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
• определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
• предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
• определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
• сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
• самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
• определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
• сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
• соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
• сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
• сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
• находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
• сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
• понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
• определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
• высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• понимать цель своего высказывания;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
• проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
• объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
• отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
• опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
• формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
• определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
• руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
• объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
• находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты).
Учащиеся получат возможность научиться:
• высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
• участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
• создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
• демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
• предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
• определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
• использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
• отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
• определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
• оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе.
Личностные
Учащиеся научатся:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
• с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
• самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
• принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Содержание учебного предмета
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг.
Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове
Устное народное творчество (14 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.
Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. Русские народные песни. Выразительное чтение русских песен.
Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван-Царевич и Серый Волк». «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.
Великие русские писатели (24 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
А. С. Пушкин. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения. Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.
Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Литературные сказки (8 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. А. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
С.А.Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое (14 ч)
М. Пришвин «Моя родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.
А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение.
С.В.Михалков «Если». Выразительное чтение.Е.А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.
А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.
М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.
Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова.
По страницам детских журналов (7 ч)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Зарубежная литература (7 ч)
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике.
Повторение (8 ч)
Распределение учебных часов по четвертям
Курс рассчитан на 140 ч, 4 часа в неделю, 35 учебных недель.
Количество часов в 1-й четверти – 34 ч.
Количество часов во 2-й четверти – 30 ч.
Количество часов в 3-й четверти – 46 ч.
Количество часов в 4-й четверти – 32 ч.
Отличительные особенности тематического планирования
В примерную учебную программу по литературному чтению автора Л.Ф. Климановой внесены следующие изменения и дополнения:
- в структуру и содержание разделов: в тему 3 раздела 2, 10 раздела 3, 2 раздела 6, 6 раздела 12 внесен материал, связанный с регионально-национальным компонентом Республики Мордовия,
- в распределение количества часов на изучение отдельно взятых тем: уменьшено количество часов на изучение тем разделов 10, 13, 14. Определены часы на итоговое повторение в конце учебного года за счет уменьшения количества часов этих разделов, что объясняется разной степенью сложности учебного материала, а также за счет 4 дополнительных часов 35 учебной недели.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | 1 | |
Раздел 1. | Самое великое чудо на свете | 4 | 4 |
Раздел 2. | Устное народное творчество. НРК | 14 | 14 |
Раздел 3. | Поэтическая тетрадь 1. НРК | 11 | 11 |
Раздел 4. | Великие русские писатели | 24 | 24 |
Раздел 5. | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | 6 |
Раздел 6. | Литературные сказки | 8 | 8 |
Раздел 7. | Были - небылицы | 10 | 10 |
Раздел 8. | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | 6 |
Раздел 9. | Люби живое | 16 | 14 |
Раздел 10. | Поэтическая тетрадь 2.НРК | 8 | 8 |
Раздел 11. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 | 12 |
Раздел 12. | По страницам детских журналов | 8 | 7 |
Раздел 13. | Зарубежная литература | 8 | 7 |
Раздел 14. | Повторение | - | 8 |
ИТОГО | 136 | 140 |
Практическая часть программы
Учебный материал | Кол-во часов |
1. Проверка техники чтения | 25 мин |
2. Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | 2 |
3. Проверка техники чтения | 25 мин |
4. Проверка техники чтения | 25 мин |
5. Проверка техники чтения | 25 мин |
6. Проект « Праздник поэзии» | 1 |
7. Итоговая диагностическая работа | 1 |
Календарно-тематическое планирование (140 ч)
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
1 четверть | |||||
Самое великое на свете чудо | 5 | ||||
1 | 1. Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | 1 | 01.09 | ||
2 | 2. Знакомство с названием раздела. Летнее чтение | 1 | 02.09 | ||
3 | 3.Рукописные книги Древней Руси | 1 | 06.09 | ||
4 | 4.Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. | 1 | 07.09 | ||
5 | 5.Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо» | 1 | 08.09 | ||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, используя условные обозначения, читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы, находить необходимую информацию в книге, обобщать полученную информацию по истории создания книги. | |||||
Устное народное творчество | 14 | ||||
6 | 1.Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. | 1 | 09.09 | ||
7 | 2.Шуточные народные песни. | 1 | 13.09 | ||
8 | 3.Докучные сказки. РНК - мордовские народные сказки Проверка техники чтения | 1 | 14.09 | ||
9 | 4.Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда | 1 | 15.09 | ||
10 | 5.Произведения прикладного искусств; дымковская и богородская игрушка | 1 | 16.09 | ||
11 | 6.Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | 20.09 | ||
12 | 7.Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | 21.09 | ||
13 | 8.Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | 1 | 22.09 | ||
14 | 9.Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | 1 | 23.09 | ||
15 | 10.Русская народная сказка «Сивка - Бурка» | 1 | 27.09 | ||
16 | 11.Русская народная сказка «Сивка - Бурка» | 1 | 28.09 | ||
17 | 12.Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | 1 | 29.09 | ||
18 | 13. Проект: «Сочиняем волшебную сказку» (защита) | 1 | 30.09 | ||
19 | 14.Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» | 1 | 04.10 | ||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности, принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения, называть жанры прикладного искусства, читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. | |||||
Поэтическая тетрадь 1 | 11 | ||||
20 | 1.Знакомство с названием раздела. «Как научиться читать стихи» научно-популярная статья Я. Смоленского. | 1 | 05.10 | ||
21 | 2.Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | 06.10 | ||
22 | 3.Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья». | 1 | 07.10 | ||
23 | 4.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | 1 | 11.10 | ||
24 | 5.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | 12.10 | ||
25 | 6.И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно» | 1 | 13.10 | ||
26 | 7.И. С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | 14.10 | ||
27 | 8.И. З. Суриков «Детство» | 1 | 18.10 | ||
28 | 9.И. З. Суриков «Зима» | 1 | 19.10 | ||
29 | 10.Обобщающий урок по разделу: «Поэтическая тетрадь 1» РНК - стихи мордовских поэтов об осени | 1 | 20.10 | ||
30 | 11. Оценка достижений. Проверка техники чтения | 1 | 21.10 | ||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): читать выразительно стихи, передавая настроение автора, наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова, определить различные средства выразительности, использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | |||||
Великие русские писатели | 24 | ||||
31 | 1.Знакомство с названием раздела. Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». А.С.Пушкин « За весной, красой природы…» | 1 | 25.10 | ||
32 | 2.А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало» | 1 | 26.10 | ||
33 | 3.А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета» | 1 | 27.10 | ||
34 | 4.А.С. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | 28.10 | ||
2 четверть | |||||
35 | 5.А.С. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | 08.11 | ||
36 | 6.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | 1 | 09.11 | ||
37 | 7.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | 1 | 10.11 | ||
38 | 8.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | 1 | 11.11 | ||
39 | 9.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | 1 | 15.11 | ||
40 | 10.И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А Крылове | 1 | 16.11 | ||
41 | 11.И.А. Крылов «Мартышка и очки» | 1 | 17.11 | ||
42 | 12.И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1 | 18.11 | ||
43 | 13.И.А. Крылов «Ворона и лисица» | 1 | 22.11 | ||
44 | 14.М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | 1 | 23.11 | ||
45 | 15.М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко..» | 1 | 24.11 | ||
46 | 16.М. Ю. Лермонтов. «Утес» | 1 | 25.11 | ||
47 | 17.М. Ю. Лермонтов «Осень» | 1 | 29.11 | ||
48 | 18.Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве Л. Н. Толстого | 1 | 30.11 | ||
49 | 19.Л.Н. Толстой «Акула» | 1 | 01.12 | ||
50 | 20.Л.Н. Толстой «Акула» | 1 | 02.12 | ||
51 | 21.Л.Н. Толстой «Прыжок» | 1 | 06.12 | ||
52 | 22.Л.Н. Толстой « Лев и собачка» | 1 | 07.12 | ||
53 | 23.Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» | 1 | 08.12 | ||
54 | 24.Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» Оценка достижений. | 1 | 09.12 | ||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): различать лирическое и прозаическое произведения, называть отличительные особенности стихотворного текста, объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем, находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). | |||||
Поэтическая тетрадь 2 | 6 | ||||
55 | 1.Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов «Славная осень!» | 1 | 13.12 | ||
56 | 2.Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором» Проверка техники чтения | 1 | 14.12 | ||
57 | 3.Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | 15.12 | ||
58 | 4.К.Д. Бальмонт «Золотое слово» | 1 | 16.12 | ||
59 | 5.И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги» | 1 | 20.12 | ||
60 | 6.Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 2» | 1 | 21.12 | ||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): воспринимать стихи на слух, читать стихотворение, выражая авторское настроение, сравнивать текст-описание и текст-повествование, находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения, следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении, объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря, создавать словесные картины по тексту стихотворения, находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | |||||
Литературные сказки | 8 | ||||
61 | 1.Знакомство с названием раздела. | 1 | 22.12 | ||
62 | 2.Д. Н. Мамин - Сибиряк Присказка « Алёнушкины сказки» | 1 | 23.12 | ||
63 | 3.Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | 27.12 | ||
64 | 4.В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | 28.12 | ||
3 четверть | |||||
65 | 5.В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | |||
66 | 6.В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | |||
67 | 7.В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | |||
68 | 8.Обобщающий урок по разделу « Литературные сказки » РНК - мордовские писатели - детям | 1 | |||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение, читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки, сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках, сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки, читать сказку в лицах. | |||||
Были - небылицы | 10 | ||||
69 | 1.Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | |||
70 | 2.М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | |||
71 | 3.К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 | |||
72 | 4.К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 | |||
73 | 5.К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 | |||
74 | 6.А.И. Куприн «Слон» | 1 | |||
75 | 7.А.И. Куприн «Слон» | 1 | |||
76 | 8.А.И. Куприн «Слон» | 1 | |||
77 | 9.А.И. Куприн «Слон» | 1 | |||
78 | 10.Обобщение по разделу«Были - небылицы» | 1 | |||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героя, выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план краткого и полного пересказов, пересказывать текст подробно, кратко, выборочно, определять характеристики героев произведения с опорой на текст. | |||||
Поэтическая тетрадь 1 | 6 | ||||
79 | 1.Знакомство с названием раздела С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» | 1 | |||
80 | 2.С.Чёрный «Воробей». «Слон». | 1 | |||
81 | 3.А.А. Блок « Ветхая избушка» | 1 | |||
82 | 4.А.А. Блок « Сны», «Ворона» | 1 | |||
83 | 5.С.А. Есенин «Черёмуха» | 1 | |||
84 | 6.Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | |||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): читать стихотворение, отражая настроение, находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты. | |||||
Люби живое | 14 | ||||
85 | 1.Знакомство с названием раздела М.М. Пришвин « Моя Родина» (из воспоминаний) | 1 | |||
86 | 2.И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек» Проверка техники чтения | 1 | |||
87 | 3.И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек» | 1 | |||
88 | 4.В.И. Белов « Малька провинилась» | 1 | |||
89 | 5.В.И. Белов « Ещё раз про Мальку» | 1 | |||
90 | 6.В.В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | |||
91 | 7.В.В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | |||
92 | 8.В.В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | |||
93 | 9.Б.С. Житков « Про обезьянку» | 1 | |||
94 | 10.Б.С. Житков « Про обезьянку» | 1 | |||
95 | 11.Б.С. Житков « Про обезьянку» | 1 | |||
96 | 12.В.П .Астафьев «Капалуха» | 1 | |||
97 | 13.В.Ю. Драгунский « Он живой и светится» | 1 | |||
98 | 14.Обобщение по разделу« Люби живое » | 1 | |||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, понимать нравственный смысл рассказов, определять основную мысль рассказа, составлять план произведения, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведение на основе плана. | |||||
Поэтическая тетрадь 2 | 8 | ||||
99 | 1.Знакомство с разделом.С.Я. Маршак «Гроза днём» | 1 | |||
100 | 2.С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной» | 1 | |||
101 | 3.А.Л. Барто « Разлука» | 1 | |||
102 | 4.А.Л. Барто « В театре» | 1 | |||
103 | 5.С.В. Михалков «Если» | 1 | |||
104 | 6.Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | 1 | |||
105 | 7.Проект « Праздник поэзии» | 1 | |||
106 | 8.Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2 » | 1 | |||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): читать и воспринимать на слух лирические тексты, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому, сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение, находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения, сочинять стихотворения, заучивать стихи наизусть. | |||||
4 четверть | |||||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 | ||||
107 | 1.Знакомство с разделом Б.В. Шергин « Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» | 1 | |||
108 | 2.А.П. Платонов «Цветок на земле» | 1 | |||
109 | 3.А.П. Платонов «Цветок на земле» | 1 | |||
110 | 4.А.П. Платонов «Ещё мама» | 1 | |||
111 | 5.А.П. Платонов «Ещё мама» | 1 | |||
112 | 6.М.М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | |||
113 | 7.М.М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | |||
114 | 8.М.М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | |||
115 | 9.М.М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | |||
116 | 10.Н.Н. Носов «Федина задача» | 1 | |||
117 | 11.Н.Н. Носов «Телефон» | 1 | |||
118 | 12. Обобщение по разделу « Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» | 1 | |||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме, планировать работу на уроке с использованием условных обозначений, воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание, объяснять смысл названия произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. | |||||
По страницам детских журналов | 7 | ||||
119 | 1.Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | |||
120 | 2.Ю.И. Ермолаев «Проговорился» | 1 | |||
121 | 3.Ю.И. Ермолаев «Воспитатели» | 1 | |||
122 | 4.Г.Б. Остер «Вредные советы» | 1 | |||
123 | 5.Г.Б. Остер « Как получаются легенды» | 1 | |||
124 | 6.Р. Сеф « Весёлые стихи» РНК - детские журналы мордовского издательства | 1 | |||
125 | 7.Обобщение по разделу « По страницам детских журналов» | 1 | |||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): выбирать для себя необходимый и интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания, использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи», придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, находить необходимую информацию в журнале. | |||||
Зарубежная литература | 7 | ||||
126 | 1.Знакомство с разделом Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» | 1 | |||
127 | 2.Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» | 1 | |||
128 | 3.Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» | 1 | |||
129 | 4.Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | |||
130 | 5.Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | |||
131 | 6.Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | |||
132 | 7.Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 | |||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире, пересказывать выборочно произведение, сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя), рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. | |||||
Повторение | 8 | ||||
133 | 1.Итоговая диагностическая работа | 1 | |||
134 | 2.Урок-викторина «Книжкины друзья» | 1 | |||
135 | 3.О чем мы будем читать летом. Урок-рекомендация. | 1 | |||
136-140 | 4-8. Повторение и обобщение пройденного за курс 3 класса | 5 | |||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественное произведение, подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. |
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (ИЛИ ИХ ЭЛЕМЕНТЫ):
• ИКТ
• игровая технология
• проектная технология
• учебно-исследовательская технология
• проблемно-диалоговая технология
ТИПЫ УРОКОВ
• урок усвоения новых знаний
• урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
• урок применения метапредметных и предметных знаний
• урок обобщения и систематизации предметных знаний
• урок повторения предметных знаний
• контрольный урок
• коррекционный урок
• комбинированный урок
• учебная экскурсия
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
текущий, итоговый.
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
На уроках проводится работа с одаренными детьми (дифференциация и индивидуализация обучения):
- разноуровневые задания (обучающие и контролирующие);
- обучение самостоятельной работе (работа с учебником, с дополнительной литературой);
- творческие задания (сочинение стихов, сказок, загадок и др).
РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В классе обучаются 2 ребёнка с ОВЗ. Рекомендовано: обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе 7.1 (программа коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК).
Для успешного обучения выбираются задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения детьми. Дифференцируется помощь, необходимая учащимся (организующая, стимулирующая, обучающая).
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Изучение региональных особенностей учитывается при проведении 1 урока в каждой четверти - творческие задания на основе наблюдений за родной природой, знакомство с устным народным творчеством мордовского народа, с творчеством мордовских писателей.
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ:
Применение на уроках презентаций при изучении материала, что обусловлено:
• улучшением наглядности изучаемого материала,
• увеличением количества предлагаемой информации,
• уменьшением времени подачи материала
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
Учебно-методическое обеспечение
1. Книгопечатная продукция
1.Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 3 класс. М.: Просвещение, 2011 и последующие издания.
2.С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. – М.: ВАКО, 2015.
Полная хрестоматия для начальной школы. 3 класс. – Минск, ООО «Харвест», 2012.
3.Хрестоматия по литературе. 1-4 класс. - Минск, ООО «Харвест», 2012.
2. Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» Климановой Л.Ф и др. (CD).
3. Наглядные пособия:
- Детские книги разных типов из круга детского чтения.
- Портреты писателей и поэтов.
4. Материально-технические средства:
Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор
5. Интернет-ресурсы:
1. . http://standart.edu.ru[Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
2. http://school-collection.edu.ru[Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
3. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
4. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
5. http://bibliofond.ru[Электронная библиотека «Библиофонд»];
6. http://videouroki.net[Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
7. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
8. http://www.uchportal.ru[Учительский портал];
9. http://www.pandia.ru[Портал «Энциклопедия знаний»];
10. http://window.edu.ru[Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
11. http://nachalka.info/[Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...