«СПОСОБЫ УЧИТЕЛЬСКОЙ ПРАВКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА»
методическая разработка (2, 3 класс) на тему
«СПОСОБЫ УЧИТЕЛЬСКОЙ ПРАВКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА» из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«СПОСОБЫ УЧИТЕЛЬСКОЙ ПРАВКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА» | 343.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«СПОСОБЫ УЧИТЕЛЬСКОЙ ПРАВКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА» (слайд 1)
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Грамотное письмо предполагает, что человек умеет отыскивать, узнавать, выбирать, обнаруживать явления языка на основе орфографического навыка, который приобрел в дошкольном и школьном детстве. Поэтому данный навык помогает любому человеку задуматься над правильностью написания орфограммы и умением ее проверить.
(Слайд 2) Орфографический навык – это навык не простой, он формируется в процессе долгих упражнений и базируется на более простых навыках и умениях. Природа становления навыка и его совершенствование – это сложный и многоступенчатый процесс. Основной период развития и становления орфографического навыка – это обучение ребенка в начальной школе.
Навык формируется в процессе долгих и продолжительных упражнений и базируется на частных навыках и умениях.
К ним Д.Н. Богоявленский относит:
- навык письма;
- с фонетической стороны умение анализировать слово;
- умение устанавливать морфемный состав слова;
- умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;
- умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило
Школьник должен уяснить, что навыком грамотного письма можно овладеть только тогда, когда знания закрепляются через осознание каждой орографической ошибки, так как она уникальна и индивидуальна и требует осознанного действия ученика посредством упражнений и правил.
М.Р. Львов выделил этапы, последовательное прохождение которых обеспечит пишущему решение орфографической задачи:
1) почувствовать орфограмму в слове;
2) установить ее вид;
3) в зависимости от вида орфограммы найти способ решения;
4) найти последовательность в решении возникшей проблемы написания орфограммы;
5) определить последовательные действия;
6) выполнить решение
(Слайд 3)
Процесс обучения орфографии должен быть подчинён формированию следующих собственно орфографических умений:
- замечать орфограммы (ставить орфографические задачи);
- определять и находить тип орфограммы;
- действовать в соответствии с предписаниями правила;
- реализовывать и исполнять орфографический самоконтроль.
К компонентам орфографического действия относятся:
- поиск слабых звуковых позиций в словах;
- нахождение способа ее проверки;
- установление графического (-их) символа (-ов) для передачи орфограммы;
- написание орфограммы;
- соединения букв
Автоматизация сознательных действий, по мнению Д.Н. Богоявленского, включает:
1) снижение роли важности и значительности своих действий;
2) свертывание умственных операций за счет доказывающей части рассуждения, а потом и за счет оперативных суждений;
3) соединение, сплочение и обобщение частных действий в более простые действия и расширение в связи с этим границ переноса;
4) усовершенствование приемов выполнения действий, отбор максимально рациональных способов решения орфографических задач;
5) автоматизация действия;
6)неосознанное написание по правилам
Условия образования навыка – это, прежде всего
1) знание предписаний правила;
2) знание алгоритмов использования правил на практике;
3) система тренировочных упражнений.
В связи с этим возможны такие приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками, как
(Слайд 4)
Приемы самостоятельной работы над ошибками |
|
|
|
|
|
|
|
Способы исправления ошибок учителем, представленные в таблице ниже и на слайде 5
Способы исправления орфографических ошибок
Первый и второй способы требуют от учащихся самостоятельного распознавания характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и с учетом этого, выбора способа ее исправления.
Третий и четвертый способы указания на ошибку прямо или косвенно определяют ее характер.
Пятый и шестой способы содержат подсказку, которая помогает учащимся ориентироваться в памятке работы по следам ошибок и исправлять ошибку по образцу.
Седьмой способ указания на ошибку побуждает учащихся к репродуктивной деятельности, однако исключает возможность неверного выбора способа исправления ошибки.
Слайд 6 Способы показа ошибок учителем применяемые во 2-3«Б»классе МБОУ «СШ №3» г. Десногорска:
- Ошибка зачёркнута, но не исправлена.
- Подчеркнуто место в слове или всё слово, где допущено нарушение.
- Знаки ошибки на полях без указания слов на строке, где ошибки допущены.
- На полях условным знаком показана морфема, содержащая неверное написание.
- На полях записана буква, учащемуся необходимо найти слово, в котором допущена ошибка.
- На полях – знак ошибки и указание на морфему или часть речи, где она допущена.
Для того чтобы школьники как можно меньше допускали ошибок, им необходимо специально организованные условия, к которым можно отнести:
- предварительное выделение и обсуждение орфограмм в записываемом тексте (подчеркивание орфограмм перед списыванием, предупредительный диктант, орфографический анализ исходного текста для изложения, орфографический анализ слов, которые могут быть использованы в сочинении);
- предварительное припоминание правила, необходимого для выполнения упражнения, обращение к памятке или опорной схеме для восстановления в памяти способа применения правила;
- вынесение на доску слов с графическим выделением неизученных орфограмм из записываемого текста (диктанта, изложения, из тематического словаря к сочинению);
- орфографическое проговаривание до и во время записи;
- орфографическое комментирование в процессе записи (сплошное или выборочное);
- использование особого способа записи слова с пропуском орфограмм;
- разрешение и даже поощрение обращения в случае необходимости за помощью к учителю или к словарю;
- применение памяток, обучающих детей выполнению в определенной последовательности умственных действий, необходимых для правильного написания слов.
Приёмы исправления ошибок рассматриваются и как виды заданий, которые учитель предлагает учащимся для исправления ошибок, и как вид указания учителем на допущенную учеником ошибку при проверке письменной работы. Исправление допущенных учащимися ошибок может происходить в ходе написания работы и после нее. В первом случае используется орфографическое комментирование: объяснительный диктант или списывание. Во втором случае возможно использование следующих способов организации работы:
- проверка работы учителем;
- самопроверка работы учеником путем сличения с образцом, обращения к словарю или путем выделения орфограмм и обоснования написаний;
- взаимопроверка написанного (ученики обмениваются тетрадями и действуют так же, как при самопроверке);
- коллективная проверка написанного (под контролем учителя кто-то из учеников объясняет, остальные в случае обнаружения ошибки исправляют).
Ознакомление с общим способом исправления орфографических ошибок проводится на специальном уроке работы над ошибками. На основе анализа языкового материала школьники определяют последовательность действий при исправлении ошибок, составляется памятка для работы над ошибками.
Например, памятка может быть такой (для 3 – 4 класса):
Порядок выполнения работы над ошибками:
1. Найди слово, написанное с ошибкой.
2. Определи, на какое правило допущена ошибка:
1) правило переноса; 2) правило употребления заглавных букв; 3) правило слитных или раздельных написаний; 4) правило обозначения звуков буквами. Если ошибка в обозначении звука буквой, разбери слово по составу и определи место орфограммы в слове, а для орфограмм в суффиксе или окончании – часть речи.
3. Вспомни (прочитай) нужное правило.
4. Проверь написание слова по правилу. Напиши слово правильно, обозначь орфограмму и приведи обоснование выбора буквы.
5. Выбери слова с ошибкой на то же правило, напиши их с обоснованием выбора буквы.
6. Приведи примеры слов с такой же орфограммой, напиши их с обоснованием выбора буквы.
В дальнейшем отрабатывается умение выполнять работу над ошибками по памятке.
На начальном этапе работы над формированием умения исправлять допущенные ошибки используется коллективное исправление «чужих» ошибок, коллективная работа над типичными ошибками, допущенными в самостоятельной работе. Работа над ошибками должна проводиться систематически, а не только после контрольных работ.
При проверке работы учитель может использовать разные способы исправления ошибок. Самый распространенный – зачеркивание ошибочного написания, надписывание правильного варианта и указание на полях на допущенную ошибку (знак ошибки – │). Однако такой способ не активизирует ученика, а провоцирует его пассивную позицию в контексте осуществления орфографического самоконтроля. Поэтому целесообразно использовать другие приемы исправления:
- подчеркивание ошибочного написания или морфемы, слова, в которых допущена ошибка;
- указание на ошибку в строке условным знаком на полях;
- указание в конце работы общего количества допущенных ошибок и др.
Выбор способа исправления зависит в первую очередь от такого фактора, как этап обучения, поэтому ошибка на неизученное правило должна быть исправлена традиционным способом, т.е. верное написание должен указать учитель. На начальном этапе усвоения правила возможна подсказка на полях в виде указания на морфему, грамматическую форму слова и т.п.
Второй фактор, на который необходимо ориентироваться, – это характер ошибки.
- графическая или каллиграфическая ошибка, которая может быть легко обнаружена при произношении слова, просто подчеркивается;
- орфографическая ошибка в непроверяемом написании, особенно на начальных этапах обучения, должна быть исправлена таким образом, чтобы верное написание воспринималось в составе слова.
Третий фактор, необходимый при формировании умения находить и исправлять с учётом способа учительской правки, – индивидуальные особенности ученика, допустившего ошибку: чем выше уровень подготовки ученика, тем больше самостоятельности он может проявить при работе над ошибками.
При выборе приёма исправления ошибок наиболее актуальным окажется тот, который способствует тому, чтобы школьник допускал как можно меньше ошибок. Но чем конкретнее и подробнее будет указание на ошибку, тем легче школьникам ее исправить. После того как ошибка зафиксирована учителем, школьник обязан осуществить работу по следам ошибок.
Исследования (Г.Г. Граник, Н.С. Кузьменко, Т.В. Корешкова и др.) свидетельствуют о том, что внимание школьников необходимо постоянно обращать на тот факт, что умение обнаруживать и исправлять правописные ошибки требует кропотливой работы. С этой целью нужно сознательно планировать работу со школьниками, обращенную на применение общего способа исправления ошибки:
- организовывать на уроках проблемные ситуации, требующие применения общего способа выправления ошибок;
- во время контроля домашнего задания предложить одному из школьников разъяснить, как он выправил ошибки, допущенные в работах;
- разрабатывать фрагменты уроков по исправлению типичных ошибок;
-исправление орфографических ошибок с учетом письменных работ детей.
Усвоение школьниками общих способов исправления ошибок с учётом правки учителя содействует закреплению как общеучебных (рассуждать, доказывать, сопоставлять), так и специальных (распознавать орфограмму, разбирать слово по составу, устанавливать способ исправления ошибки) умений.
На основании изложенного выше становится очевидным, что способы учительской правки и работа над ошибками как форма реагировании на них представляют собою единое целое.
Полученные знания были применены к ученикам 2 «Б» класса МБОУ «СШ №3» г.Десногорска
Слайды по введению 6 видов правки :
1 вид (слайд 7) - ошибка зачеркнута, но не исправлена. Многие дети начинали исправлять ошибку прямо в тексте.
2 вид (слайд 8) -когда подчеркнута буква, место в слове или все слово, где допущено нарушение.
Здесь мы видим, например, из работы Ани Г., что дети периодически продолжают исправлять ошибки прямо в работе. Так, Аня Г., в слове километор просто зачеркнула карандашом букву о, а в слове зонит вставила букву в.
3 вид (слайд 9) - на полях стояло столько знаков ошибки(палочек), сколько ошибок было на строчке, ученику необходимо было найти слово с ошибкой, записать его верно и сделать проверку согласно правилу.
Как видно из представленной работы, Вова Г. получив тетрадь с черточками на полях, тут же нашел ошибки и исправил их, подписав букву с и ь в слове ссориться.
4 вид (слайд 10) - если подчеркнуто слово, а на полях условным знаком показана морфема, содержащая неверное написание, то школьникам необходимо было записать слово верно и сделать проверку согласно правилу.
5 вид (слайд 11) - если на полях записана буква, то необходимо было найти слово, в котором допущена ошибка, и определить правило, на которое сделана ошибка, после чего сделать проверку.
6 вид (слайд 12)- если на полях стоит знак ошибки, а рядом указание на морфему или часть речи, то ученикам необходимо записать слово верно и сделать проверку.
В итоге большинство детей научились находить и исправлять свои ошибки. Многие стали допускать меньше ошибок или же находили их после того как им сообщалось только общее их количество .
При этом мы применяли индивидуальный подход к каждому ребенку, так как способ показа ошибок должен отвечать следующим методическим условиям: (Слайд 13)
1)содержать указание на опознавательные признаки орфограмм, которое поможет ученику определить связь ошибки и типа орфограммы, на который она допущена;
2) предусматривать постепенное возрастание самостоятельности в классификации ошибки и выборе способа её исправления.
Однако, несмотря на это дети с трудом реагировали на нетрадиционные исправления, пытались хитрить (если учитель просто зачеркивал букву или подчеркнул слово, они сверху надписывали верную, исправляя ошибку в работе). Многие не выполняли работу над ошибками в силу ряда причин (родители дома не уделяли этому время, а многие ходили в группу продленного дня, где воспитатели работу над ошибками не выполняли ). В результате мы получили следующие данные:
Сводная таблица по 2 «Б» классу
№ ПРАВКИ | 1 ГРУППА не выполняют р.н.о. | 2ГРУППА периодически выполняют | 3 ГРУППА выполняют регулярно |
1 | 6 чел. | 17 чел. | 2 чел. |
2 | 7 | 14 | 4 |
3 | 9 | 13 | 3 |
4 | 11 | 10 | 4 |
5 | 12 | 9 | 4 |
6 | 14 | 8 | 4 |
Таким образом, можно предположить, что количество учеников в первой группе возросло, потому что, школьникам довольно трудно усвоить новые виды правки и сосредоточиться на них. Возможно, играет не последнюю роль несколько факторов: врожденное орфографическое чутье, фонетический слух, развитие ребенка, мотивация, мышление, возможно, это связано с тем, что больше половины учеников класса посещали группу продленного дня, где воспитатель не уделял времени данному виду деятельности, а родители дома не проверяли тетради. Однако, в итоге грамотность обучающихся возросла и виден положительный результат применения разных видов правки.
Решено продолжить внедрение различных способов правки и проанализировать результативность данной методики на более длительном периоде времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА
В этой работе даются рекомендации по приёмам работы над безударной гласной....
Статья по теме: Коммуникативные задачи как средство формирования грамотного чтения
p { margin-bottom: 0.21cm; } В современном обществе интеллектуальное развитие личности школьника становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Одним из факторов , определяющих ...
Презентация "Формирование грамотного письма младших школьников"
В данной работе рассказывается об эффективных способах формирования орфографической зоркости и описывается система орфографических упражнений для её выработки. Пред...
Развитие орфографической зоркости как средство повышения грамотности письма.
Тема, над которой я работаю в течение последних четырёх лет «Развитие орфографической зоркости как одно из средств повышения грамотности письма обучающихся».Актуальность темы предопределена тем,...
Способы формирования грамотного письма
Способы формирования грамотного письма...
«Орфографические рифмовки на уроках русского языка как средство формирования грамотного письма»
Методические рекомендации...
Орфографические рифмовки на уроках русского языка как средство формирования грамотного письма
В данных методических рекомендациях рассматривается роль использования орфографических рифмовок на уроках русского языка в начальной школе. Данным опытом могут воспользоваться как учителя началь...