Статья "Специфика и преемственность начальной школы в воспитании и развитии"
статья (1, 4 класс) на тему

Родионова Татьяна Алексеевна

Сегодня каждый педагогический коллектив решает проблему преемственности исходя из своих конкретных условий и возможностей. Однако, как показывает практика, успешно решить задачи можно, создав единую команду педагогов дошкольного учреждения, начальной и основной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика и преемственность начальной школы

 в воспитании и развитии.

Каждый этап системы образования имеет свои особенности, решает свои задачи. Поэтому между этими этапами должна существовать преемственность, обеспечивающая непрерывность образования. Осуществление преемственности предполагает установление взаимосвязи в обучении, воспитательном воздействии, формировании личности на разных этапах обучения.

В связи с разработкой концепции непрерывного образования слово «преемственность» приобрело новую актуальность. В понятие преемственность мы вкладываем: стыковку программ, реализацию единого стиля обращения с ребенком, представление о жизни ребенка как неком социально-психологическом целом.

В теории и практике наблюдаются противоречия: между необходимостью нового построения образовательного и воспитательного процессов и неразработанностью критериев, моделей обеспечения преемственности; между необходимостью реализации идеи непрерывности в образовании и развитии и недостаточно высоким уровнем разработанности теоретических и методических подходов к осуществлению преемственности дошкольного и начального школьного образования, образования среднего и старшего звена.

Для того чтобы все направления работы сохраняли связь необходимо: взаимодействие школы и дошкольных учреждений в согласовании содержания образования; активизация деятельности методических объединений и творческих групп по преемственности; выработка общих подходов к организации образовательного процесса; применение новых методик, технологий и средств обучения; согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения; создание системы диагностических тестов и заданий для контроля над достигнутым уровнем развития детей, для дальнейшего его прогнозирования; разработка единых принципов создания предметно-пространственной развивающей среды (игровых комнат, учебных классов, кабинетов); проведение  совместных праздников  и спортивных  мероприятий, экскурсии в школу, школьную библиотеку, школьный музей, этические беседы об учителе, о школе, совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп; посещение воспитателями своих выпускников в период адаптации,

Обучение дошкольников должно осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: развивающих игр, театрализации, художественной и музыкальной деятельности. Отказ от учебно-дисциплинарной модели воспитания. В свою очередь образовательный процесс в начальной школе должен быть насыщен игровыми приемами, различными видами предметно-практической деятельности (т.е. должна осуществляться технологическая преемственность).

Мы против такой «преемственности», когда дети натаскиваются на внешние по своей сути школьные навыки, когда детский сад перенимает у школы формы и методы школьной работы, копирует  школьную дисциплину, заимствует разделы учебных программ. Необходима  «преемственность детства», что предполагает последовательное развитие чисто человеческих качеств, которые являются основой ученичества, чтобы детский сад не стремился своими требованиями опережать естественные темпы физиологического и интеллектуального развития ребенка, не навязывал ему не свойственные возрасту формы мышления и восприятия действительности.

 В нынешних условиях формирования системы непрерывного образования важное  значение приобретает ее начальное звено, ответственное за решающий во многих отношениях стартовый этап в становлении личности, этап, охватывающий период воспитания и обучения ребенка в детском саду и начальной школе. Определяющую роль в успешности процесса воспитания и развития  играет правильно организованное взаимодействие между ними, хорошо налаженная преемственность в работе дошкольных детских учреждений и начальной школы.

В настоящее время случается, что знания и умения, полученные воспитанниками дошкольных учреждений, работающих по инновационным программам, оказываются невостребованными в начальной школе, где сохраняются рутинные методы обучения и воспитания. Такая школа не способна подхватить “эстафету” детского сада, развить и умножить разбуженные задатки, творческие способности. Не редка ситуация, когда выпускник типового детского сада попадает в класс, где работа ведется в соответствии с принципами системы развивающего обучения. Здесь его подготовка к школе оказывается подчас явно недостаточной.

Известно, что «гладкой» преемственности в развитии человека не бывает и любой переход в новое состояние, даже самый приятный – это всегда стресс.  Поскольку обойтись без стрессов практически невозможно, надо попытаться «сделать» их менее вредными и более полезными для развития. Первоклассник переживает довольно сложный, и даже болезненный этап в своей жизни. Происходит смена его ведущей деятельности с игровой на учебную, меняется социальная позиция (из ребенка он превращается в школьника), возникают новые требования и обязанности. Только ученик привыкает к своей новой роли, учителю в школе, как наступает новый, он переходит в среднее звено. Вместо одного учителя появляются разные учителя-предметники. И если учитель начальных классов, как правило, опекает своих ребят, помогает им, заботится о них, то педагоги средних классов в основном относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме этого, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы. Переход детей на вторую ступень обучения в среднюю школу – это трудный психологический барьер для многих. Дети теряются, переживают, зачастую начинает падать успеваемость. Чтобы решить эту проблему, необходимо создать комфортные условия по переходу из начальной школы в среднее звено. Ведь преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному, и к личностному развитию, а так же к степени сформированности у них определенных учебных знаний и действий. Качество решения данной проблемы находится в прямой зависимости от профессиональной подготовки педагогических кадров. Связующим звеном между 5-классниками и учителями становится классный руководитель. Классным руководителем целесообразно назначить учителя начальной школы, его знание ребят помогут успешной адаптации, соблюдению единых требований. В период знакомства с учителями-предметниками, кабинетной системой необходимо постоянное участие психолога. В практике также хорошо зарекомендовали себя педагогические консилиумы по пятым классам, проходящие в конце сентября-октября. Консилиумы готовятся совместно учителями средней школы, учителем начальной школы и психологом. Следует обратить внимание на преемственность требований начальной и средней школы, необходимость медленного, постепенного их усложнения и введения новых. Для создания комфорта в 5 классе лучше не выставлять отметки за 1 четверть.  

Сегодня каждый педагогический коллектив решает проблему преемственности исходя из своих конкретных условий и возможностей. Однако, как показывает практика, успешно решить задачи можно, создав единую команду педагогов дошкольного учреждения, начальной и основной школы.

1. Философский энциклопедический словарь. М.,1989.

2. Пегов  В.А. Детский сад и школа. “Преемственность детства” или “учебная преемственность” //Современные тенденции развития преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы. Смоленск, 1996.

3. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников //Начальная школа. 1972. №2.

4. Давыдов В.В. Главное — воображение //Обруч. 1996. №3.

5. Маралов В.Г. Обеспечение преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы как психолого-педагогическая проблема //Проблемы обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы. Вологда, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

статья "Урок развития речи в начальной школе и воспитание истинного патриотизма".

Сейчас по всем действующим программам начальной школы отдельный урок развития речи не предусматривается. На уроках русского языка обычно изучаются элементы лексикологии, синтаксиса; дети учатся писать...

Игра - одна из ведущих форм деятельности в начальной школе по духовно-нравственному развитию и воспитанию граждан России

Духовно-нравственное становление человека – процесс длительный и сложный. Начинается он с внутриутробного существования младенца и продолжается всю жизнь....

План преемственности "Начальная школа-средняя школа"

План мероприятий по преемственности "Начальная школа-средняя школа"...

Методическая разработка «Подвижные игры в начальной школе как средство физического развития и воспитания младшего школьника»

Человек играет только тогда,когда он в полном значении слова человек,и он бывает вполне человеком лишь тогда,когда он играет. Ф. ШиллерНормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движе...