Доклад по теме "Домашнее задание в начальной школе"
материал на тему
Как сократить домашнее задание в начальной школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnee_zadanie_v_nachalnoy_shkole.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Как часто вечером накануне нового учебного дня в семьях можно услышать вопрос: «Ты уже сделал уроки?» Не удивительно, что проблема домашней работы учащихся волнует учителей и родителей. Нередко домашнее задание становится темой родительского собрания, причиной визита родителей в школу.
В настоящее время большинство педагогов осознают тот вред, физический и моральный, который несет нашим детям состояние давящей необходимости выполнить домашнюю работу, которую подчас из-за большого объема школьник чисто физически сделать не может. Он просто не в состоянии успеть за вечер подготовить все то, что ему задали учителя. Но дело не только в объеме, но и стереотипно-шаблонном характере самого задания, выполнять которое не только трудно, но и ужасно нудно. Кроме того, необходимо учесть, что мы часто не показываем ученику самого важного:зачем ему это нужно. Вот и получается, что из очень эффективного средства обучения и самообразования мы превращаем домашние задания в прямую их противоположность.
Некоторые педагоги считают, что домашние задания нужно вообще отменить. Другие – наоборот считают, что мало задавать – значит автоматически признавать второстепенность своего предмета.
Мне кажется, что, как практика увеличения домашнего задания, так и полная его отмена неправомерны. Часто мы просто не задумываемся над многообразием функций и возможностей домашних заданий, не оцениваем их роль и значение деле воспитания и обучения школьников. Часто задаем параграфы, странички, упражнения, будучи глубоко уверенными, что для домашнего задания поговорка «Повторенье – мать ученья» абсолютна и всеобъемлюща. Такой подход к домашнему заданию вреден. Он приводит к перегрузке обучающихся, к потере интереса к учебной работе, а, следовательно, и к внутреннему неприятию самого факта необходимости выполнять домашнюю работу.
Домашнее задание можно дать на любом уроке и по любому предмету. Но нужно давать его лишь тогда, когда его необходимость строго обоснована. Надо точно знать, какую цель преследует домашнее задание. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Необходимо заботиться о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности.
Какую роль играет домашнее задание при подготовке и планировании урока
Домашнее задание тоже нужно планировать. Однако часто бывает так, что прямо на уроке учитель решает, что задать на дом, когда учитель видит, чему дети уже научились, а чему еще нет, на каком уровне находится класс или отдельные ученики, каким должен быть следующий шаг к достижению цели. Особенно это связано со спецификой начальной школы. Как к уроку, к домашнему заданию можно отнести следующее: планирование не исключает, а, наоборот, предполагает реакцию на сложившуюся в классе ситуацию. Необходимо корректировать планы в зависимости от ситуативных условий. Планирование урока и домашнего задания неотделимо друг от друга. Подготовка каждого урока должна включать и разработку домашнего задания.
На что следует обращать внимание обучающихся, давая задание на дом?
Нельзя считать само собой разумеющимся, что все ученики обязательно выполнят поставленное вами задание. Давая задание на дом, прежде всего, следует убедиться, что все обучающиеся поняли задание. Ведь дома у ребят нет возможности переспросить учителя, уточнить формулировку задания. Иногда бывает достаточно, если один из учеников повторит формулировку домашнего задания. Чем сложнее задание, тем больше оснований для подробного объяснения задания. Речь идет не только о содержании, но и о методах выполнения задания. В начальных классах обязательно нужно проверить запись задания в дневнике.
На уроке, который для всех школьников протекает практически одинаково, создаются основные предпосылки для развития индивидуальности личности. Следует ли из этого, что домашние задания обязательно должны быть одинаковыми для всех? Во многих случаях – да. Если домашнее задание используется для применения полученных знаний, при написании домашних сочинений, заучивании наизусть стихотворений и т.д. В другой ситуации уместным будет дифференцированное домашнее задание. Мы уже выяснили: для школьников, которые уже овладели навыками выполнения определенных знаний, повторное выполнение таких же заданий – требование заниженное. Было бы лучше освободить этих ребят от обязательного домашнего задания и посоветовать им поработать над заданием повышенной трудности. Именно домашнее задание позволяет успешней использовать индивидуальные особенности и учитывать склонности обучающихся. Итак, при подготовке домашнего задания необходимо выяснить, требует ли оно участия всех обучающихся. Если нет – уместно дифференцировать задания.
Три уровня домашних заданий.
Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.
Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.
Гин А.А. предлагает ряд приемов подачи домашнего задания:
“Задание массивом” Например, учитель дает 10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок). Стимулируется выполнение большого числа задач из массива релейными контрольными работами.
“Особое задание” Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).
“Необычная обычност”ь: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.
“Идеальное задание”: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.
Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих классах. Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. [3]
Борзова Лариса Петровна предлагает творческие игры по обществознанию в начальной школе, которые с успехом можно использовать и для домашних заданий:
Игра “Реставрация” поможет не только поработать с текстом, но и отработать умение составлять конспект и работать с ним. Ученикам выдается текст с сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Когда игра проходит первый раз в классе, необходимо показать, что значит расшифровать текст.
Игра “Добудь ответ” опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в интернете или в предложенной книге в течение ограниченного времени. Задания лучше использовать такие, чтобы для поиска ответа в интернете или книге нужно было бы прикладывать различные усилия, побуждающие к выбору оптимального варианта. Само задание составлять так, чтобы оно побуждало к познавательной деятельности. Выигрывает группа, быстро и правильно ответившая на все вопросы. Возможность использовать интернет на уроке и дома очень привлекает учащихся, при этом формируется умение выбирать нужное из всего потока информации. [2]
В практике учителей в рамках творческих заданий ученикам предлагаются кроссворды, чайнворды, ребусы, которые можно разгадать, а можно и самому их составлять на определённую тему, предлагать отгадать одноклассникам.
Интересны детям задания, включающие ошибки в рассуждениях или записях, сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки для изучения новых тем на уроках, выполнение индивидуальных наблюдений и опытов, создание карты-схемы путешествия по стране (реально существующей или воображаемой).
Творческие домашние задания можно использовать для подготовки к предметным олимпиадам. Детям доставляет удовольствие фантазирование. Они любят сочинять дидактические сказки (по любому предмету), частушки, басни, фантастические рассказы, составлять книжки с картинками, сочинять учебные комиксы, подбор заданий и игр к уроку.
Опытные учителя предлагают детям составлять вопросники к изученному материалу, что помогает приводить в систему знания обучающихся и лучше подготовиться к контрольной работе.
Одарённым детям нравятся нетрадиционные домашние задания:
- самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам;
- самостоятельное составление задач.
- разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;
- разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.;
- подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля;
- редактирование учебного текста;
- исправление допущенных ошибок;
- подготовка к тематическим урокам: поиск информации, цитат, статей из словаря.
- выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).
- работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.);
- проектная деятельность;
- подготовка к ролевой игре, деловой игре;
- опережающие домашние задания (самостоятельное изучение нового материала).
Систематическое заполнение рабочих тетрадей на печатной основе даёт положительные результаты в формировании учебной мотивации и самостоятельности.
При обучении математике по программе “Начальная школа 2100” учителя успешно используют в своей работе “Дидактический материал к учебнику “Математика”. [5] Пособие представляет собой набор заданий, которые предназначены для отработки математических умений (быстро и правильно вычислять, решать текстовые и занимательные задачи). Содержание и последовательность заданий соответствуют разделам учебника. Задания могут быть использованы для групповой и индивидуальной работы в классе и дома на этапе систематизации, повторения и обобщения ранее изученного. А также “Дидактический материал к учебнику “Русский язык”. [6] Содержание упражнений пособия нацелено на формирование и закрепление знаний обучающихся. Упражнения могут быть использованы для фронтальной, групповой и индивидуально – групповой работы с учащимися на занятиях в школе, могут предлагаться ученикам разного уровня и в качестве домашних заданий.
Формы контроля домашнего задания могут быть самыми различными:
- ежедневная проверка рабочих тетрадей с домашним заданием;
- контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников;
- контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;
- внеурочная проверка учителем тетрадей;
- непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;
- взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;
- самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске правильным вариантом;
- контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами;
- к доске для подготовки к ответу вызываются одновременно несколько человек, класс в это время выполняет другую работу;
- используется прием разбиения задачи на отдельные задания;
- наличие домашней работы проверяет консультант;
- программированный опрос.
На материале домашних заданий проводятся игры. Активность участия обучающихся в игре показывает подготовленность класса к дальнейшему изучению программного материала.
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях (например, раскодирование информации, игра “В школу”, где ученику на определённом этапе урока доверяется сыграть роль учителя. Диктанты “Да-нет”, словарные диктанты, тесты. Предлагается карточка или перфокарты) .
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
На основе работы над опережающими домашними заданиями самостоятельного изучения проводятся новые виды контроля – конкурсные уроки, которые способствуют экономии учебного времени и способствуют активизации процесса обучения.
Важно, чтобы просматривая домашние работы обучающихся, учитель периодически выписывал в индивидуальную карту ученика обнаруженные пробелы, характер ошибок. Все это позволит ему в дальнейшем подготовить для ученика индивидуальные задания (не только классные или домашние, но и на период каникул).
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе. Гармоничное сочетание различных видов и форм подачи и проверки домашних заданий, форм организации самостоятельной работы обучающихся повлияют на формирование самостоятельности у школьников и повышение уровня учебной мотивации.
Мой опыт
В начале второго класса я стала давать домашнее задание не всем детям. Каким образом? Я составила таблицу по каждому предмету с указанием важных тем курса. Например, по математике решение задач на сравнение, счет в пределах 100 и т.д. Если сегодня я задаю решить выражения, а ребенок стабильно правильно выполняет это задание, то зачем ему делать тоже самое дома? Скучно… таким детям я выдаю карточку с освобождением (дети от них в восторге). Взамен я предлагаю попытаться решить предложенную мною логическую задачу или что-то еще нестандартное. Важно, что ребенок выполняет это задание по желанию.
Результат.
Ребята стали очень активно работать на уроках, пишут аккуратнее, так как это я тоже учитываю. Если и получают домашнее задание, то понимают почему. Как учитель я от этого увидела только плюсы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы"
По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5—25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры по 1998 году: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной - 8...
Доклад "Основные идеи проекта "Перспективная начальная школа"
Доклад раскрывает основные идеи проекта "Перспективная начальная школа""...
Доклад «Формы краеведческой работы в начальной школе»
В докладе раскрыты основные формы краеведческой работыв начальной школе...
Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"
Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"...
Доклад" Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"
В этом докладе идет речь об улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности....
Доклад. использование инфорамационных технологий в начальной школе
Использование ИКТ в начальной школе....
Доклад «Особенности уроков в малокомплектной начальной школе»
Положительные и отрицательные стороны работы в малокомплектной школе....