Доклад "О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы"
методическая разработка по теме
По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5—25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры по 1998 году: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной - 8%, в средней - 5%, при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedopustimostperegruzok.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы
В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном вли янии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.
По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5—25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры по 1998 году: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной - 8%, в средней - 5%, при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.
По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здо ровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60—70%. Сильное влияние в этом случае ока зывает школа, т.к. в школе ребенок проводит 70% времени бодрство вания в течение многих лет обучения.
По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза - психоневрологических отклонений, в 3 раза - патология органов пищеварения.
Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и пе реутомлением. В целях нормализации учебной нагрузки и недопу щения перегрузок обучающихся Минобразование России обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отно шения к этому вопросу и выполнения нормативных актов, направ ленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.
1. Приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 утвержден Базисный учебный план общеобразовательных уч реждений Российской Федерации, определяющий максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения, устанавливается следующее максимально допустимое ко личество часов в неделю с учетом ее продолжительности.
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки обучающихся.
Обязательная нагрузка обучающихся начальной школы для об щеобразовательных учреждений региона определяется региональны ми органами управления образованием. При этом обязательная на грузка не может превышать предельно допустимую.
Школьное расписание уроков составляется отдельно для обяза тельных и факультативных занятий. Факультативные занятия следу ет планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обяза тельных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.
Школьное расписание уроков следует строить с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обуча ющихся. Для младших школьников основные предметы рекомен дуется проводить на 2—3-м уроках, а наибольший объем учебной на грузки должен приходиться на вторник или среду. Контрольные ра боты следует проводить на 2-4-м уроках в середине учебной недели.
При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изо, труда, физкультуры.
2. Учебные занятия в школах рекомендуется начинать не ранее 8 часов.
Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут.
В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах следует применять «ступенчатый» режим учеб ных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:
- в сентябре - 3 урока 35-минутной продолжительности;
- с октября - 4 урока по 35 минут каждый;
- со второго полугодия - по таблице максимально допустимого количества часов.
Сильно увеличивают нагрузку детей сдвоенные уроки по одному предмету и нулевые уроки. Поэтому в начальной школе не допуска ется проведение нулевых и сдвоенных уроков.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену.
В течение недели не рекомендуется проводить более 3-4-х уро ков с применением ТСО.
4. На занятиях трудом следует чередовать различные по характе ру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятель ности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длится весь урок.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для учащихся 1 классов — не более 5 минут, 2—3 классов — 5-7 минут, 4 классов -10 минут, а при работе с дере вом и проволокой - не более 4-5 минут.
5. Для восстановления работоспособности в течение дня реко мендуется устанавливать продолжительность перемен между уроками для обучающихся начальной школы не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) — 30 минут; вместо одной большой перемены после 2-го и 3-го уроков допускается устраивать две перемены по 20 минут каждая.
Перемены следует проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.
При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов дея тельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.
С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям школы обучающиеся компенсирующих классов долж ны быть обеспечены в школе необходимой медико-педагогической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленны ми педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключе нием родителей к процессу обучения и развития детей.
Для обучающихся в 1-х классах в течение года устанавливают ся дополнительные недельные каникулы.
Чтобы избежать перегрузок и утомления детей в начальной школе, плотность учебной работы обучающихся на уроках по основ ным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения учащихся должны прово диться на уроках физкультминутки и гимнастика для глаз при обуче нии письму, чтению, математике.
В оздоровительных целях общеобразовательным учреждениям рекомендуется создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Эта потребность может быть
реализована посредством ежедневной двигательной активности обу чающихся в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной ак тивности слагается из участия школьников в комплексе мероприятий для каждой школы: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортив ного часа в группах продленного дня, уроков физкультуры, внекласс ных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здо ровья, самостоятельных занятий физкультурой.
С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно-активного характера.
9. Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 часа;
во 2 классе — до 1,5 часов;
в 3-4 классах - до 2 часов.
При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.
Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник.
10. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек.
Продолжительность уроков в таких классах — не более 40 минут.
Коррекционно-развивающие занятия должны входить в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.
Для сохранения оптимального уровня работоспособности в те чение недели для обучающихся компенсирующих классов рекомен дуется обеспечить облегченный учебный день в середине недели, учитывая индивидуальные особенности детей, а также рекомендации врача и психолога.
11. Следует отметить, что в некоторых образовательных учрежде ниях в 4 классах имеет место проведение так называемых «перевод ных экзаменов», что создает стрессовую ситуацию и приводит к пере грузкам нервной системы детей младшего школьного возраста. В на чальной школе итоговый контроль результатов обучения, как прави ло, осуществляется путем проведения итоговых контрольных работ
по предметам четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в кон це года. При выставлении переводных отметок в 5 класс следует отда вать предпочтение более высоким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
Доклад "Арт-терапия в начальной школе"
Арт-терапия -здоровьесберегающая инновация...
Доклад "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"
Доклад содержит рекомендации по проведению исследовательской работы по окружающему миру в начальной школе, поэтапному ее ...
Доклад "Игровые технологии в начальной школе на уроках гуманитарного цикла"
статья об использовании игровых технологий на уроках гуманитарного цикла...
Доклад Патриотическое воспитание в начальной школе
Доклад раскрывает уровень патриотического воспитания в начальной школе. У казывает на актуальность патриотического воспитания в наше время. Содержит материал из опы...
Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»
Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...
Доклад "Повышение мотивации обучающихся начальной школы на урочных занятиях".
В докладе я рассказала о приемах мотивации учащихся наальной школы на уроках. Мотивация необходима, чтобы создать у учащихся интерес к изучаемой теме. Игра-средство формирования познавательного ...