урок окружающиймир
план-конспект урока (4 класс) на тему

Путешествие в прошлое России

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР    17. 02. 18.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ РОССИИ». ДРЕВНЯЯ РУСЬ, МОСКОВСКАЯ РУСЬ,

Цели:– обобщить основные исторические события с 862 года по 1862 год;

– повторить изученное  из истории развития нашего государства

– развивать мышление, внимание;

– воспитывать патриотизм.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

– Сегодня мы вспомним великое прошлое нашей Родины, повторим изученное из истории развития нашей страны от Древней Руси до Российской империи.

Учащиеся класса делятся на три группы (три команды).

II. Занимательная игра «Великая Русь».

1-й конкурс «Древнерусские слова».

 1. Расшифровать в анаграммах старинные единицы длины.

жанесь         дяпь        тьокол         теврса

(сажень)        (пядь)        (локоть)        (верста)

Карточка 2. Сделайте вывод, какое занятие было главным в жизни славян.

Февраль – сечень (время подсеки деревьев для очистки земли под пашню).

Апрель – березозол (время сожжения деревьев и удобрения земли).

Август – серпень (время жатвы и увоза снопов с поля).

2-й конкурс «Исторические ошибки».

Каждая команда получает карточки с текстом, в котором допущены исторические ошибки. Учащиеся находят и исправляют ошибки.

 В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

 Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр Невский одержал победу над шведами (немцами).

  В  1700  году  Швеция  начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

3-й конкурс «Узнай древнерусский город».

Учитель читает четверостишие по очереди каждой команде, а учащиеся должны узнать город Руси.

1)  Здесь к славе предков

 Сердцем я приник.

 Среди семи холмов

 Люблю глядеть на Кремль

        в час вечерний.   1) Москва (1147 г.);

                                Б. Жаворонков

2)  Горд он колоколом недремным,

 Медь гремит его гулко и веще,

 Часто скопищем светлым и темным

 Вкруг него собирается  вече. 2) Новгород (862 г. – Новгород – столица Руси);

                                С. Наровчатов

3)  Люблю тебя, Петра творенье,

 Люблю твой строгий, стройный вид,

 Невы державное теченье,

         Береговой ее гранит.                         3) Санкт-Петербург (1703 г.).

                                А. С. Пушкин

4-й конкурс «Где это было?»

– Стрелками соедините то, что относится к Москве, Киеву и Новгороду.

5-й конкурс «Кроссворд»

1. Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород.)

2. Народное собрание. (Вече.)

3. Промежуток времени в 100 лет. (Век.)

4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска.)

5. Обряд принятия христианства. (Крещение.)

6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало.)

7. Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый.)

8-й конкурс «Исторические даты».

Каждая команда получает карточку с заданием.

1. Заполните таблицу.

Дата

Век

Событие

1380 г.

XIII

Невская битва

1547 г.

Провозглашение первого царя

XV

Падение монголо-татарского ига

2. Составить вопросы к отгаданному хронологическому кроссворду.

9-й конкурс «Отечественная война 1812 года».

Учитель читает отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь».

                  У тебя ли нет                        На полях твоих

                  Богатырских сил,                        Под курганами

                  Старины святой,                        Положила ты

                  Громких подвигов?                        Татар полчища.

                  Перед кем себя                        Ты на жизнь и смерть

                  Ты унизила?                        Вела спор с Литвой

                  Кому в черный день                И дала урок

                  Низко кланялась?                        Ляху гордому.

И давно ль было,

Когда с запада

Облегла тебя

Туча черная?

Под грозой ее

Леса падали,

Мать сыра-земля

Колебалася.

И зловещий дым

От горевших сел

Высоко вставал

Черным облаком.

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань –

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь, –

Собрала детей,

Стариков и жен,

Приняла гостей

На кровавый бой.

И в глухих степях

Под сугробами

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные,

Бури севера

О них плакали!

И теперь среди

Городов твоих

Муравьем кишит

Православный люд.

По твоим морям

Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

И поля цветут,

И леса шуршат,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

– За что славит поэт Русь?

– В чем еще поэт видит богатство Руси?

– Чем он гордится?

– О какой воинской славе Руси вспоминает поэт?

– Как он изображает шествие Наполеона и его гибель?

10-й конкурс «Места сражений».

Учитель читает четверостишия по очереди каждой команде, учащиеся должны назвать место сражения и историческую дату.

1)  Черной тучей конница Мамая

 Затянула весь край степной,

 Но, ее удары принимая,

 Выстроились русичи стеной.

                                Н. Старшинов

2)  На берега большой реки

 Высадились грозные полки.

 Русские дружины в бой пошли,

 Не дождались шведов корабли.

                                Н. Кончаловская

3)  По льду летели с лязгом, с громом,

 К мохнатым гривам наклоняясь,

 И первым на коне огромном

 В немецкий строй врубился князь.

                                Н. Кончаловская

Ответы: 1) Дон, Куликовская битва 8 сентября 1380 г.; 2) Нева, Невская битва, 1240 г.; 3) Чудское озеро, Ледовое побоище, 5 апреля 1242 г.

III. Итог урока.

– Назовите дерево – символ России. (Береза.)

Учитель прикрепляет на доске рисунок с изображением березы без листьев.

– Вы сегодня хорошо поработали, заработали много березовых листьев. Украсьте наше дерево своими листьями. Своими знаниями и трудом вы будете укреплять мощь нашего государства, так вы продолжите дело наших предков.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение о России.

Домашнее задание: отметьте на «ленте времени» разным цветом времена (века) борьбы со шведами, немецкими рыцарями, поляками, французами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Контрольная работа "Окружающиймир" - Школа России 2 класс за год

Контрольная работа во 2м классе, Школа россии по окружающему миру. Два варианта.      ...

Презентация к уроку окружающиймир 4 класс "Права ребенка"

презентация к уроку окружающиймир 4 класс "Права ребенка"...