Оценка достижений младших школьников
статья на тему

Пермякова Алла Степановна

Сообщение на МО начальных классов.

Одним  из основных особенностей Федерального государственного образовательного стандарта является  новый подход к системе оценивания школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_dostizheniy_shkolnikov.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Байкало-Кударинская СОШ»

Оценка образовательных достижений

младших школьников

сообщение

Кудара

2017

Оценка образовательных достижений

младших школьников.

Одним  из основных особенностей Федерального государственного образовательного стандарта является  новый подход к системе оценивания школьников.

                В отличие от традиционного подхода, когда оценивались только знания учащихся, а  основным средством  их проверки являлось простое воспроизведение, в новом стандарте оценивается способность использовать полученные знания. При этом объектом оценки являются  предметные, метапредметные и личностные результаты  образовательных достижений школьников.

 Личностные результаты –  система ценностных отношений к себе и окружающему миру. Оценка личностных результатов заключается не  в отметке, а в словесной оценке нравственных суждений, поступков детей. Однако не нужно забывать, что такая оценка должна проходить в атмосфере психологического комфорта.  Проследить процесс развития личностных результатов обучения возможно благодаря различным методикам: «Беседа о школе», «Проба на познавательную инициативу», «Кто я?» и другим.  Чаще всего эти методики проводит школьный психолог. Исследуется:

  • сформированность внутренней позиции школьника по отношению к учению,
  • особенности сотрудничества  с учителями и одноклассниками,
  • сформированность самооценки,
  • способность адекватно судить о причинах своих успехов и неуспехов в учении;
  • сформированность мотивации учения,
  • способность к оценке своих поступков и поступков других людей с точки зрения    моральных норм.

 Личностные результаты выпускников начальной школы не подлежат итоговой оценке.

Метапредметные результаты обучения включают в себя  регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные  действия. Универсальные учебные действия направлены, прежде всего, на развитие умения  учиться. К ним относятся:

  • способность принимать и сохранять учебную цель, задачи;
  • умение планировать учебную деятельность в соответствии с поставленными задачами и искать средства ее осуществления,
  • умение контролировать, оценивать свои действия, вносить в них коррективу,
  • умение осуществлять  сбор и выделение необходимой информации из различных источников,
  • умение использовать знаково - символические средства для создания моделей, алгоритмов, схем,
  • способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению аналогии,
  • умение сотрудничать с учителем, сверстниками при решении учебных задач.

 Согласно новому образовательному стандарту эти учебные умения должны формироваться  на каждом уроке, соответственно должна осуществляться и их оценка. Оценка метапредметных результатов  осуществляется в ходе решения задач поискового, творческого характера, в ходе учебного проектирования.  Для контроля  над  динамикой развития  универсальных учебных действий  используется  мониторинг сформированности УУД, комплексные итоговые проверочные работы.

При оценке предметных результатов оценивается умение использовать знания для решения познавательных и  практических задач. Она ведется в ходе текущего, промежуточного и итогового оценивания. В конце каждого года обучения проводятся итоговые работы по русскому языку, математике и итоговая  комплексная работа на межпредметной основе. Итоговая комплексная работа представляет собой систему заданий разного уровня сложности по чтению, русскому, математике и окружающему миру.

Новый  стандарт предлагает уровневый подход к оцениванию учебных достижений. Различают три уровня: базовый, программный и максимальный.

Необходимый (базовый уровень)  - предполагает решение простой типовой задачи, в которой требуется применить уже сформированные умения и усвоенные знания.

Программный уровень (повышенный) – предлагает решение нестандартной задачи, в которой необходимо применить знания по новой теме, либо «старые»  знания и умения, но в новой ситуации.

Максимальный уровень (повышенный) – требует применить самостоятельно добытые знания, самостоятельно усвоенные умения.  

При уровневом подходе  сохраняется пятибалльная система оценивания. Как правильно перевести процент выполнения разноуровневых задании в пятибалльную систему оценивания? Если выполнено:

  • менее 60% выполнения заданий базового уровня – «неудовлетворительно»;
  • от 60 до 80% выполнения заданий базового уровня – «удовлетворительно»;
  • от 80 до 100% выполнения  заданий  базового уровня, если при этом не решено ни одного задания повышенного уровня – «хорошо»;
  • не более одного неверно выполненного действия в заданиях базового уровня, при этом решено одно или более заданий повышенного уровня – «отлично»

Все достижения учащихся личностные, метапредметные и предметные фиксируются в портфолио ученика или в папке личных достижений. Портфолио является своеобразной копилкой достижений, оно позволяет проследить динамику развития учебных успехов ребенка. Обычно портфолио состоит из трех разделов:

1. «Мой мир»  – в этом разделе ребенок рассказывает о себе, своей семье, классе, друзьях.

2. «Мои достижения» - состоит из таблиц личностных достижений по предметам, графиков, показывающих динамику обучения, вложенных контрольных и проверочных работ, а также грамот, дипломов и благодарностей.

3. «Мое творчество»- копилка творческих работ (рисунки, фотографии поделок, грамоты за участи в творческих конкурсах).

Ведение портфолио помогает ученику повышать самооценку, уверенность в своих силах, раскрывает способности ученика, создает ситуацию успеха, развивает познавательные интересы, развивает мотивацию к учебной и творческой деятельности. И, наконец, помогает в приобретении навыков рефлексии, самоанализа, так как  заполняет портфолио сам ученик. Учитель помогает ему,  учит отбирать необходимый материал, оценивать свои достижения, а также комментирует их и дает советы.

Если ранее образовательные достижения оценивались только учителем, то в соответствии с новым образовательным стандартом  учитель и ученик совместно оценивают их. В современных условиях в процесс оценивания достигнутых результатов включается  школьник. Более того, обучение школьников оценке собственных результатов становится одной из  целей образования. Школьники учатся адекватно оценивать свои знания и умения, обнаруживать и предупреждать ошибки. Дети оценивают  выполнение отдельных учебных задач, а также  работу  на уроке или успешность изучения отдельной темы. Ребенок должен понимать, какие знания и умения он освоил, а над чем ему еще нужно поработать. Учебная самооценка формируется постепенно. С первых дней обучения в школе первоклассники оценивают свою работу с точки зрения правильности, аккуратности, дают эмоциональную оценку деятельности на уроке. Для этого используются приемы рефлексии:

  1. «Солнышко - тучка»;
  2. «Радостный гномик- грустный»;
  3. «Лесенка успеха»;
  4. «Дерево успеха»;
  5. «Поезд»  ( На доске поезд с вагончиками, на которых  обозначены этапы урока.  Детям предлагают опустить «веселое личико» в  вагончик,  указывающий  на задание, которое было интересно выполнять.  А  «грустное личико» -  задание,  показавшееся  неинтересным.)

Во 2 классе школьники учатся определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем, сравнивать результат с целью, осознавать причины своего успеха или неуспеха. Помочь ребенку адекватно соотносить цели и результаты своей работы может предварительно составленный алгоритм самооценки.

1.Что нужно было сделать в задании? Какова была цель ?

2. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ?

3. Справился ли я с заданием полностью и правильно или не полностью, с ошибкой? В чем допустил ошибку?

4. Справился ли я полностью самостоятельно или с чей – то помощью?

В 3 – 4 классах критерии оценки вырабатываются в диалоге с учителем, детьми определятся успешность выполнения работы, исходя из цели и  имеющихся критериев, различаются результаты и способы действий. А также осознаются  причины  успеха или  неуспеха и находятся способы выхода из сложившейся ситуации.

При оценивании учитель может использовать различные приемы и виды деятельности:

  • самопроверка – исправление ошибок, используя справочники, готовые шаблоны, контрольные доски;
  • свобода выбора – пользуясь листом самоанализа дети выполняют разноуровневые задания;
  • комментированное письмо – ученики комментируют, объясняют правильное написание;
  • работа в парах с использованием взаимооценки, взаимопроверки;
  • работа ассистентов – сначала ученик сам оценивает свои ответ, а затем это делает ассистент;
  • прогностическая оценка – ребенок оценивает свои возможности перед началом выполнения задания;
  • задание- ловушка – выявление опасных мест или мест, имеющих разные варианты решений.

Для развития адекватной самооценки учителю необходимо создать атмосферу психологического комфорта. Оценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Оценивая работу детей, он должен давать пояснения, создавая при этом положительный настрой на дальнейшую работу.

        Таким образом, новый ФГОС НОО вводит не только новые формы организации учебного процесса, но и новые требования к системе оценки планируемых результатов. В результате реализации этих требований будут развиты качества контрольно- оценочной самостоятельности, возрастет осознанное отношение учеников к целям обучения и  к самой учебной деятельности.

         http://nachalka1-4.ucoz.ru/index/sistema_ocenki/0-71

http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/diagnostika-uud-mladshih-shkolnikov/

http://nachalka1.ucoz.ru/load/seminary/sistema_ocenivanija/kak_ocenit_metapredmetnye_rezultaty/11-1-0-62

http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/1-kurs/sovremennye-podhody-k-otsenke-urovnya-znanii-mladshih-shkolnikov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...