Как определить цели урока
статья на тему
Самое главное на уроке - это деятельность ученика. Цель урока - идеальный результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_opredelit_tseli.docx | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Как определить
цели урока?
Самое главное на любом уроке – это деятельность учеников. Цель урока – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс.
Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.
Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках 1 или нескольких уроков.
Приведем примеры использования «формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока».
1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…
3. Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.
4. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …
Воспитательные и развивающие цели урока формулируются несколько иначе. Приведем примеры «клише» целей личностного развития школьников.
1. Способствовать тому-то … и тому-то…
2. Создать условия для того-то… и того-то …
3. Организовать на уроке ситуацию, восстребующую от учащихся того-то… и того-то…
4. Содействовать тому-то … и тому-то…
Например, 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.
Приведем еще примеры дидактических целей:
«Выявление и закрепление знаний по теме …»
«Устранение пробелов в знаниях учащихся …»
«Введение новых понятий (идет их перечень) …»
«Обучение навыкам чтения …»
«Изучения схем включения …»
«Изучение принципа действия и устройства …»
«Расширение знаний о …»
«Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях …»
«Изучение способов определения …»
«Изучение последовательности действий …»
«Изучение общих схем …»
«Изучение назначения различных …»
«Изучение особенностей протекания явлений …»
«Знакомство с порядком выполнения действий …»
«Систематизация и обобщение знаний по теме …»
Примеры задач, связанных с реализацией воспитательных функций урока:
«Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к своей будущей профессии …»
«Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствование воспитанию бережливости и экономии при …»
«Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины при работе …»
«Создание на уроке условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствование воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
«Обеспечение высокой творческой активности при выполнении …»
«Создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
«Обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
«Способствование формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
«Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
Примеры задач, связанных с реализацией развивающих компонентов урока:
«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»
Основаниями для педагогического целеполагания на отдельный урок можно считать следующие параметры
Таблица
Критерии качества образования учащихся | Виды целей и задач | Содержательная основа для постановки целей | Способы формулирования целей и задач |
Обученность | Образовательные цели обучения в школе | Разделы учебных программ «Учащиеся должны знать и уметь» по общеобразовательным предметам | Через действия учащихся, которыми они овладевают к окончанию обучения в школе |
Личностное развитие | Задачи личностного развития учащихся, компетенции. | Проблемы в интеллектуальном и нравственном развитии учеников. Списки ценностей и ключевых компетенций. Содержание изучаемого материала по всем учебным дисциплинам учебного плана школы | С помощью слов: «содействовать», «способствовать», «поддерживать», «организовывать» и др. |
Здоровье | Здоровьесберегающие цели. | Показатели здорового человека данного школьного возраста. Валеологические знания, знания о состоянии здоровья учеников на период реализации образовательной программы школы. | Через особенности здоровьесберегающей среды учебно-воспитательного процесса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
План воспитательной работы....
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
План работы с родителями....
ПК 3.2.Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся «Дорога к себе» на 2017 – 2018 учебный год. Пл...
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
План работы с родителями на 2018-2019 учебный год 1 класс....
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу....
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу...
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями....