Работа с одарёнными детьми
учебно-методический материал на тему
Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одарённых, талантливых детей, безусловно, важный вопрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Выявление одаренных учащихся требует комплексного подхода и включает в себя:
- психодиагностические тесты (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации достижений);
- наблюдения;
- мнения окружающих людей (родителей, учителей);
- анализ увлечений и достижений учащихся в учебной и внешкольной деятельности;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям
Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок учителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности школьников, а также выделить особую группу учащихся, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт.
Дальнейшая работа психологической службы школы с одарёнными школьниками предполагает психологическое сопровождение процесса обучения. Оно включает мониторинг психологического развития одаренных школьников, индивидуальное консультирование самих учащихся (для оказания необходимой психологической поддержки), их родителей и учителей (для создания необходимых условий развития одаренных учащихся, коррекции программы обучения).
Учебный год, класс | Способы выявления способностей обучающихся к разным видам деятельности | ||
научной | творческой | спортивной | |
2012-2013 2 класс | Диагностики, тестирование | Листы наблюдений за формированием УУД модификация методики Дембо-Рубенштейн | Диагностика отношение ребенка к здоровому образу жизни |
2013-2014 3 класс | Методики для выявления уровня интеллектуального развития | Диагностика уровня развития познавательных способностей, методика Т.Е.Рыбакова Методика «Отношение ребенка к обучению» | Диагностика Здоровья по почерку Оценка социального благополучия и личностной устойчивости |
2014-2015 4 класс | Анкеты «Уровень воспитанности учащихся», методика для изучения социализированной личности ребенка (М.И.Рожкова) | Психологическая готовность к переходу в среднее звено общеобразовательной школы | Оценка самочувствия, активности, настроения (тест "САН") |
2015-2016 1 класс | Мониторинг предшкольного образования Диагностика «Адаптация ребёнка к обучению» (методика Науменко) | Диагностика характерологических особенностей личности | Анкетирование «Отношение здоровью» |
2012-2013 2 класс | Диагностики, тестирование | Листы наблюдений за формированием УУД модификация методики Дембо-Рубенштейн | Диагностика отношение ребенка к здоровому образу жизни |
Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одарённых, талантливых детей, безусловно, важный вопрос.
Наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности.
Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Методика моей работы указано в «Плане работы с одарёнными детьми» и реализуется совместно с учителями, администрацией, с педагогами дополнительного образования и родителями.
Работа с одарёнными детьми 1-4 классов
МБОУ «СОШ № 1» г.Северобайкальск
на 2017-2018 учебный год
Работа с одарёнными детьми (ОД) осуществляется по направлениям:
1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:
- социально-психологическое изучение учащихся школы;
- отбор одаренных детей;
- психологическое обследование одаренных учащихся;
- психофизиологическое и медицинское обследование ОД;
- психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;
- беседы с родителями ОД.
2. Психолого-педагогическое сопровождение ОД
- создание банка данных индивидуально-психологических характеристик ОД;
- создание развернутых характеристик на ОД;
- организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей;
- разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из ОД;
- оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети».
- организация психолого-педагогического семинара для учителей.
- Организация мониторинга развития ОД.
3. Организация работы с ОД во внеурочной деятельности
Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внекласссных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:
- Организацию кружковой работы;
- Организацию спецкурсов по выбору;
4. Организация работы с ОД в рамках учебного процесса
Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внекласссных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:
- Организацию кружковой работы;
- Организацию спецкурсов по выбору;
- Организацию олимпиад по учебным предметам;
- Организацию проектной деятельности;
- Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.
- Организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время).
- Организацию предметных выставок.
- Организацию праздников.
- Организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.
- Выпуск стенгазет.
- Образовательные туристические поездки.
5. Материально-техническое и информационное обеспечение
- Обеспечение нормальной наполняемости классов.
- Обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам СЭС.
- Укомплектованность библиотеки учебниками, периодическими изданиями, методической, научной, и художественной литературой.
- Подключение школы к сети INTERNET.
- Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.
6. Взаимодействие с организациями
- С Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (БРИОП).
- С ГМО учителей начальных классов.
- С центральной детской библиотекой.
- С детским садом.
План работы с одаренными детьми МБОУ «СОШ № 1» на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
1. | 1. Реализация коррекционно-развивающей программы интеллектуальной сферы и креативности учащихся | Учителя, психолог. | |
1.1. | Накопление банка данных «Одарённые дети». Ведение картотеки учащихся, проведение опроса учителей, классных руководителей методом независимой характеристики | В течение года | Учителя, психолог |
1.2. | Подбор и изучение психологической литературы для проведения диагностики среди учащихся | Сентябрь Ноябрь | Учителя, психолог. |
1.3. | Проведение диагностики среди учащихся 1-4 классов | Учителя, психолог. | |
1.4. | Работа по выявлению одарённых и талантливых учащихся, их способностей | В течение года | Учителя, психолог. |
1.5. | Проведение анкетирования одарённых детей по различным проблемам, актуальным для школы | 2 раза в год | психолог |
1.6. | Собеседования с учителями, работающими с одарёнными детьми | Постоянно | Зам. директора по УВР Устинова Ю. В. |
1.7. | Организация и проведение психологических тренингов среди старшеклассников по выявлению интеллектуальных способностей | В течение года | Педагоги-психологи |
1.8. | Оказание консультативной помощи семье, детям по проблемам обучения | В течение года | психолог |
1.9. | Организация работы с одарёнными учащимися по развитию личности, коммуникативных способностей через психологические часы | Постоянно | Учителя, психолог. |
1.10. | Организация и проведение психологических тренингов среди старшеклассников по выявлению интеллектуальных способностей | В течение года | Учителя, психолог. |
2. | 2. Организация мероприятий по развитию интеллектуально-творческих способностей | Учителя, психолог. | |
2.1. | Вовлечение детей в творческие кружки, студии | До 15.09.2017 | Кл. руководители |
2.2. | Конкурсы творческих работ (сочинений, рисунков, прикладного искусства) | По плану работы | Зам дир. по УВР Устинова Ю. В. Рук. ШМО Манькова Т.И. |
2.3. | Проведение конкурсов по предметам на выявление одарённых и талантливых детей, участие в олимпиадах различного уровня | В течение года | Зам дир. по УВР Устинова Ю. В. Рук. ШМО Манькова Т.И. |
2.4. | Проведение смотров, конкурсов художественной самодеятельности | По плану работы | зам. директора по ВР Замулина Е. П. |
2.5. | Проведение предметных недель, организация конкурсов интеллектуалов, эрудитов. | По плану работы | Зам дир. по УВР Устинова Ю. В. Рук. ШМО Манькова Т.И. |
2.6. | Проведение конкурса «Ученик года» | По плану работы | Зам дир. по УВР Устинова Ю. В. Рук. ШМО Манькова Т.И. |
2.7. | Участие в городских конференциях, конкурсах, исследовательских проектах. | в течение года | Учителя, классные руководители |
2.8. | Межрайонная научно - практическая конференция «Росток» | Апрель 2018 | Учителя, классные руководители |
2.9. | Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников. | Постоянно | Учитель информатики Кочергина О. И. |
2.10. | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми. | Апрель 2018 | Учителя, классные руководители |
2.11. | Распространение опыта работы с одаренными детьми. | В течение года | Учителя, классные руководители |
2.12. | 3. Организация мероприятий по развитию физической сферы развития детей | Постоянно | Учителя физической культуры |
3 | Вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки | Сентябрь | Классные руководители, учителя физической культуры |
3.1. | Проведение спортивных конкурсов и соревнований | В течение года | Классные руководители, учителя физической культуры |
3.2. | 4. Поддержка и развитие интеллектуально-творческих способностей детей | Учителя | |
4. | Развитие критического, рационального мышления детей на уроках | В течение года | Учителя |
4.1 | Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности | В течение года | Учителя, классные руководители |
4.2. | Проведение классных интеллектуальных мероприятий | В течение года | Учителя, классные руководители |
4.3. | Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности. | Постоянно | Зам директора по УВР Устинова Ю. В. |
4.4. | Углубленное изучение отдельных предметов. | Постоянно | Учителя |
4.5. | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей. | Постоянно | Учителя, классные руководители |
4.6. | Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности | Май 2018 | Учителя, классные руководители |
5. | Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, республиканских олимпиад. | Постоянно | Учителя, классные руководители |
5.1. | Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления). | В течение года | Учителя, классные руководители |
5.2. | Отправление благодарственных писем родителям. | В течение года | Классные руководители |
5.3. | Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях. | В течение года | Классные руководители |
6. | Материально-техническое и информационное обеспечение. | ||
6.1 | Обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам СЭС. | Постоянно | Зам.директора по АХЧ Рыкова О. М. Классные руководители |
6.2. | Укомплектованность библиотеки учебниками, периодическими изданиями, методической, научной, и художественной литературой. | В течение года | Зав. библиотекой Лукьянова Н. И. |
6.3. | Подключение школы к сети INTERNET | В течение года | Директор школы Ларионова В. Н. |
6.4. | Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами. | В течение года | Директор школы Ларионова В. Н. |
Конкурсы, турниры учащихся 2-4 классов в 2017-2018 учебном году
№ п/п | Конкурсы, турниры | Сроки исполнения | Ответственные |
Международный конкурс-игра «Русский медвежонок» | Ноябрь 2017 | Зам директора по УВР Устинова Ю. В., учителя | |
Всероссийская олимпиада школьников по предметам: (школьный этап) (муниципальный этап) (региональный этап) | Октябрь 2017 ноябрь, декабрь 2017 январь 2018 | Зам директора по УВР Устинова Ю. В., учителя | |
Онлайн-олимпиада «Русский с Пушкиным» | В течение года | Учителя | |
Международная математическая конкурс-игра «Кенгуру» | март 2018 | Зам директора по УВР Устинова Ю. В., Учителя | |
Всероссийский конкурс «Пегас» | Февраль 2018 | Зам директора по УВР Устинова Ю. В., учителя | |
Всероссийский конкурс «ЧИП» | Апрель 2018 | Зам директора по УВР Устинова Ю. В., учителя | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.
Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....
Из опыта работы. Три направления, по которым я работаю с одарёнными детьми.
Обобщение моего опыта по данной теме....
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....