Доклад на тему" Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний младших школьников".
учебно-методический материал на тему

Панова Светлана Анатольевна

Сформировать активную позицию учащегося в процессе познания – это одна из главных задач, которые должен решать учитель на первых этапах урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний младших школьников.

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».                                       К.Д. Ушинский.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Работа учителя будет направлена на формирование у учащихся не только предметных, но и  общеучебных, информационных и коммуникативных компетенций. Научить учащегося работать с источниками информации, составлять план развернутого ответа, грамотно аргументировать свои предположения и умозаключения, отстаивать свое мнение и т.д.

Сформировать активную позицию учащегося в процессе познания – это одна из главных задач, которые должен решать учитель на первых этапах урока. Возникает вопрос – как вовлечь учащегося в процесс познания, сформировать потребность в изучении нового путем работы с различными источниками информации.

Мотивирование к учебной деятельности учащихся

Организационный момент

Приёмы  работы на данном этапе:

        учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

        учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

        девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Ну-ка, проверь дружок.

Ты готов начать урок.

Все ль на месте, все в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?
      Игры, шутки все для вас

За работу в добрый час.

Оглянитесь вокруг.

Есть у вас на свете друг?

У меня, к примеру, есть

Всех их и не перечесть

Без друзей ведь скучно жить.

Так давайте все дружить!

Актуализация знаний учащихся.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

2) актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной деятельности (“надо”);

3) устанавливаются тематические рамки  учебной деятельности (“могу”).

Большая роль на уроке отводится этапу актуализации знаний. Основными задачами этого этапа являются: актуализация  опыта учащихся: опорных знаний и способов действий, необходимых для познания нового; личностных смыслов; ценностных отношений; обеспечение мотивации учения школьников, принятия ими целей урока.

Таким образом, этап актуализации знаний должен быть нацелен не только на повторение имеющихся у учащихся знаний и умений, но и на формирование личностных смыслов познания и на их рефлексию, что способствует активизации познавательной деятельности и мотивации учащихся.

Цель этапа актуализации - это подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действии.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

•        воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

Приёмы создания проблемной ситуации

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно- проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного
противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации
завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна
быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы.
Формулировка основной учебной задачи играет значительную
мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся.
Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны
направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).

Учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. «Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление, - писал Выготский. Важное условие организации учебной деятельности — подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач, что мы видим в структуре организационного периода урока .

3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей
        деятельности по изучению данной темы.
После того, как основная учебная
        задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и
        обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную
        перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для
        изучения темы, что из этого у учеников  отсутвует, а что требует
       пополнения. Формулируются целевые установки урока.

Игровые  приемы  актуализации  знаний

Приём  “Цепочка признаков“

Направлен на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.

Формирует:

умение описывать объект через имена и значения признаков;

умение определять по заданным частям модели скрытые части;

умение составлять внутренний план действий.

1-й ученик называет объект и его признак ;

2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак ;

3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак  и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

Приём  “Я беру тебя с собой»

Направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

умение объединять объекты по общему значению признака;

умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Приём “Ложная альтернатива”

Внимание  ученика уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?

Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

Приём  «Согласен – Не согласен»

Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.


Формирует:

умение оценивать ситуацию или факты;

умение анализировать информацию;

умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду

утверждений по правилу: согласен , не согласен .

Закодированное  слово

Используется для активизации полученных ранее знаний.

Формирует следующие универсальные учебные действия:

умение связывать разрозненные факты в единую картину;

умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

Пример приема «с затруднением»

Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Урок математики.

Цель: ввести  арифметическое действие – умножение.

Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.

«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»

2+2+2+2=8 (ч)

«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»

– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

– А почему, в чем затруднение?

– Получается слишком длинная запись.

– Значит, что нам надо сегодня открыть?

– Надо придумать новый короткий способ записи.

Самоопределение к деятельности

На этапе обучения «Самоопределение к деятельности»- это стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания. Этап предполагает следующие шаги:

- мотивацию как стимулирование интереса;

- определение потребностей как личностного значимого компонента изучения данной темы;

-выявление того, что отсутствует в знании и умении для решения ситуативного задания и определении цели учебной деятельности на следующем этапе.

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность(хочу); 2) выделяется содержательная область (могу)

Цель : мотивировать ( самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Несмотря на малую продолжительность данного этапа, его правильное проведение имеет очень важное значение, так как мотивация является необходимым условием вхождения в деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников

Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности....

Доклад на тему: " Учебные исследования – эффективный метод развития младших школьников"

В докладе очень подробно раскрываются возможности исследовательской и проектной деятельности в рамках реализации требований ФГОС НОО на уроках русского языка в начальной школе. Использованы методическ...

Доклад на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессе

Выступление   на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессеАвтор-составитель: Тиканова Актолкын Кенесовна, учи...

Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний младших школьников.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебн...

Доклад "Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики по ФГОС."

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе к...

Доклад " Групповая работа в учебной деятельности младших школьников"

Доклад " Групповая работа в учебной деятельности младших школьников"...