Папка индивидуальных учебных достижений
учебно-методический материал на тему
Папка индивидуальных учебных достижений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов
освоения учебных программ учащимися начальных классов
Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО).
Достижение предметных результатов на базовом уровне в любом образовательном учреждении – это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах. Достижение предметных и метапредметных результатов обучения обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки, технологии фиксирования этих результатов.
Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее - УУД) — при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение этих результатов.
В настоящее время актуален вопрос о введении, дополнительно к традиционным, новых видов, форм и методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся. На основании Закона «Об образовании» (ст. 32., п. 16) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения (далее - ОУ), и для осуществления этой деятельности в каждом ОУ разработана своя система контроля, оценки, формы фиксирования полученных результатов. Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива.
Система оценивания в ОУ должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:
- устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
- давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
- обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности имеет важное значение. Без специального отслеживания трудно представить действие учителя и успешность освоения предмета учащимся. Накопление отметок при отсутствии чёткого понимания системы, не дает возможность объективно оценивать деятельность ученика.
«Как определить качество образовательного процесса с наименьшими затратами? Как определить рост образования и образованности каждого ученика, а не класса в целом? Как определить качество развития учащихся?» - Этот вопрос задают себе многие учителя.
Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мониторинга и анализе его результатов.
Создание «Папки индивидуальных учебных достижений» (далее - ПИУД) является средством организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов (личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдения, получением информации от семьи); дает возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением в образовании 5-балльной системы. Данная технология заключает в себе большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.
Хотя утверждение, что школа XXI века - это «школа портфолио», т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами. ПИУД рассматривается как систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний.
ПИУД - несомненно, удачная форма констатации, которая в отличие от обычной отметки полностью лишена субъективизма, так как только содержательно констатирует выполненную ребенком работу. Она является наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки, демонстрируя усилия учащихся, прогресс и достижения в различных областях.
Такой документ - продукт исследовательской деятельности учителя; продукт практико-ориентированного подхода к образованию; это новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания и учения, новую культуру учения.
В работе над ПИУД очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения (Приложение №1). Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Вопрос «что оценивать?» решается просто, потому что сама система дает ответ на этот вопрос: «Оцениваться должен лишь результат определенного этапа обучения, так как оценивать знания ученика в период их формирования нецелесообразно».
ПИУД - своеобразная выставка личных достижений ученика, в котором отслеживаются учебные достижения ребёнка по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру; а так же общеучебные умения. Учителю и родителям становится понятно, в какой области или в какой теме с ребёнком нужно поработать дополнительно. В этих же папках находятся анализы контрольных работ по математике, русскому языку. Данный документ связан со всеми предметными областями, изучаемыми в начальной школе, что позволяет наглядно увидеть, в каких областях ученик добивается наилучших результатов и позволяет каждому ученику найти материал, отражающий его достижения.
Документ может быть использован для ученической самооценки, в качестве рефлексии учениками своего развития и в процессе общения с родителями учеников (Приложение №4). ПИУД способствует налаживанию нормального диалога между родителем и ребенком и получению родителями развернутой информации о том, чем их ребенок в школе занимается и как у него это получается. Родители же всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери, каких успехов достиг их ребенок в обучении. Использование данной методики отслеживания достижений имеет положительные отзывы учителей и родителей, которые в любой момент могут увидеть уровень обученности ученика и динамику его развития. Эта работа индивидуальна. Результаты деятельности ребенка сравниваются только с его собственными первоначальными результатами: каким был, что знал и каким стал, что нового узнал и чему научился.
Миссия использования ПИУД
- Папка позволяет показать всем заинтересованным лицам, как учащийся справляется с программой обучения, как происходит формирование его самооценки.
- Папка будет сопровождать ученика в течение всего обучения в начальной школе. Каждый год происходит отдельное формирование папок, что позволяет демонстрировать прогресс во времени как внутри каждого года обучения, так и на протяжении всех четырех лет.
Содержание ПИУД
В состав «Папки индивидуальных учебных достижений» каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его учебной деятельностью, входят:
1) «Листы индивидуальных учебных достижений» (по каждому предмету) для отслеживания и оценивания предметных знаний. В них отражено содержание ФГОС НОО (Приложение №2); универсальные учебные действия (Приложение №3); листы самооценки (Приложение №4). Так родители и сам ученик имеет возможность не только видеть работу, оценивать ее, но и соотносить с содержательной оценкой учителя, которая формулируется не с позиции «что не так», а с позиции «что смог, что получилось».
2) Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами могут быть следующие:
- выборка письменных работ по предметам;
- дневники читателя (Приложение №7, Приложение №8);
- выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
3) Систематизированные материалы текущей оценки:
- отдельные листы наблюдений,
- оценочные листы и материалы процессов выполнения отдельных видов работ,
- результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования (Приложение №5, Приложение №6);
- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся (Приложение №4);
- листы итоговых оценок (Приложение №9).
Фиксирование учебных достижений учащихся в данной форме способствует:
- повышению объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых;
- обеспечению сопоставимости результатов тестирования для выявления сильных и слабых сторон разных технологий обучения, реализуемых в разных классах;
- совершенствованию учебного процесса на основе рекомендаций, полученных при анализе результатов диагностических тестирований.
Использование зафиксированных данных позволяет:
- осуществлять мониторинг образовательных достижений учащихся с целью оценки качества обучения и тенденций развития;
- выявить факторы, позволяющие объяснить различия в образовательных результатах учащихся;
- корректировать индивидуальные результаты учащихся;
- оценить уровень образовательных достижений класса, ОУ с целью оценки деятельности учителей;
- выбрать уровень изучения отдельных учебных предметов;
- выявить тенденции в изменении качества образования по различным предметам;
- отследить изменения в результатах обучения, которые происходят при переходе из начальной школы в основное звено.
Общие положения
1.1. Лист индивидуальных достижений введен для более информативной обратной связи по поводу результатов обучения ученика между родителями, учителями и учащимися.
1.2. Лист индивидуальных достижений — это отдельный лист, на котором изображена таблица, фиксирующая в успешность формируемых основных навыков и умений по литературному чтению, русскому языку, математике.
1.3. Листы индивидуальных достижений оформляются учителем после каждой четверти.
1.4. Информация Листов применяется при рефлексии учебной деятельности учащимися при итоговом повторении и постановке задач коррекции знаний и умений.
1.5. Лист является для родителей наглядным документом успешности ученика и используется классным руководителем при проведении родительских собраний, а также в организации индивидуальной работы с родителями. Один раз в четверть родители расписываются в Листе.
1.6. Лист индивидуальных достижений учащегося хранится в его портфолио.
Иные способы фиксации и формализации оценки
Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения
В 1 классе система оценивания является безотметочной лишь для ребенка, учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика. Безотметочное обучение – это иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Участвуя в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания начального образования по УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века» я применяла различные формы контроля и оценивания:
1.Работа с индивидуальными листами достижений.
Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, можно вести «Листы индивидуальных достижений» по предметам. Именно они помогают выявить индивидуальную динамику качества усвоения предмета ребенком и не допускают сравнения его с другими детьми.
2. Карта успешности, которую заполняют дети вместе с родителями, позволяет им отслеживать динамику учебной успешности относительно самого ребёнка.
3. Рубежный контроль по четвертям, итоговая диагностика уровня обученности в конце года помогают отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса.
4. Таблицы метапредметных результатов дают возможность педагогу вовремя скорректировать универсальные способы деятельности, которые учащиеся применяют, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
5. Формирование «портфолио» ученика, оформление учебных, спортивных и творческих успехов. Просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок учится анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути преодоления трудностей.
6. Использование знаковой символики при фиксировании степени усвоения учащимися учебного материала.
Я не могу сказать, что данная система оценки результатов в условиях безотметочного обучения на протяжении нескольких лет использовалась мной в законченном и неизменном виде, она постоянно развивалась, менялась с появлением новых вопросов, проблем, которые требовали поиска решений.
Форма фиксации учебных достижений учащихся
при безотметочной системе обучения
«+»– хорошо знает и может применить на практике.
Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;
«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;
«±» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;
«–» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;
«!» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.
Учебные достижения учащихся в таблицах можно отмечать в баллах либо процентах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-50145.jpg)
«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов
В материале представлены листы индивидуальных достижений учащихся по разным предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, универсальные уч...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-50145.jpg)
«Папка индивидуальных учебных достижений» 1 класс (Практический материал)
Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/23/picture-897391-1487846011.jpg)
Папка индивидуальных учебных достижений учащегося
Папка индивидуальных учебных достижений учащегося...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-123577-1350415415.jpg)
Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы
В работе представлен технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-471876-1429406847.jpg)
Приказ об итогах региональных диагностических работ по исследованию уровня индивидуальных учебных достижений (итоговый контроль) 2018 г.
Итоги региональных диагностических работ по исследованию уровня индивидуальных учебных достижений (итоговый контроль) 2018 год....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1298916-1700741898.jpg)
Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов"
Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащими...