Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_1_klass.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс «Занимательная математика» является подпрограммой курса «Заниматика» для младших школьников (1 – 4 классы) по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Новизна данного курса определена ФГОС НОО.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения , выходящими из рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общеинтеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Задания, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Цель курса – развивать математический образ мышления.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
- формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;
- формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формировать пространственные представления и пространственное воображение;
- привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Адресат и длительность занятий:
Курс ориентирован на учащихся 1 - х классов (6 – 7 лет), рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю, по 45 минут).
Структура занятий:
- Орешки для ума (3 – 5 минут). Основная задача данного этапа – создание у ребят положительного эмоционального фона.
- Играй, да дело знай (10 – 15 минут). Тренировка психических процессов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1 – 2 минуты).
- Смекай, решай, учись (15 – 20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера.
- Загадки веселого карандаша (10 – 20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера.
Методическое обеспечение программы
Для проведения занятий предлагается учебно – методический комплект, состоящий из:
А) Холодова О.А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» в двух частях. + Приложение к рабочим тетрадям. – М.: Издательство РОСТ;
Б) Холодова О.А. Методические рекомендации к рабочим тетрадям «Занимательная математика». – М.: Издательство РОСТ.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД :
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других.
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Учиться выполнять различные роли в группе.
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Виды контроля знаний: занятия – испытания, математические конкурсы, КВН, турниры, выпуск математических газет.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата | Кол-во часов |
1 | Удивительная страна | 1 | |
Тема 1. Город закономерностей | 6 | ||
2 | Аллея Признаков | 1 | |
3 | Порядковый проспект | 1 | |
4 | Улица Волшебного квадрата | 1 | |
5 | В космической лаборатории | 1 | |
6 | Художественная площадь | 1 | |
7 | Испытание в городе Закономерностей | 1 | |
Тема 2. Город загадочных чисел | 8 | ||
8 | Улица Загадальная | 1 | |
9 | Цифровой поезд | 1 | |
10 | Числовая улица | 1 | |
11 | Заколдованный переулок | 1 | |
12 | Улица Магическая | 1 | |
13 | Вычислительный поезд | 1 | |
14 | Переулок Доминошек | 1 | |
15 | Испытание в городе Загадочных чисел | 1 | |
Тема 3. Город логических рассуждений | 7 | ||
16 | Улица Высказываний | 1 | |
17 | Улица Правдолюбов | 1 | |
18 | Отрицательный переулок | 1 | |
19,20,21 | Проспект Логических задач | 3 | |
22 | Испытание в городе Логических рассуждений | 1 | |
Тема 4. Город занимательных задач | 6 | ||
23 | Улица Величинская | 1 | |
24 | Временной переулок | 1 | |
25 | Улица Сказочная | 1 | |
26 | Хитровский переулок | 1 | |
27 | Смекалистая улица | 1 | |
28 | Испытание в городе Занимательных задач | 1 | |
Тема 5. Город геометрических превращений | 3 | ||
29 | Фигурный проспект | 1 | |
30 | Зеркальный переулок | 1 | |
31 | Художественная улица | 1 | |
32,33 | Математический конкурс «Умники и умницы» | 2 | |
Итого | 33 часа в год |
Список литературы
1. Холодова О.А. «Занимательная математика»: Рабочие тетради для 1 класса: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ;
2. Холодова О.А. «Занимательная математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса «Заниматика»/ О.А. Холодова – М.: Издательство РОСТ. – 279 с. (Юным умникам и умницам. Курс «Заниматика»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"
Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...