Рабочая программа по внеурочной деятельности "Микроша" 1 класс
методическая разработка (1 класс) на тему

Муравейникова Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Микроша" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mikrosha_1_klass.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Юным умникам  и умницам. Информатика, логика, математика»  составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет)». 

Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

 Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной информатики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – информатика, логика, математика.

Новизна данного курса определена ФГОС НОО. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей  учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  •  Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать  свою точку зрения;
  • Формирование навыков творческого мышления и развитие  умения решать нестандартные задачи;
  • Развитие познавательной активности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, в парах, в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;
  • Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Общая характеристика курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми логически- поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания). У других детей может происходить снижение завышенной самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.  В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).  Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Методическое обеспечение программы        

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из:

- двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

- методического руководства для учителя;

- программы курса.

Адресат и длительность занятий

Курс ориентирован на учащихся 1 - х классов (6 – 7 лет), рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю, по 45 минут).

Рекомендуемая модель занятия.

  • «Мозговая гимнастика» (1 – 2 минуты).
  • Разминка (3 минуты).
  • Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 – 15 минут).
  • Веселая переменка ( 3 – 5 минут).
  • Логически – поисковые задания (10 – 12 минут).
  • Коррегирующая гимнастика для глаз (1 – 2 минуты).
  • Графический диктант, штриховка (10 минут).

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются  формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД :

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками  давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как  числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе  простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Учиться выполнять различные роли в группе.

Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:

  • Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
  • Сравнивать между собой предметы и явления
  • Выделять существенные признаки предметов
  • Обобщать, делать несложные выводы
  • Классифицировать явления и предметы
  • Определять последовательность событий
  • Судить о противоположных явлениях
  • Давать определения  тем или иным понятиям

             

Тематическое планирование

№ занятий

Дата

Наименование тем

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

2

Развитие концентрации внимания.

Графический диктант

1

3

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

4

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

1

5

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

7

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

10

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант.

1

11

Развитие слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

12

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

1

13

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

14

Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу.

1

15

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

17

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант.

1

18

Развитие слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

19

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

20

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

21

Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу.

1

22

Развитие логического мышления.

 Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

23

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

24

Тренировка внимания.

 Развитие мышления.

Графический диктант

1

25

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

26

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

1

27

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

28

Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу.

1

29

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

30

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

31

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

32

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

33

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

1

Итого

36 часа в год

Список использованной литературы

  1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». – 3-е изд. перераб.  – М.: Издательство РОСТ.- 270 с.
  2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...