Универсальные учебные действия (УУД) – важнейшая часть ФГОС.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающихся. Задача современной школы - это формирование человека, способного самостоятельно принимать решения. Овладение обучающимися УУД создает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Составитель: Гафарова Мадине Юнусовна, учитель начальных классов
МБОУ «Кировская школа- гимназия №2»
Универсальные учебные действия (УУД) – важнейшая часть ФГОС.
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающихся. Задача современной школы - это формирование человека, способного самостоятельно принимать решения. Овладение обучающимися УУД создает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
Выделены основные виды универсальных учебных действий:
Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
В личностные универсальные учебные действия входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. Речь идёт о потребностно – мотивационной сфере современного ребёнка.
Какие потребности у него есть?
Какие из потребностей наиболее актуальны и почему?
Какие цели ставит ребёнок?
Есть ли вообще у ребёнка цели, побуждающие его действовать?
Как он планирует достигать их?
В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:
1. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
2. Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
3. Составление плана и последовательности действий
4. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
5. Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
6. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.
7. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
8. Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В познавательных универсальных действиях выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем:
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
2. Поиск и выделение необходимой информации.
3. Структурирование знаний.
4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
5.Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
6. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
7. Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель. Где выделены существенные признаки объекта.
8. Преобразование модели с целью выявления общих законов.
Логические универсальные действия:
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
- Синтез – составление целого из частей.
- Выбор основанийи критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
- Подведение под понятие, выведение следствий.
- Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
- Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
- Доказательство
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- Формулирование проблемы.
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового. Предметные результаты формируются преимущественно в рамках объяснительно- иллюстративного и алгоритмического методов. Эти методы являются преимущественно репродуктивными.
А вот метапредметные результаты формируются преимущественно в рамках проблемно-эвристического проектно-исследовательского методов обучения, которые являются по содержанию деятельности продуктивными.
Метапредметные результаты
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, исследовательские работы на межпредметной основе. Основной задачей метапредметных результатов выступает овладение системой универсальных учебных действий (УУД).
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, (также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Умение учиться - существенный фактор повышения освоения учащимися предметных знаний, формирование умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Поставленная задача УУД требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения. Особое место среди технологических подходов в образовании отводится ИКТ, так как внедрение ИКТ открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Среди педагогических технологий необходимо использовать технологию обучения в сотрудничестве, технологию проблемного обучения, дискуссионные технологии.
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||
Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат; - умеет делать нравственный выбор; - способен к волевому усилию; у ребенка развита рефлексия; у ребенка сформирована учебная мотивация; ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку
| Ученик умеет составлять план действий; -осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; - может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; - способен к волевому усилию; у ученика развита рефлексия; - владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля; у ученика сформирован внутренний план действий; - перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий | Ученик умеет слушать и слышать; -умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; - может структурировать найденную информацию в нужной форме; -может создавать устные и письменные высказывания; - умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; - владеет операциями сравнение, классификация, умеет устанавливать причинно-следственные связи; - может проанализировать ход и способ действий; у ребенка сформированы умения анализа и синтеза; - умеет вести поиск и выделять необходимую информацию | Ученик умеет составлять план действий; - умеет договариваться; - умеет вступать в диалог; - может сотрудничать с другими людьми; - умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы; - может отслеживать действия партнера; - умеет слушать и слышать; -умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; - может осуществлять взаимодействия с детьми и взрослыми; - может работать в группе сверстников | |||
Технологии для формирования УУД | ||||||
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||
Учитель находит способ увлечь детей знаниями; -учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом; - включает детей в открытие новых знаний; - помогает ребенку найти самого себя; - показывает то, что ошибка - это нормально – главное уметь учиться на ошибках; - ненавязчиво показывает детям позитивные ценности, позволяя им прожить их на собственном примере; -ненавязчиво транслирует смысл учения детям; - создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на открытие нового знания | Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке обучающихся, обучая как можно найти и исправить ошибку; - учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем; учит оценивать то, чему научились, что получилось, а что нет; -учит детей планировать свой досуг; - формирует у детей содержательную оценку и самооценку | Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией; - включает детей в открытие новых знаний; - учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения; - учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности; -на уроке использует специализированные развивающие задания; - на уроке использует интерактивные возможности ИКТ; - дает детям возможность выбирать задания из предложенных; -побуждает детей к формулированию учебной проблемы и поиску решения этой проблемы | Учитель обучает детей приемам работы в группах; - показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах; - включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей; - учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения; - учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других; - активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками; - и ученики вместе решают учебные проблемы; -организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций; - организует конструктивную совместную деятельность; - при организации групповой работы учитывает степень сформированности коммуникативных навыков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результ...
Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС средствами ТРИЗ – технологий». Конспект занятия во 2 классе.
Конспект развивающего занятия по психологии во 2 классе по теме: «Решение задач»....
Формирование орфографической грамотности в области правописания безударных гласных в корне и универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС НОО.
Эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию навыков правописания безударных гласных в корне у младших школьников....
Роль здоровьесбережения в формировании универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС в начальной школе.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и...
Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий
Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы" и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...
Диагностика личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС
Представление опыта диагностики личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в условиях реализации образовательной программы "Школа 2100"...
«Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ДОО и НОО».
Проведение предметной недели в начальной школе и семинара по преемственности между МБОУ и ДОУ по теме: «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ДОО и НОО»....