Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе
статья (3 класс) на тему
Одарённый ребенок….. Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями. Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление, переосмысление информации у одних ребят; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trondina_e.v._rabota_s_odarennymi_detmi.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области
имени Воина- интернационалиста С. А.Кафидова
Номинация «Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе».
Название: Развитие креативного мышления школьника в начальных классах.
ФИО Трондина Елена Викторовна
должность учитель начальных классов
Эл.адрес elena-trondina@yandex.ru
Телефон 9277415835
Программа «Школа России»
УМК «Школа России»
2014 г
Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе.
Развитие креативного мышления школьника в начальных классах.
Одарённый ребенок….. Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями. Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление, переосмысление информации у одних ребят; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Одаренность может проявляться:
1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;
2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
3. как одаренность скрытая, т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Кого считают одаренным?
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта,
2. дети с высоким уровнем творческих способностей;
3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности,
4. дети, хорошо обучающиеся в школе,
5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренногребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе - педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. Впедагогическом процессе воз растает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт.
Одаренность бывает:
∙академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал.
∙интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.
∙художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства
∙творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.
∙психомоторной : дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.
Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он непросто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужна ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.Одаренный ребенок проявляет понимание к другим людям, очень чувствителен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Одаренный ребенок не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом. Он стремится быть творческим, изобретательным и, как результат, ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел. Такой ребенок, конечно же, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством.
Составим портрет одаренного ребенка.
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонный к рискованным действиям.
5.Обладает богатой фантазией, воображением.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.
Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:
• индивидуальный подход на уроках;
• дополнительные занятия с одаренными учащимися;
• участие в предметных олимпиадах;
• психологические консультации, тренинги, тестирование;
• конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
• использование современных средств информации.
Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении всей своей педагогической деятельности я стараюсь заниматься развитием и воспитанием одаренных детей.В школьной программе по математике часто встречаются задачи, как повышенной трудности, так и предполагающие рациональные способы решения.
Как мы учимся решать нестандартные задачи?
Во-первых, задачи ввожу в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности, так как непосильная задача мало повлияет на развитие учащихся.
Во-вторых, предоставляю ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, даю возможность пройти до конца по неверному пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой, верный путь решения.
В-третьих, помогаю учащимся осознать некоторые способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных задач.
Обучение младших школьников решению нестандартных арифметических задач можно разделить на 2 этапа. На первом этапе специальная работа по выводу и осмыслению общих подходов к решению таких задач. При этом важно, чтобы ученики уже усвоили процесс решения любой арифметической задачи (читаю задачу, выделяю, что известно и что надо узнать), познакомились с приемами работы на каждом этапе решения задачи (виды наглядной интерпретации, поиска решения, проверки решения задачи). На втором этапе учащиеся применяют ранее сформулированные общие приемы в ходе самостоятельного поиска решения конкретных задач.
На уроках окружающего мира при изучении нового материала создается тоже проблемная ситуация. Второй этап урока посвящен совместному открытию знаний. Задаю вопросы, которые способствуют всестороннему развитию мышления: «Почему? Можно ли? Являются ли? Как? Зависит ли?».Например: «Почему движется воздух?», «Отчего зависит погода?».Ответы на эти вопросы предполагают высокую активизацию мышления. Отвечая, учащиеся повторяют и закрепляют знание законов приводы, понятий, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать наиболее целесообразные заключения и выводы.Например, изучая тему «термометр», использую наглядно-действенный метод обучения.Ставлю проблему: «Можно ли без термометра определить температуру?».Провожу опыт: два разных человека оценивают температуру одной и той же порции воды. На самом деле вода имеет комнатную температуру, но одному она кажется холодной, а другому - теплой. Ребята на практике убеждаются, что можно ошибиться, если при определении температуры полагаться, лишь на свои ощущения. Задаю вопрос: «Насколько одна порция холоднее или теплее другой?».Ребята приходят к выводу, что нужен специальный прибор. После изучения строения и принципа действия термометра, демонстрирую опыт, что тела при нагревании расширяются. На уроке даю упражнение по практическому использованию термометра, решению нестандартных задач, например, исследование влияния испарения воды с поверхности тела на температуру этого тела. Выяснить, измениться ли температура тела, если с его поверхности испаряется вода, и если да, то как? Проведение подобных экспериментов дает детям опыт практического применения термометра для исследования законов природы, создает базу необходимых знаний для восприятия и понимания экологических закономерностей, развивает мышление и интерес к предмету.
На уроках по русскому языку и литературному чтению чаще всего я учу детей создавать словесные этюды, делать словесные зарисовки, писать письма, например, Деду Морозу. Особое внимание я уделяю сочинениям-рассуждениям. Для этого подбираю темы, например: Почему ластик стирает? Почему у кукурузы такое смешное имя?и т.д.
Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе, при организации литературных гостиных, при участии в математических и лингвистических турнирах.Большинство детей класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже с 1 класса.Дети моего класса также активно участвуют и в исследовательской работе. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Учебная исследовательская деятельность – специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, сознательностью, результатом которых является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.Если дети – национальное достояние страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
Мониторинг эффективности использования современных образовательных технологий
- развитие интеллектуальных способностей
Предмет | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2014- 2015 г |
Школьные олимпиады | |||||
Математика | 1,3 места | 1 место | 1, 2 места | 1, 2 места | 1,2 места |
Русский язык | 2 место | 1, 2 места | 1,3 места | 1,3 места | 1,2 места |
Окружные олимпиады | |||||
Математика | 2 место | 2 место | |||
Русский язык | 2 место | ||||
Всероссийские интеллектуальные заочные конкурсы |
«Родное слова» | 1,2,3 места | 1,2 места | ||
«КИТ» | 1 место | 1 место | ||
«Кенгуру» | 2 место | |||
Интернет- олимпиада по метематике | 3 место | |||
«Пегас» | 1, 3 места | |||
«Золотое руно» | 1,2 места |
-развитие исследовательских навыков:
2009-2010 учебный год – участие в 1 окружной научно-практической конференции «Я – исследователь» секция «История, обществознание и краеведение»- 3 место.
2010-2011 учебный год – 2 окружная научно-практическая конференция «Я – исследователь», секция «Математика и информационные технологии» - 1 место.
2011-2012 учебный год -3 окружная научно- практическая конференция «Я- исследователь» секция «Экология»- 2 место.
2014-2015 учебный год – 4 окружная научно-практическая конференция «Я познаю мир» секция «Физика»- 3 место, секция «Научно- техническое творчество»- 1 место.
2014-2015 учебный год - открытая научно- практическая конференция «Будущие учёные Самарской области» секция «Научно- техническое творчество»- сертификат участника.
- развитие навыков публичных выступлений:
2011-2012 учебный год – окружной конкурс «Смоляковские чтения» секция «Стихи Н. Смолякова»- участие.
2013- 2014 учебный год - окружной конкурс «Смоляковские чтения» секция «Стихи поэтов Самарского края», «Кирилла- Мефодиевские чтения»- участие.
2014- 2015 учебный год - окружной конкурс «Кирилла- Мефодиевские чтения»-3 место, региональный конкурс «Русское слово»- диплом.
- развитие творческих способностей:
2008-2009 учебный год лауреаты конкурса «Познание и творчество» в секции «Я знаю русский язык», Литературная викторина».
2012-2013 учебный год – участие в окружном конкурсе рисунков «Безопасная дорога глазами ребенка» 1 место.
2014-2015 учебный год – участие в окружном конкурсе рисунков «Безопасная дорога глазами ребенка»- диплом участника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках литературного чтения в начальной школе
статья для выступления на семинаре...
Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе
Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи .Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необход...
«Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе»
Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому я планиру...
Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе
Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе...
Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе
Одаренный ребенок , словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.Необходимо заботиться о нем , чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал:...
Программа работы с одаренными детьми " Наши таланты" в начальной школе
quot; Наши таланты" - программа работы с одаренными детьми....