Доклад на тему: Работа с одарёнными детьми в начальных классах
статья на тему
Доклад представлен на районном семинаре учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение – средняя общеобразовательная
школа №3 города Аркадака
Районный семинар учителей начальных классов
Доклад
«Работа с одарёнными детьми в начальных классах»
Учитель начальных классов Панова Е.Н.
Аркадак 2016
Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями
Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность может проявляться:
1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;
2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
3. как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Кого считают одаренным?
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2. дети с высоким уровнем творческих способностей;
3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
4. дети, хорошо обучающиеся в школе
5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.
Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе - педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе воз растает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт.
Одаренность бывает:
- академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал.
- интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.
- художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства
- творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.
- психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.
Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.
Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.
Одаренный ребенок проявляет понимание к другим людям, очень чувствителен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Одаренный ребенок не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом. Он стремится быть творческим, изобретательным и, как результат, ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел. Такой ребенок, конечно же, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством.
Составим портрет одаренного ребенка.
Портрет одаренного ребенка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.
Для поддержки одаренных детей я использую:
• индивидуальный подход на уроках;
• дополнительные занятия с одаренными учащимися;
• участие в школьных и городских олимпиадах;
• психологические консультации, тренинги, тестирование;
• конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
• использование современных средств информации;
• создание детских портфолио.
Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я стараюсь заниматься развитием и воспитанием одаренных детей. Мною разработана система развивающих задач и упражнений-минуток, которые я предлагаю учащимся в начале урока или во время устного счета. Вот пример одного из заданий .
1 раз в неделю я провожу дополнительные занятия по занимательной математике и русскому языку, которые способствуют развитию логического мышления, формируют такие качества, как инициатива, самоконтроль и расширяют умственный кругозор.
На занятиях по занимательной математике мы рассматриваем задачи с применением рациональных способов решения повышенной сложности, предполагающих творческое исследование, суждение, решаем нестандартные задачи.
На итоговых занятиях проводим классные олимпиады с присвоением победителю звания «Самый умный».
В программе УМК «Развивающая система Занкова» по математике часто встречаются задачи как повышенной трудности, так и предполагающие рациональные способы решения. Конечно, многие учащихся решили эту задачу в 5 действиях. А дети, обладающие нестандартным математическим мышлением, сказали, что эта задача с лишними данными, т.к. можно сразу ответить, что площадь увеличится в 6 раз, потому что если длина увеличится в 2 раза, а ширина в 3 раза, то площадь увеличится в 2х3 раза, т.е. в 6 раз.
На дополнительных занятиях по русскому языку чаще всего я учу писать детей сочинения, создавать словесные этюды, делать словесные зарисовки, писать письма, например, Деду Морозу. Особое внимание я уделяю сочинениям-рассуждениям. Для этого подбираю темы, например:
- Почему, если лампочка лопнет, она ещё и хлопнет?
- Почему ластик стирает?
- Почему у кукурузы такое смешное имя?
и т.д.
После обсуждения с классом детям за самые удачные работы присваиваем звание «Талантливый писатель».
Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе, при организации литературных гостиных, при участии в математических и лингвистических каруселях.
Большинство детей класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже со 2 класса.
А вот такие у нас результаты.
Дети моего класса также активно участвуют и в исследовательской работе. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Учебная исследовательская деятельность – специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, сознательностью, результатом которых является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
В этом учебном году мы подготовили 3 исследовательских проекта. Проект Потрясова А. «Почему небо голубое?» занял 1 место на районном конкурсе проектов, проект Скупова М. «Путешествие гелиевого шарика» – 2 место, проект Масина О. «Её величество пчела» - место.
Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми в начальных классах.
В работе описывается собственная система развития талантливых детей....
Работа с одарёнными детьми в начальных классах
тезисы выступления...
Доклад на тему "Работа с одарёнными детьми в начальной школе"
Основные направления деятельности в работе с ОД...
План работы с одарёнными детьми в начальных классах на 2015-2016 учебный год.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями....
Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Семеновой Оксаны Валерьевны
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы униве...
Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Шек Татьяны Станиславовны
работа с одарёнными - благодарное дело...
«Система работы с одарёнными детьми в начальных классах»
Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного прое...