«Система работы с одарёнными детьми в начальных классах»
проект (3 класс)
Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sistema_raboty.doc | 494 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Система работы с одарёнными детьми
в начальных классах»
Авторы проекта:
Мингазова Н.К.
Оглавление:
- Введение:
- Актуальность проекта………………………………………………………… 3
- Цель проекта……………………………………………………………………4
- Задачи проекта………………………...………………………………………..4
- Участники проекта…………………………………………………………….. 4
5. Ценностные приоритеты проекта…………………………………………… 4
6. Ожидаемые результаты……………………………………………………….. 5
7. Этапы реализации проекта……………………….…………………………... 5
II. Содержание проекта ………………………………………………………… 6
- Создание системы выявления одарённости обучающихся начальной школы…………………………………………………………………………. 7
- Критерии и методы диагностики……………………………………………10
- Профили (направления) работы…………………………………………….10
- Методы и формы работы с одаренными учащимися………………………12
- Требования к учителю…………………………………………………… 17
- Организация работы с одарёнными детьми………………………..……… 17
- Формы работы с одарѐнными детьми в условиях ФГОС НОО…………………………………………..……………………………… 18
- Заключение………………………………………………………………….. 19
- Литература…………………………………………………………………20
- Приложения………………………………………………………………… 21
Введение:
1. Актуальность проекта
Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики. Социально-экономические преобразования в современном обществе выявили потребность в людях творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно подходить к решению поставленных перед ними задач.
Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.
Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Нынешнее время требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
В настоящее время можно говорить о разнообразии форм работы, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, в том числе совершенствование системы выявления одарённых детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.
2. Цель проекта:
Теоретически разработать и определить условия оптимального развития одаренных детей на уроках и во внеурочной деятельности.
3. Задачи:
- Изучение научной, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
- Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одарённости, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
- Теоретически разработать и определить условия оптимального развития одаренных детей на уроках и во внеурочной деятельности».
4. Участники проекта:
Учащиеся образовательного процесса начальной школы 1- 4 классов, педагоги, родители.
- Ценностные приоритеты проекта:
1 модуль: одарённый ребенок в различных социокультурных пространствах.
2 модуль: систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с одаренными детьми.
- Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
- совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- стимулирование мотивации развития способностей;
- проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
- создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
- разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
- создание электронного банка данных «Одаренные дети».
- Этапы реализации проекта
Организационный этап: разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей.
Этап реализации: непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап: контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
II. Содержание проекта
Концептуальные положения проекта
Человеческое мышление, способность к творчеству являются величайшим даром природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но еще очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети, дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.). В научной литературе и в обыденной речи одарённых детей нередко называют вундеркиндами.
Как правило, одарённость охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одарённых детей присущи особые черты, отличающие их от сверстников. Одарённых детей отличают высокая любознательность и исследовательская активность. Одарённые дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью, и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одарённым детям привлекают их большой словарный запас, способность концентрировать внимание на чём-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Раннее проявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания к ребёнку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одарённых детей строилось на основе специально разработанных программ. Система специализированных школ, а также факультативов, кружков, секций и пр. не охватывают всего круга одарённых детей. В 1975 году создан Всемирный совет по таланту и одарённости детей. В 1988 году разработана программа международного сотрудничества в области выявления, обучения и развития одарённых детей.
На первом этапе инновационной деятельности необходимо разработать комплексную программу «Работа с одаренными детьми» и составить план её реализации, в котором будут определены основные направления деятельности.
- Создание системы выявления одарённости обучающихся начальной школы.
Для учителя важно - не ошибиться в определении вида одарённости у каждого ребёнка. Педагогический опыт работы подсказывает, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых детей. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Работа по выявлению одарённых детей включает в себя следующие этапы:
- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
- психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.
Но многообразие и индивидуальное своеобразие феномена одарённости, изучение мотивационно - потребностной сферы одарённого ребёнка, требует предварительного ответа на следующие вопросы:
1. С каким видом одарённости у ребёнка мы имеем дело:
- общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные способности);
- специальной – она обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
2. В какой форме проявляется его одарённость:
- явной - проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения;
- скрытой - проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утёнке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».
3. Какие задачи работы с одарённым ребёнком являются приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка и помощь, проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.
Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с помощью тестирования, диагностики и педагогического наблюдения можно выделить область проявления повышенных способностей обучающихся:
- В практической деятельности: спортивной и организационной деятельности.
- В познавательной деятельности: интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
- В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость.
- В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.
Вид одарённости в вышеперечисленных областях можно определить по критериям, которые наиболее полно отражают способности детей. Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких признаков должно привлечь к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому, важно - не ошибиться в определении вида одарённости у ребёнка:
Литературные способности:
- рассказывает всегда логически и последовательно;
- имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает;
- ради удовольствия изобретает собственные слова;
- любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории;
- легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма;
- любит читать стихи, делает это выразительно и с удовольствием;
- много и с удовольствием читает помимо школьной программы;
- любит писать рассказы, стихи, дневники;
- не стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Художественные способности:
- проявляет большой интерес к визуальной информации;
- увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать.
- в мельчайших деталях запоминает увиденное;
- проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
- демонстрирует опережающую возраст умелость;
- умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;
- экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных» материалов, может создать из них оригинальное произведение;
- любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;
- его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыкальные способности:
- проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- любит музыку, часами может её слушать, покупает музыкальные записи;
- с удовольствием посещает музыкальные концерты;
- легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет ритм.
Спортивная одарённость:
- энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного;
- проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- обладает широким диапазоном движений (от медленного - к быстрому, от плавного - к резкому);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
- отлично управляет телом при маневрировании;
- обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью.
Лидерские способности:
- способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;
- чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми;
- чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией;
- он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно;
- вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко понять.
Творческая одарённость:
- чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;
- выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;
- предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты;
- обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;
- осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность.
Способности к обучению и научной деятельности:
- имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью;
- использует термины вполне осмысленно;
- обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);
- может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию;
- умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности;
- способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо;
- задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл.
2. Критерии и методы диагностики:
- рейтинг предметов;
- опрос и анкетирование учащихся и родителей по выявлению склонностей к определенному направлению учебной деятельности;
- диагностика уровня развития основных психических процессов младших школьников;
- результаты входных, промежуточных и итоговых олимпиадных работ по профилям.
Особенности реализации проекта.
Школа развития способностей предполагает развитие каждого ребенка в соответствии со склонностями к определенному направлению (профилю) учебной деятельности через продуманную и хорошо организованную внеурочную (кружковую) работу. Одним из основных условий является желание детей и родителей получать углубленные знания по различным направлениям.
- Профили (направления) работы.
Профиль | Задачи |
Математический | Развитие математического и логического мышления учащихся, способности решать нестандартные задачи математического и логического характера |
Филологический | Развитие чувства языка, способности грамотно и точно выражать свои мысли, развитие творческих языковых и речевых способностей учащихся |
Экологический: - «Краеведение с основами экологии» - «Экология и человек» | Воспитание уважительного и бережного отношения к природе и человеку, развитие способности мирного существования с природой и окружающими людьми, формирование исследовательских способностей учащихся |
Эстетический | Развитие творческих способностей учащихся, создание целостной картины духовного мира, как отражения материального мира в единстве и органической гармонии |
Здоровьеформирующий | Развитие физических способностей учащихся, укрепление здоровья, формирование навыков ЗОЖ |
Информационные технологии | Развитие способности работать с информацией: обобщать, сравнивать, анализировать, видеть структурные, причинно-следственные связи |
Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги, каждый для себя, должны решить, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для них приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.
Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одаренных детей
В процессе подготовки к реализации проекта необходимо произвести подбор и накопление литературы, методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение этой литературы можно проводить в рамках работы семинаров, методических объединений, педагогических советов, а также через самообразование педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.
Следующим шагом может стать разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей. Поэтому перед педагогическим коллективом встает задача - создать гибкие программы индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Особенности, присущие одаренным детям:
Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.
- Методы и формы работы с одаренными учащимися.
Методы и формы работы с одарёнными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
- тематические и проблемные мини-курсы,
- «мозговые штурмы» во всех вариантах,
- ролевые тренинги,
- развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.п.
Организационные формы:
- Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
- Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
- групповые формы работы,
- творческие задания,
- вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
- дискуссии,
- диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
- факультативы,
- кружки,
- конкурсы,
- интеллектуальный марафон,
- привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы,
- система внеурочной исследовательской работы учащихся.
В своей работе учитель может использовать следующие методы:
- Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
- Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
- Метод сравнения. Даёт возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно-историческими аналогами, сформированными великими учёными, философами и т.д.
- Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта – совместно сформулированного определения понятия.
- Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
- Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
- Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определённых творческих действий.
- Метод «если бы…». Позволяет детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдёт, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира
- «Мозговой штурм» (А.Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
- Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
- Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:
- Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.
- Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
- Прием «Диалог с текстом» используется для организации и индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.
- Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
- Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.
- Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.
Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями. Вот самые знаменитые упражнения, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.
1.«И всё-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарём, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если придётся придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах.
2.«Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание: здесь важен процесс, а не результат.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное – «заглушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
3.«Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например, «машина» - большая, красная, модная, красивая, легковая, высокая, гоночная, новая, игрушечная, скоростная, и т. д. Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые к этому существительному не подходят. Это уже не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же машина не может быть, скажем, солёной. Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если уже написали «жёлтая», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
4.«И это называется…». Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развёрнутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.
Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.
Упражнения на развитие творческого восприятия помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
1.Упражнение «На одну букву». Учитель считает до 30-и, дети в это время находят и запоминают предметы все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
2.Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
3.Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят глаз на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
4. «Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
5. «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение нужно выполнять письменно.
6. «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.
7. «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого-либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
8. «Рассказ по картинкам». Предложите ребёнку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
9. «Неоконченный рисунок». Ребёнку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой-либо образ. Повторяться нельзя.
10. «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
11. «Рифмоплёт». Сначала предложите ребёнку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (галка-палка); затем – сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишия. В завершение игры можно попросить ребёнка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
12. «Архимед». Предложите ребёнку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как развести сад на луне?», «Как сосчитать все звёзды?», «Как вырастить пальму возле дома?», «Как создать машину для приготовления уроков?»
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные декады. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учащиеся готовят и проводят КВН «Знатоки родного языка», познавательную игру «В стране дорожных знаков», «Математическая викторина», принимают участие во всех конкурсах и играх.
- Требования к учителю.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:
- разрабатывает гибкие индивидуальные программы;
- создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставляет учащимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;
- поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляет уважение индивидуальности ученика.
- Организация работы с одарёнными детьми.
Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок – учитель – родители».
1 | Научно-методический модуль |
|
2 | Практико-педагогический модуль |
|
3 | Модуль «Родительский всеобуч» |
|
4 | Информационно-издательский модуль |
|
5 | Административный модуль |
|
- Формы работы с одарѐнными детьми в условиях ФГОС НОО
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. научные кружки, общества;
4. дискуссия;
5 ТРИЗ;
6. игры;
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- проекты по различной тематике;
- игра «Научно - исследовательская лаборатория»;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания.
Учитывая необходимость дальнейшего развития системы выявления и поддержки талантливых детей на всех уровнях обучения перед педагогическим коллективом выдвигается задача совершенствования модели работы с одаренными детьми для повышения творческого и интеллектуального потенциала учащихся в контексте требований ФГОС. Для этого следует обозначить актуальность таких направлений деятельности, как
- создание единой системы выявления и психолого-педагогического сопровождения учащихся, проявляющих признаки одаренности;
- формирование исследовательской культуры у педагогов и учащихся;
- формирование у педагогов и учащихся, проявляющих признаки одарённости, здоровья;
- включение интерактивных технологий и дистанционных форм работы;
- разработка программ образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных детей при выстраивании индивидуальной траектории их развития;
- развитие системы внеурочной деятельности.
Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.
Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100 % успех в работе с одаренными детьми. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития:
- Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.
- Наличие богатой предметно – пространственной среды.
- Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.
- Наличие системы.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы.
Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детей. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.
III.Заключение.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого - привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.
Практическая значимость проекта заключается в том, что данный проект может быть использован в работе учителей начальной школы.
В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат (В.А. Сухомлинский). И как напутствие хочется предложить такие слова: «Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте».
Литература:
- Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
- Блонский П.П. Возрастные особенности детей. — М., 1971.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов, 1983.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
- Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.
- Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. — М.,1973.
- Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия "Психология". — 1986.— № 1.— С. 11—19.
- Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.— 1972.— № 2. —С. 114—123.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.— 1969. — № 1.
- Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.— М.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1.— С.9—14.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989.— № 6.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: Безруких М. М., Болотов В. А., Глебова Л. С. и др.- 3-е изд., стереотип. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. — Уфа, 1988.
- Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.
- Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. — М., 1985.
- Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.
- Тэкэке К. Счастливые родители одарённых детей. — Ижевск, 1992.
Приложение.
Диагностика уровня и направления способностей учащихся 3-4-х классов.
Анкета
по определению интересов и склонностей младших школьников.
(для учащихся 2-4-х классов).
1. Мой самый любимый предмет в школе:
математика;
русский язык;
литературное чтение;
физическая культура;
музыка;
изобразительное искусство;
окружающий мир и ОБЖ;
информатика.
2. В свободное время мне больше всего нравится:
рисовать;
разгадывать головоломки;
работать на компьютере (рисовать, печатать, искать информацию в Интернете, создавать слайды и т.д.)
сочинять истории;
бегать и прыгать;
наблюдать за животными;
петь;
заниматься другими делами (какими именно)
3. Лучше всего я умею:
сочинять стихи, рассказы;
решать интересные задачи;
ухаживать за растениями, животными;
работать на компьютере (рисовать, печатать, искать информацию в Интернете, создавать слайды и т.д.)
играть на музыкальном инструменте (каком именно);
играть в подвижные игры (какие именно);
рисовать
4. Я хотел бы научиться:
рисовать
играть на музыкальном инструменте (каком именно);
играть в подвижные игры (какие именно);
ухаживать за растениями, животными;
решать нестандартные задачи;
работать на компьютере;
сочинять стихи, рассказы;
узнавать интересные факты о городе, республике
5.Какая из игр тебе наиболее интересна:
шашки, шахматы;
«Угадай словечко»;
«Нарисуй предмет»;
«Веселые старты»;
«Караоке»;
«Изобрази животное»
Рекомендации по проведению анкетирования и обработке данных.
Учащимся предлагается самостоятельно выбрать один из вариантов ответов на каждый вопрос. Перед ответом на 5-ый вопрос необходимо разъяснить смысл перечисленных игр.
Результаты ответов собираются и помещаются в таблицу:
Направление | Номера ответов (за каждый выбранный ответ – 1 балл) |
математическое | 1-1, 2-2, 3-2, 4-5, 5-1 |
филологическое | 1-2, 2-3, 3-1, 4-7, 5-2 |
эстетическое (художественное) | 1-6, 2-1, 3-7, 4-1, 5-3 |
эстетическое (музыкальное) | 1-5, 2-6, 3-5, 4-2, 5-5 |
здоровьесберегающее | 1-4, 1-7, 2-4, 3-6, 4-3, 5-4 |
экологическое | 1-7, 2-5, 3-3, 4-4, 5-6 |
информационное | 1-1, 1-8, 2-2, 2-3, 3-4, 4-6, 4-5 |
Анкетируемый наиболее склонен к тому направлению, по которому набрал наибольшее количество баллов.
Тест-прогноз для родителей
«Способности вашего ребенка. Как их распознать?»
Родителям предлагается выбрать утверждения, которые наиболее присущи их ребенку.
1. Способности в технической области:
-ребенок интересуется различными механизмами и машинами;
- любит разбирать и собирать различные приборы, конструировать модели;
- пытается разобраться в причинах поломок и неисправностей различных механизмов и приборов;
- использует испорченные приборы и механизмы для создания новых моделей;
- любит и умеет рисовать, чертить, с удовольствием создает чертежи эскизов и механизмов;
- читает техническую литературу, заводит себе друзей согласно своему интересу.
2. Музыкальные способности.
- любит музыку, часами может её слушать, предпочитает другим подаркам музыкальные записи;
- с удовольствием посещает концерты;
- легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести;
- пытается сочинять свои собственные мелодии;
- пытается научиться играть на музыкальном инструменте или уже на нем играет;
- интересуется различными областями музыкальной культуры.
3. Научная деятельность:
- обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям;
- умеет четко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведет их записи и использует их по мере надобности;
- любит читать словари, научно-популярную литературу;
- задает много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;
- часто пытается дать свое объяснение процессам или явлениям окружающего мира;
- создает свои конструкции, схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна.
4. Артистические способности:
- часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями, если ему не хватает слов;
- умеет увлечь слушателей своим рассказом;
- имеет способность к подражанию, меняет тональность и выражение голоса, когда подражает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией;
- способен к имитации, делает это легко и непринужденно;
- любит перевоплощаться, используя при этом различную одежду.
5. Спортивный талант:
- энергичен и все время хочет двигаться;
- смел и не боится синяков и шишек;
- любит спортивные игры, часто выигрывает;
- ловко управляется мячами (коньками, лыжами, клюшками и др. спортинвентарем);
- на уроках физкультуры – в числе лучших учеников;
- хорошо развит физически, координирован в движениях, имеет хорошую пластику;
- имеет спортсмена-кумира, которому старается подражать.
6. Литературные способности:
- рассказывает всегда логично и последовательно;
- любит фантазировать и придумывать;
- при рассказе старается как можно шире использовать палитру языка (образы, сравнения, эпитеты, фразеологические обороты и т.д.);
- любит сочинять рассказы, стихи, сказки, вести дневники;
- предпочитает чтение книг другим занятиям.
7. Художественные способности:
- пытается выражать свои эмоции и чувства с помощью рисунка (лепки, вышивки, аппликации);
- в своих рисунках пытается передать окружающий мир через призму своего восприятия;
- увлекается художественными произведениями искусства, любит их рассматривать;
- умеет видеть прекрасное и необычное рядом;
- в свободное время охотно лепит, рисует и чертит.
Анкета для родителей
по определению уровня способностей ребенка.
На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет». Пожелания родителям: подходить к оценке способностей ребенка беспристрастно и объективно.
Скорее способный, чем одаренный.
- Подвижный, инициативный, деятельный.
- Интересующийся непонятными и загадочными явлениями.
- Живо откликающийся на все новое.
- Отвлекающийся, не всегда доводит начатое дело до конца.
- Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом деле; характерно проявление капризов, если что-то не получается.
Если на 5 вопросов родители дали положительный ответ, есть основания считать ребенка способным. Если на 4-ый и 5-ый вопрос родители дали отрицательный ответ, то они могут переходить к следующим вопросам.
Скорее одаренный, чем способный.
- Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.
- Он очень любознателен.
-Он любит задавать каверзные вопросы.
- Часто не соглашается с мнением взрослых.
- Имеет свою точку зрения и настойчиво её отстаивает.
- Всегда доводит начатое дело до конца.
- Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету занятий, предмету.
- Настойчив в достижении поставленной цели.
- Дети тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.
- Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям.
Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ребенок одаренный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...
Система работы с одарёнными детьми в начальной школе
"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Данная презентация раскрывает систему работы с одарёнными детьми в начальной школе....
СИСТЕМА РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Проблема работы с одаренными учащимися. Виды одаренности. Принципы работы с одарёнными детьми...
"Система работы с одарёнными обучающимися начальных классов".
С 2013 года наша школа являлась опытно-экспериментальной площадкой по организации образовательной деятельности по развитию детской одаренности в начальной школе. В связи с этим был разработан и ...
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...