Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Шек Татьяны Станиславовны
опыты и эксперименты на тему
работа с одарёнными - благодарное дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odaryonnye_deti_shek.docx | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»
Индивидуальная программа
по работе с одарёнными детьми
учителя начальных классов
Шек Татьяны Станиславовны
2013 – 2017 учебный год
Программа составлена на основе Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Пр-827 от 3.04.2012), постановления Правительства Саратовской области о долгосрочной областной целевой программе «Одаренные дети Саратовской области» на 2011 - 2013 годы (от 29.11.2010)
Актуальность разработки программы.
В связи со вступлением образовательной системы во ФГОС проблема работы с одарёнными детьми становится чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Концепция программы.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
- имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
- дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Цель программы:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
- выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
- проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
- произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
- воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
- поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Этапы реализации.
Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2013 по 2017 годы.
Первый этап – диагностико-прогностический – предполагается реализовать в 2013 – 2014 учебном году (1 класс).
Второй этап – деятельностный (с 2014 – 2015 учебного года по первое полугодие 2016 – 2017 учебного года, 2 – 4 классы) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.
Третий этап - констатирующий (второе полугодие 2016 – 2017 учебного года, 4 класс)
Формы работы с одаренными детьми.
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
- Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам, создание школьных стенных газет, организация поисковых отрядов.
- Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
- Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, фестивали, спортивные соревнования.
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
- Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Развитие потенциала детей.
- Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
- Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.
Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.
Структура работы с одарёнными детьми.
Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:
- выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей;
- работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время;
- ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности;
- переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.
Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность.
Работа с родителями.
- Родители, семья в системе реализации программы:
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
- создать условия для формирования у ребенка положительной
«Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей; - оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
- формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
- Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
- организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;
- привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.
Методы психологических воздействий, используемые при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову):
- «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения их реализации.
- «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:
- групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;
- соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.
- команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников; критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.
3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.
4. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.
План работы по выявлению уровня творческих и индивидуальных возможностей, личностных качеств, а также интересов и способностей ученика на этапе его поступления в школу и адаптации (1 класс).
Характеристика класса.
В классе 14 учеников, 10 мальчиков и 4 девочки. 10 учеников 2006 года рождения, 4 ученика 2007 года рождения. Состав сформировался 2 сентября 2013 года. Поступив в школу дети показали себя в качестве неорганизованной группы недружных детей, которые без конца ссорились. В беседе ребята высказывают только своё мнение и совершенно не слушают собеседника; не умеют соотносить свои интересы с интересами одноклассников, классного коллектива, учителей.
Увлечения учеников в классе самые разнообразные. Среди них - интерес девочек к куклам, к нарядам. Мальчики интересуются техникой. Большой интерес ребята проявляют к спортивным занятиям, танцам, рисованию, пению, ручному труду.
Дети в классе в основном подвижные, на уроках активные, обладают высокой работоспособностью, сообразительностью. Преобладает мотивация к учению среднего уровня, где интересы учащихся направлены на учебную деятельность и на развлечения (на игру).
На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в классе были выявлены следующие категории одарённых детей.
| И. Александр |
| Д. Малика С. Максим Ш. Абдубекрим |
| Д. Малика С. Максим Л. Абдурахман Я. Леджар И.Александр |
| И.Александр |
| Щ. Кирилл И. Аль-Амаль К. Ирина |
Направления работы:
- развитие познавательных процессов;
- развитие мыслительных способностей;
- развитие творческого мышления.
План диагностико-прогностической работы по выявлению одарённых детей 1 класса.
№ | Мероприятие | Сроки | Участник | Результат |
1 | Тест Керна - Иерасека. | май | 11 | Высокий – 0 Средний – 4 Ниже среднего - 7 |
2 | Диагностика развития произвольности (умение слушать, понимать, чётко выполнять указание взрослого, действовать в соответствии с правилом) | сентябрь | 14 | Высокий уровень – 6 человек Средний – 2 человека Ниже среднего – 6 человек |
3 | МЭДИС - Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников (словарный запас, количественное и качественное соотношения, логическое мышление, математические способности) | сентябрь | 14 | Высокий – 0 Средний – 1 Ниже среднего -1 Низкий – 12 |
4 | Участие в празднике Осени учащихся, посещающих танцевальный кружок «СТУДИЯ – Пластик» | Октябрь | 11 | Танец «Осенние листья» |
5 | Первичная диагностика по выявлению одарённости учащихся | ноябрь | 14 | Проявили себя в высокой степени – 3 человека, в средней – 4 человека. |
6 | Родительские исследования (анкета) | декабрь | 14 | |
7 | Участие в школьном новогоднем представлении учащихся, посещающих танцевальный кружок «СТУДИЯ – Пластик» | Декабрь | 13 | Танец «Снежки» |
8 | Участие в школьном конкурсе рисунков «70-летие блокады Ленинграда» | Январь | 3 | Рисунок «Неизвестный солдат» |
9 | Методика диагностики одарённости младших школьников (Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета) | январь | 14 | |
10 | Участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах. | Второе полугодие | 7 | «Я-исследователь» - Диплом (конкурс проектов) «Всероссийская олимпиада по русскому языку» Диплом |
11 | Заполнение карты «Мои интересы» | февраль | 14 | Спорт – 80% Творчество – 75% Танцы, вокал – 56% |
12 | «Цветик семицветик» занятие для обучающихся первого класса | Апрель | 14 |
План деятельностной работы с одарёнными детьми 2 класса
№ | Мероприятие | Сроки | Участник | Результат |
1 | Распределение по интересам в кружки, студии, занятия. | Сентябрь | 15 | Танцевальная студия (СДК) – 60% Вокальная студия (СДК) – 25% Словесный кружок «Культура речи» (СОШ) – 100% Занятия по подготовке призёров олимпиад (СОШ) – 40% |
2 | Участие в проектах различного уровня | В течение года | 15 5 | Проект «Рыжая осень бродит по свету: Осенние традиции русских и дунган» (сценическая презентация) – общешкольный (ноябрь) Проект «Венок Победы» к 70-летию Великой Победы (театрализованное представление) –муниципальный (декабрь) |
3 | Участие в конкурсах различного уровня | В течение года | 3 2 | Русский медвежонок - всероссийский КиТ - всероссийский |
4 | Участие в олимпиадах различного уровня | Февраль, апрель | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми в начальных классах.
В работе описывается собственная система развития талантливых детей....
Работа с одарёнными детьми в начальных классах
тезисы выступления...
Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарён...
Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми.
Программа по работе с одарёнными детьми расчитана на 4 года (1-4 класс)....
Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Семеновой Оксаны Валерьевны
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы униве...
Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов:
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универс...
Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов
Данная программа направлена на выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержку одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может...