Регулятивные УДД
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Карева Инна Дмитриевна

Материал включает в себя доклад о формировании регулятивных универсальных учебных действий и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regulyativnye_uud.docx21.4 КБ
Office presentation icon _.ppt1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий.

  Результаты опроса учителей показывают что ,несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГС второго поколения , участие в эксперименте по модернизации структуры и содержания  общего образования , 100% курсовую переподготовку, организованное тьюторское сопровождение, именно вопросы формирования и оценки УУД, являются для них наиболее сложными.

  Очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

  В начальной школе ,изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной , творческой деятельности; овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

  Учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь,прежде всего, о развитии личности ребёнка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

  Возникает вопрос. Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться? и Как мне этому научиться?»

  Что же такое «УУД»?  В широком значении термин «УУД» означает умение учиться ,т.е.способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения социального опыта.

  В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений ,включая  организацию этого процесса.

  Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных метапредметных и предметных результатов. Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися  познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

  Остановимся более подробно на формировании регулятивных УУД.

  Планируемые результаты по формированию  регулятивных УУД(слайд  № 3)

  Выпускник научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Осуществлять пошаговый контроль;
  • Адекватно воспринимать оценку учителя
  • Регулятивные УУД обеспечивают  организацию этапов учебной деятельности: (слайд № 4)
  • Целеполагание;
  • Планирование;
  • Самооценка;(рефлексия)
  • Коррекция.

  Первый этап – целеполагание. (слайд № 5)

  Целеполагание- постановка учебной задачи; соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

  На первых уроках в первом классе важно ввести понятие темы урока ,дав доступное детям этого возраста определение. Например: « У каждого урока есть тема. Тема это то, о чём мы будем говорить на уроке.» Первоначально тему  урока называет учитель. « Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке.» Можно так же , через введение проблемного диалога. Необходимо создать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

  Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю вписать  в предложения пропущенные слова:

  Таня (польёт) цветы.

  Мы совершим (полёт) на самолёте.

  Пройдя по классу и просмотрев записи , выписываю на доске варианты написания слов (конечно среди них есть верные и неверные). После прочтения задаю вопросы : « Задание было одно?(Одно) А какие получились результаты? ( Разные) Почему?»   Приходим к выводу , что из-за того, что чего-то не знаем.

  «Какова же цель нашей работы на уроке? (Узнать больше о мягком знаке.) Для чего нам это необходимо? ( Чтобы правильно писать)

  Так через создание проблемной ситуации учащиеся сформулировали тему и цель урока.

(слайд №6) Фрагмент урока математики (целеполагание).

  Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата). (слайд № 7, 8)

  Фрагмент урока математики. На доске символами обозначены пункты плана.

1.Что такое задача. Основные части задачи.

2.Работа в группе по учебнику.(Научиться находить в задаче условие и требование. Научиться составлять задачи.)

3.Самостоятельная работа в тетради.

4.Оценка учебных умений. (слайд №9, 10.)

Самооценка.

Сличение  с заданным эталоном   способа действия и результата действия.(слайд №11)

Способы самооценки разные:

« Барометр настроения»

«Волшебные линеечки»

«Лесенка успеха» и т. д. (слайд 12, 13)

В случае  расхождения с эталоном вносим дополнения  и коррективы в план и способ действия. (слайд 14)

  Таким образом регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все её компоненты. (слайд 15)

  Учителя  которые работают  по образовательной системе « Школа 2100» знают, что в учебниках  кружком определённого цвета  помечена направленность задания на различные группы результатов  УУД (серым- предметные, красным-личностные, синим- познавательные, зелёным- коммуникативные, оранжевым-регулятивные).Для каждого урока учитель сам или совместно с учениками подбирает задания, нацеленные на  выбранный совместно метапредметный результат.

  Методический аппарат учебников «Окружающий мир» дополнен обозначением этапов проблемно-диалогической технологии, что прежде всего спосрбствует развитию регулятивных универсальных учебных действий.

  Применительно к моменту поступления  ребёнка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных  универсальных учебных действий:

  • Умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
  • Умение сохранять заданную цель;
  • Умение видеть указанную ошибку и  исправлять её по указанию взрослого;
  • Умение контролировать свою деятельность по результату;
  • Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс  умения учиться.

  Главное для учителя –помнить, что все учащиеся –звёзды, маленькие и большие, близкие и далёкие, но одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свою троекторию полёта. Каждая звёздочка мечтает сиять. И наша задача- помочь ученикам в этом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Слайд 2

Понятие «универсальные учебные действия»: Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции;

Слайд 3

Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;

Слайд 4

Регулятивные УУД обеспечивают организацию этапов учебной деятельности Целеполагание; Планирование; Самооценка (рефлексия); Коррекция.

Слайд 5

Целеполагание постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Слайд 7

Фрагмент урока (целеполагание) 2.Целеполагание Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи. -А в математике встречается термин «задача»? -На странице «Содержание» найдите тему с этим термином. -Отметьте закладкой эту страницу. -Назовите тему сегодняшнего урока. -О каких задачах мы будем сегодня говорить на уроке? - Как вы думаете, что мы должны выяснить о задаче? -Это будут наши учебные задачи на урок. - Я видел в учебнике слово задача. - «Задача. Условие и вопрос» - О математических задачах. - Что такое задача - Как отличать задачи математические и учебные. -Узнать что такое «условие» и «вопрос» -научиться самим, составлять задачи Познавательные (информационные: поиск и извлечение информации) Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Регулятивные (планирование действий)

Слайд 8

Планирование составление плана и последовательности действий (определение последовательности промежуточных целей с уч ё том конечного результата)

Слайд 10

Фрагмент урока (планирование) 3Планирование деятельности -Давайте составим план нашей работы. (на доске символами обозначены пункты плана) -Что такое задача. -Основные части задачи 2. Работа в группе по учебнику -Научится находить в задаче УСЛОВИЕ и вопрос -научиться составлять задачи 3. Самостоятельная работа в тетради 4. Оценка учебных умений

Слайд 11

Самооценка сличение с заданным эталоном: а)способа действия; б) результата действия

Слайд 12

Я буду здесь! «Волшебные линеечки», «Лесенкауспеха» Сомневаюсь Умею Могу научить

Слайд 14

Коррекция (в случае расхождения с эталоном) внесение необходимых дополнений и корректив в : план; способ действия .

Слайд 15

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все е ё компоненты: ЦЕЛЬ МОТИВ ПРОГНОЗ СРЕДСТВА КОНТРОЛЬ ОЦЕНКА

Слайд 16

Предметное содержание Учебный процесс Внеурочная Проекты и жизненные задачи деятельность Регулятивные универсальные учебные действия Технология оценивания Проблемно-диалогическая технология Математика, Информатика, Русский язык Технологии Порядок действий Алгоритмы Порядок операций Самостоятельное выполнение действий в группе и индивидуально Реализация оригинальных замыслов: от идеи через планы и эскизы к результату Окружающий мир Проведение экспериментов Оценивание результата Постановка учебной задачи Составление плана учебных действий

Слайд 17

ИСТОЧНИКИ: Литература 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. 2. Кокарева З.А. Постановка целей и задач с позиции педагогической технологии. //Источник. – 2002 – №3. http://standart.edu.ru/ h ttp://pedsovet.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект Тема: «Формирование регулятивных и познавательных действий у учащихся младшего возраста как фактор повышения качества образовательных результатов в условиях Молодежнинской средней общеобразовательной школы»

Пояснительная записка      За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка ...

Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД

Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...

Формирование регулятивных УУД средствами курса математики. На примере ОС "Школа 2100".

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организац...

Регулятивные умения

Выступление на конференции...

Формирование регулятивных учебных действий при обучении решению текстовых задач

В начальной школе математика являет­ся основой развития познавательных действии, в первую очередь логических, включая планирование, систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на ...

Формирование регулятивных УУД

Я, работая по УМК «Школа 2100», открыла для себя и хочу поделиться с коллегами теми  возможностями, которые предлагают авторы УМК,   и которые призваны в системе проводить работу по фор...

Формирование регулятивных умений в процессе освоения учебной темы.

Выступление к презентации   технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме "Безударная гласная" с точки зрения формирования регулятивных УУД в технологии ТРИИК. Является за...