Системно - деятельнотсный подход в обучении младших школьников
статья на тему

Матвеева Светлана Николаевна

Это выступление можно использовать как мастер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sistemno_-deyatelnostnyy_pdhod_v_obuchenii.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Системно – деятельностный подход в обучении

Введение

        Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

      -резко возросла информированность детей;

      -современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

       -несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

      - ограниченность общения со сверстниками.

   И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» 

  Слайд-2     Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций

      Актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Это -?????......(системно-деятельностный )подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

      -  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;

      -  создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

    И школа стала не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

 ----Сформулируийте правило (понятие) для себя

Что же означает системно - деятельностный подход в обучении.

Слайд-3       Это метод, когда ребёнок сам добывает знания в процессе деятельности.

    Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности.”.

Слайд-4     Этому способствуют активные формы и методы обучения, используемые нами на уроках, к ним относятся:

- игра, (различные виды игр);

- проблемная ситуация;

- обучение через деятельность;

- групповая и парная работа;

- «оценочная» деятельность учащихся (результат).

-Проектная и исследовательская деятельность и т.д.

 Слайд-5   Типология уроков в системно - деятельностном подходе

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1 Уроки «открытия» нового знания;

2 Уроки рефлексии;

3 Уроки общеметодологической направленности;

4 Уроки развивающего контроля

Просмотрим структуру урока, коли мы знаем из чего состоит урок.

СЛАЙД-6   Структура урока
Последовательность шагов «деятельностного метода обучения

 -Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Актуализация и пробное учебное действие

-Выявление места и причины затруднения

-Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

-Реализация построенного проекта

-Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

-Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Включение в систему знаний и повторение

-Рефлексия учебной деятельности на уроке

 СЛАЙД-6      I этап урока – «Мотивация»

Иногда учителя путают этот этап с организационным моментом. Но это не организационный момент, где учителя используют четверостишие

 «Вот и прозвенел звонок.

 Начинается урок».

      К чему хотел подвести учитель? То что прозвенел звонок?  Дети уже услышали. Мы знаем, что ученики начального звена знают, что со звонком надо садиться. Поэтому данное двустишье ничего не дает. поэтому тратить время на это двустишье нет необходимости. Сразу с первой минуты урока,( а мы понимаем, что с 5 по 20 минут урока это эффективное время для познавательной самой активной деятельности.) обучающиеся сразу должны включится в содержание урока. Мы видим цель этого этапа – включение в учебную деятельность.                                                                      Посмотрим еще один и очень важный аспект. Мы говорим о реализации системно- деятельностного подхода, где это деятельность должна быть личностно значимым, а как раз на личностно значимом уровне включения     , это достижение через систему вопросов и ответов.  Какую тему мы изучаем? Какими приемами мы уже познакомились? Кто из вас уже освоил эти приемы? Кому еще важна помощь? Кто затрудняется в решении этих задач? Что именно тебе трудно? Чья помощь тебе необходима?

 Слайд-7     На экране мы видим следующий этап.                                           Второй этап «Актуализация знаний, пробное учебное действие». В традиционном уроке после организационного момента (например на уроке математики) начинается  устный счет. А вот содержание устного счета и те задания, которые предлагает учитель, это не всегда активирует знания школьников на освоение нового содержания. Учителя используют совсем не по теме задания , обосновывая мол давно не повторяли, давно не занимались, давно этого не было. Но в данном случае при таком типе( при изучении нового знания) это совершенно не допустимо. Иначе мы просто запутываем детей и не подводим их на открытие именно той категории, какой нам необходимо. В рамках актуализации очень важно вспомнить те знания, которые дети усвоили, но задания должны быть более сложного характера на выявление закономерности на выстраивании классификации выражения. Важно на данном этапе подготовить мышление школьников- значит те способы умственных действий, которые будут использоваться при открытии нового знания. Мы должны повторить, если мы будем использовать классификацию на этом этапе ситуации знаний мы должны классифицировать. Но уже те знания, те представления, те способы которые, хорошо знали дети. Таким образом, способ сам мыслительной деятельности, а именно классификация школьники повторяют. Мы вспоминаем и активизируем только те знания умения навыки, которые нам необходимо для открытия нового знания. Если предположим что тема урока математики «Вычитание двухзначных чисел с переходом через разряд»,  то в рамках данного этапа нам нужно повторить:  Что такое двузначные числа?  Повторить вычитание двухзначных чисел без перехода. Как это делается? Каков алгоритм без перехода через разряд? Но и важно и с переходом повторить. А это вычитание с переходом в пределах двадцати с переходом через разряд. Больше ничего на этом этапе брать не надо. Ребенок повторяет знания, повторяет свои умения по выполнению этих действий, вспоминает алгоритм выполнения действий и его голова готова не просто принять новые знания, а именно к созданию открытий этих знаний самостоятельно. В рамках данного этапа мы с вами видим не только актуализацию знания, но и пробные учебные действия, когда учитель предлагает школьнику выражение или решение примера на вычитание двухзначных чисел с переходом через разряд. Дети пытаются делать это самостоятельно. Конечно, быстрее было  бы если бы я сначала объясняла как это делается, но каждый ребенок это не примет.  Ему нужно попробовать, ему нужно определить, обратите внимание на собственные затруднения, которые он может испытать.  При этом затруднения может быть разного характера. Бывают дети, которые решает новый способ выражения вычитание двухзначных чисел с переходом через разряд. Умеют они это делать. Может быть, они нашли новый способ с помощью пальцев рук и ног. Они открыли и нашли правильный ответ. Тогда казалось бы, будут ли у них затруднения. Оказывается, будут. А объяснить, как это они сделали, не могут. Саамы слабый,  даже не найдет правильного ответа. Его затруднения будут Что,  он не смог решить вообще это выражение. Кто то решил, но получит неправильный ответ.  Его затруднения будут заключаться- он не смог найти правильный ответ. Таким образом не смотря на то, что каждый решал или решил свое данное пробное действие тем не менее ситуация успеха создана. Все испытали ситуацию затруднения даже отличник Иван. Даже он с ним не справился. На этом фоне даже слабые дети выглядят тоже достаточно успешными «я не хуже Ивана». Поэтому что хотим или не хотим, дети все равно сравнивают себя друг с другом.             Для чего важно зафиксировать затруднения? Помните мы с вами говорили о смыслообразовании.  О том ,что надо определять границы собственных знании и не знаний, с тем что бы планировать собственную деятельность. Как раз затруднения это первый момент, когда ребенок может выявить место причину затруднения и поставить себе цель.

    Слайд-8      И так следующий слайд.                                                                И мы видим следующий этап урока- это «Выявление места и причины затруднений». И  так дети попробовали, дети не смогли или смогли от счастья,  но каждый испытал затруднения. Идет анализ. Какое знание мы с вами применяли при вычитании двухзначных чисел?  Почему оно не помогло? Почему этих знаний не достаточно? И дети выявят.  А если подсказать такой вопрос, разве у нас уменьшаемое меньше чем вычитаемое? Что мы с вами не смогли выполнить- это действие? Нет оно больше. Почему не смогли? Вот мы должны найти это место затруднения. Это то новое содержание, которое дальше будем рассматривать. И дети приходят к выводу, что в данном случае количество уменьшаемого меньше, чем у вычитаемого. А таких примеров мы еще не решали. Так почему возникло затруднение? Потому что мы не знаем как это решать. Мы не знаем этого алгоритма. Мы не знаем этого правила. Вот она личностно значимое составляющее ,коллеги. Я понимаю, почему мне это знание необходимо. Потому  что я его еще не рассматривал. Таким образом, цель данного слайда обозначена как выявление  фиксации места и причины затруднения.              Это кратковременный этап урока, но очень важный.

   Слайд-9     На следующем этапе мы видим следующий этап урока «Построение проекта выхода из затруднения». Столкнулись с затруднением. Что делать? Какая будет цель нашего урока? Нам нужно открыть, создать алгоритм для нового выражения. В данном случае для примеров, когда идет вычитание через разряд. Как мы будем с вами открывать этот новый способ? Как мы этот алгоритм создадим с вами? Что нам необходимо с вами сделать? Здесь разные варианты построения этого проекта. Либо учитель предлагает, что можно делать, какие виды деятельности применить, а дети отбирают те, которые необходимы, и потом вместе обсуждают, в каком порядке этот план мы будем реализовать. Либо если у детей уже есть опыт подобной деятельности, они предлагают сами. В данном случае это сначала мы рассматриваем на моделях. Как вычитаетс?. Как идёт вычитание? Где мы занимаем? Что мы занимаем? Что остаётся? Потом мы записываем подробную запись и т д. Вот этот план составляет проект выхода из ситуации. План учебного сотрудничества назовите, как хотите, но самое главное это как план собственной самостоятельной деятельности обучающихся. Они учатся планировать, задуматься над проблемой и выходить из данной ситуации.

   Слайд-10   Следующий слайд-это «Реализация построенного проекта» Здесь очень важно, чтобы учитель не отходил от того плана, который уже был создан школьниками. Идёт как раз непосредственная реализация построенного проекта. На данном этапе зафиксируются новые знания, в данном случае алгоритм выполнения действия вычитание двузначного числа с переходом через разряд. Можно через любую знаковую фиксацию или просто запись. Запись непосредственно самой структуры, самого алгоритма. Но вот это ведение собственного правила,  на собственном опыте, которое детьми разработано. Это тоже очень важный аспект. А уже  потом, как многие учителя используют  проверку по учебнику. А на сколько это правильно? Получили мы результат и не получили? Получилось ли у нас или не получилось? А в учебнике также? Какие мы молодцы! И на этом же этапе, коллеги, мы возвращаемся к тому заданию, которое было пробным учебным действием. И уже исходя из созданного эталона, созданного алгоритма или структуры выполнения задания. Все ребята приступают к решению этого задания.

    Слайд-11    На следующем слайде  следующий этап. А именно «Первичное закрепление с комментированием. Неслучайно все понятия, все правила, все стихи, скороговорки, слова мы проговариваем с  младшими  школьниками. На языке у них запоминание правил. Вот это учитывается в данной структуре урока. Обязательное проговаривание того алгоритма, того способа выполнения вычитания, которое было детьми открыто. Это очень важно.  Ребёнок в рамках урока говорит очень мало и мы не видим с вами формирование коммуникативных универсальных действий, а значит всей полноты метапредметных  результатов не будет достигнута. Но подобное кропление, а именно комментирование внешней речи не будет. На данном этапе мы предлагаем ребятам типовые задания на новый материал. Обязательно работать в паре и обязательно каждый проговаривает, что он делает, как он это делает. Для этого этапа достаточно выполнения два выражения,  двух примеров- решений( 2-3) не более того. При этом посмотрите ученик два  раза проговорил соседу  и два раза прослушал, на сколько он правилен  какие то коррективы надо внести.

     Слайд-12  На следующем слайде мы видим следующий этап, который всегда на уроке существует - это «Самостоятельная работа» Но отличает эту самостоятельную работу- самопроверка , которую организует учитель. Для учеников предлагается небольшое количество, те же самые  два выражения для самостоятельной работы. То есть типовые задания, которые  только что  рассматривали и затем предлагается готовый вариант, по которому ребенок может проверить. Конечно, проверить  можем мы с вами, когда ученика вызываем к доске. Но тогда он объясняет правильно или не правильно в чём ошибка. Здесь очень важно научить ребёнка контролировать в данном случае решения примера пошагово. Правильно ли он записал числа. Правильно ли он сложил. Правильно ли он развёл разряд и т д. Он проверяет себя. Коллеги, это важный аспект- самопроверка. О котором, мы не можем с вами забывать. На этом же этапе  уделяем внимание коррекции ошибок. У кого была ошибка? Кто допустил ошибку? И какая трудность была. Кто столкнулся с трудностью? В чём она заключается? На что надо обратить внимание? Что повторить, может быть? Что ошибка может быть не в освоении нового способа  вычитании, а может он не умеет вычитать в пределах 20. Что ещё нужно повторить? И тогда будет успех. Вот эта коррекция ошибок она направлена на создание ситуации успеха школьника в учебной деятельности, что немаловажно. Это ещё формирует учебную мотивацию.

  Слайд13     На следующем слайде мы видим тот этап урока, которую иногда учителя путают и как раз рассматривают в начале урока. А именно «Включение в систему знаний и повторение материала». Потому что не всегда удаётся содержание темы урока использовать, как то другим выражением, в других заданиях. Ну а если мы рассматриваем алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд, то мы можем, безусловно, включить это новое задание в систему. Потому что на основе того же алгоритма решаются и задачи, решаются уравнения. Для чего мы изучили новый способ? А чтобы задачи с другими числами решать, чтобы в уравнении найти корень и т д. Но бывают темы, например, луч, отрезок да и другие темы, которые сложно внести в систему знаний - нет как бы места с чем бы это связано. Поэтому на этом этапе можно организовать повторение. И вот уже здесь уважаемые коллеги, мы можем с вами повторить то, что давно не повторяли. Но уже в конце урока, когда дети все свои силы отдали освоению нового содержания, открытию нового знания, здесь они уже спокойно могут оперировать хорошо знакомые им понятия. Здесь мы можем повторит, мы можем включить задания на пропедевтику изучения последующих тем. Вот на этом этапе, коллеги.

    Слайд 14  Последний этап урока на следующем сайте обозначен как «Рефлексия учебной деятельности». Давай те рассмотрим цель данного этапа. Это отношение цели урока и его результата. Значит, какова была цель урока? Достигли мы эту  цель или не достигли? А помните, мы цель сформировали после того, как дети столкнулись с затруднением. Они определили место затруднения и сформулировали цель. На сколько эта цель достигнута? Как мы оцениваем? Кого мы можем похвалить? Кто порадовал нас на уроке? Дать самооценку  работы школьника. Они работали в паре или группах. Они дают оценку. На сколько у них получилось? На сколько, они освоили алгоритм вычитания в данном случае? Осознание методов построения, нового знания. Цель достигнута, а какими путями? Что мы делали для того чтобы открыть новые знания?  И на этом этапе в рамках уроков деятельносного типа логично вытекает домашнее задание. Дома мы, чем будем заниматься? Мы будем повторять и закреплять тот материал, который мы открыли. То есть мы используем новое знание для выполнения домашнего задания. В данном случае лично для уроков открытия нового знания. Если мы говорим об уроках повторения и закрепления( таких типов уроков) , то безусловно домашнее задание, если оно не вытекает из основных целей урока, мы можем дать на других этапах урока. Например, когда работаем с учебником. Рассмотрим задания. Детям обязательно надо прочитать домашнее задание. Какие вопросы у вас есть? Всё ли понятно? Как будете  выполнят? Потому что затруднений у школьников не в том, что делать с материалом, а как оформить, как записать, как рассмотреть. Как эта ситуация рассмотрена на уроке, то мы можем смело говорит, что ребёнок выполнит домашнее задание самостоятельно, не ожидая родителей. Вот самый скажем эталонный вариант, когда ребёнок выходит из урока и знает, что он будет делать, и как будет делать. Вот такое домашнее задание, скажем, так в радость, в удовольствие. К этому необходимо стремиться. Для того чтобы задания детьми выполнялось своевременно и в полном объёме. А к сожалению в начальной школе всё чаще есть такой момент не выполнения домашнего задания и причина не в том что делать, а как делать. И стараться давать немного заданий.  Используя пословицу –«Лучше меньше да лучше».    Вот мы с вами разобрали урок по системно -деятельносной технологии. Какой вывод можно сделать по системно – деятельносной технологии. Что он нам даёт ?А  как вам в дальнейшем работать, зависит от вас.  Поэтому свое выступление мне хочется закончить притчей.

Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая –выпущу».  Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Все в наших руках, уважаемые коллеги. Мы в пути, приглашаем и вас присоединиться к нам и вместе с нами осваивать специфику уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного метода.  Всего вам хорошего.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...

«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».

Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

В статье  раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...

Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника

Выступление по теме "Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника. Презентация...

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС.Рассматривается технология деятельностного метода обучения, разработанная Центром системно-деятельностной педагогики "Школа 2000".Представлена структура ...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 Системно-деятельностный подход (СДП) ориентирован на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. СДП предполагает смещение акцентов в  построении образ...

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...