СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
материал на тему
Системно-деятельностный подход (СДП) ориентирован на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
СДП предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели"Чему учить?" (обновление содержания) к модели "Как учить?" (обновление средств обучения). Как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Яковлева Е.А.
учитель начальных классов
МБОУ «Себежская средняя общеобразовательная школа»
1
ФГОС - по своему юридическому статусу представляет собой систему требований к результатам общего образования, его содержанию.
Методологической основой Стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход (СДП) ориентирован на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
СДП предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели"Чему учить?" (обновление содержания) к модели "Как учить?" (обновление средств обучения). Как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни.
Как отмечал Л.С.Выготский, способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. Значит, сегодня учебный процесс должен быть "деятельностным", дети должны получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них формируются требуемые общеучебные умения и способности: - умение ставить цель;- делать выбор; - принимать решения ; - и доводить их до исполнения или другими словами, как раз и формируется умение учиться, способность к самоизменению и саморазвитию.
2
В настоящее время разрабатывается широкий спектр технологий обучения, в частности деятельностной.
В начальной школе получает распространение технология деятельностного метода обучения, разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон.
Новая технология, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Так же учитель может "вписать" в эту технологию свой инновационный опыт.
Технология деятельностного метода строится на основе структуры учебной деятельности и включает в себя все существенные компоненты этой деятельности.
Учебная деятельность - это деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества.
Как человек учится чему-либо? Методологически обоснованное описание этого процесса дано в специальной литературе. Мы рассмотрим структуру учебной деятельности исходя из того пути, который учащиеся должны проходить на уроке для системного формирования у них общеучебных умений.
- Очевидно, что для того, чтобы учиться чему-либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель.
- Когда это может произойти? Когда ученик чего-то не знает или не умеет. Но это "знание о незнании" может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал, пробовал. Однако в его действиях возникло затруднение - иначе бы он все сделал до конца, и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности.
Пробное Затруднение Цель
действие
- Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникаетмотивация к этому действию. Поэтому добавляем еще один шаг.
Мотивация Пробное Затруднение Цель
действие
- Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать. У него возникло затруднение. Как действовать дальше?
- Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:
- Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)
- Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)
- Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).
- Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) исамооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).
Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.
Первый шаг - до постановки цели деятельности - направлен на выяснение того, чему надо учиться. Только после этого цель учебной деятельности становится не случайной, а сама деятельность продуктивной.
Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.
Из этих двух шагов и вырастают все остальные шаги учебной деятельности. Умения самостоятельно выполнять все шаги учебной деятельности называют организационно-рефлексивными, они носят общеучебный характер, переносятся в любую деятельность.
3
Рассмотрим уровни освоения и реализации ТДМ.
Базовый уровень состоит из 7 шагов и представляет собой переходную структуру от традиционной системы к реализации целостной структуры учебной деятельности.
Технологический уровень реализации ТДМ - это уровень работы учителя, при котором реализуется переходная структура (8 шагов) и система дидактических принципов «Школа 2000...». В практику работ включается понятие эталона для самопроверки
Системно-технологичекий уровень — это реализация целостной структуры учебной деятельности (9 шагов).
Рассмотрим все шаги ТДМ для уроков «открытия» нового знания.
- Мотивация учебной деятельности.
Целью первого этапа является мотивация учащихся к учебной деятельности. "Хочу, потому что смогу".
Несмотря на малую продолжительность данного этапа (1-2 минуты), его правильное проведение во многом определяет успешность всей учебной деятельности на уроке.
Приемы работы:
- учитель высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;
- девиз, эпиграф урока ("С малой удачи начинается большой успех")
- устанавливаются тематические рамки урока.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель : повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Необходимо организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Количество заданий не должно быть большим (примерно 2-3), чтобы не рассеивать внимание детей.
Здесь же - пробное действие и возникновение проблемной ситуации. Этот этап формирует у учеников отношение к ошибке в учении как к рабочей ситуации, требующей осмысления и последующей коррекции деятельности. Этим снимается боязнь ошибок, исключаются многие стрессовые ситуации.
3. Выявление места и причины затруднений.
Этот этап завершает первый шаг учебной деятельности (что я не знаю).
Его цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и подвести их к выявлению места и причины затруднения. ("Почему возникли затруднения?", "Чего мы еще не знаем?"). Понимание причины затруднения позволяет учащимся сознательно поставить цель своей деятельности и перейти к проектированию путей ее реализации.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Это является следующим этапом технологии. Ученики строят проект выхода из затруднения: - ставят цель проекта (ею всегда является устранение причины возникшего затруднения), - уточняют тему урока,
- определяют последовательность действий, средства достижения цели (алгоритмы, модели, справочники).
5. Реализация построенного проекта.
Целью следующего этапа является реализация построенного проекта. Ученики должны: построить способ действия в соответствии со своим планом; зафиксировать новое знание в речи (вербально) и знаково (с помощью эталона); уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
6. Первичное закрепление во внешней речи.
На данном этапе происходит усвоение нового способа действий. Учащиеся выполняют типовые задания сначала фронтально, затем в группах и в парах с проговариванием решения алгоритма вслух. Этот этап сопровождается рефлексией того, что и как делается и все ли понятно.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: ученики самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют их, пошагово сравнивая с эталоном. По результатам этой работы организуется самооценка усвоения нового знания (что уже достигнуто, а что - пока нет) и планирование коррекционных мер. Внимание детей акцентируется на их достижениях, таким образом, создается ситуация успеха, позитивный эмоциональный настрой.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе ученики под руководством учителя устанавливают, в каких известных типах заданий оно может быть использовано.
Учащимся предлагается сначала из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Организуя этот этап, учитель подбирает задания так, чтобы с одной стороны, учащиеся закрепляли изученный ранее материал, а с другой стороны, шла их подготовка к введению в будущем новых способов действий.
9. Рефлексия учебной деятельности.
На заключительном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Полученный результат соотносится с поставленной целью, фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы будущей учебной деятельности.
Вопросы:
- какую задачу ставили?
- удалось решить поставленную задачу?
- каким способом?
- какие получили результаты?
- что нужно сделать еще?
- где можно применить новое знание?
- что на уроке у вас получалось хорошо?
- над чем еще можно поработать?
Согласовывается домашнее задание.
Возможен такой вариант домашнего задания, который включает в себя 2 части: а) обязательную - посильную для каждого ребенка, небольшую по объему (по нормам САНПиНа); б)необязательную часть - одно задание (лучше по выбору) творческого характера.
В связи с переходом на ФГОС второго поколения учителю начальных классов надо будет поменять методы работы с классом и с каждым учащимся в отдельности. Изменить свой подход к учебно-воспитатаельной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы.
Поэтому меняется роль учителя: переориентация учителя из информатора в консультанта и организатора исследовательской деятельности младших школьников.
У педагога должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного Стандарта второго поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...
«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».
Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.
В статье раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...
Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника
Выступление по теме "Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника. Презентация...
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС.Рассматривается технология деятельностного метода обучения, разработанная Центром системно-деятельностной педагогики "Школа 2000".Представлена структура ...
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна...