Технология деятельностного метода
статья на тему

Самсонова Татьяна Николаевна

Данная статья содержит информацию о принципах и методах их осуществления в области деятельностного подхода к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_deyatelnogo_metoda.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельного метода

   Технология обучения математике в начальной школе по программе «Школа 2000…» носит название интегративной. В основе  этой программы лежит технология деятельности метода (Л.Г. Петерсон),которая сочетает в себе различные теории развивающего обучения.  А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.С. , Выготский , А.Н. Леонтьев , П.Я.  Гальперин,  В.В. Давыдов, Л.В. Занков, и другие известные педагоги и психологи писали о том , что деятельностные способности   формируются у ребенка лишь тогда, когда  он не пассивно усваивает  новое  знание , а включен в учебно-познавательную  деятельность. Согласно теории деятельности, новый способ организации обучения  должен не разрушать  «традиционную систему» ,а преобразовать её ,сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных  целей.

    Технология деятельного метода подразумевает такую организацию  учебного процесса ,которая  обеспечивает системное включение каждого обучающегося в основные виды деятельности независимо от его актуального уровня развития , а также формирование у него способности к саморазвитию. Формирование способности к саморазвитию невозможно без активного участия обучаемого, следовательно приобретение способностей к новой деятельности (развитие способностей) происходит на этапе « открытия нового знания» в том случае ,когда оно самостоятельно производится на основе метода построения алгоритма.

     Из всех звеньев деятельностного подхода  для учителя наибольшую трудность представляет этапы « постановки учебной задачи» и « открытия нового знания». Поставить учебную задачу – это значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока , либо несходный  темой вопрос, исследование ответа на которой выведет на тему урока. Существуют 3 возможных варианта постановки учебной задачи на урок:

- создание проблемной ситуации;

- подводящий диалог;

-сообщение учителем темы в готовом виде, но с применением отивирующего приёма.

       Технология деятельностного подхода раскрывается через следующую  последовательность шагов. Эта последовательность соответствует структуре урока «открытия нового знания».

  1. Самоопределение к деятельности– организация положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке ,т.е. включение ребенка в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
  2. Актуализация знаний и мотивация – подготовка мышления детей к проектировочной деятельности . А также осознание потребности к  построению нового способа действий через создание затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.
  3. Постановка учебной задачи -  соотношение учащимися своих действий  с используемым способом действий , выявление и фиксация во  внешней речи причины затруднений , а также постановка цели и формулировка темы урока.
  4. «Открытие» детьми нового знания – построение детьми нового способа действий посредством выбора метода разрешения проблемной ситуации, фиксация в речи и формирование способности к его выполнению.
  5.  Первичное закрепление – усвоение нового способа действий через решение типовых заданий.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – индивидуальная работа учащихся , способствующая интериоризации нового способа действий; индивидуальная рефлексация достижения цели, создание ситуации успеха.
  7. Включение в систему знаний и повторения – включение «открытия»  в систему знаний, при необходимости повторения и закрепление ранее изученного.
  8. Рефлексия деятельности – самооценка результатов деятельности , осознание метода построения, границ применения нового знания.

            Реализацию данной технологии деятельностного подхода обеспечивает следующая система дидактических принципов:

-  принцип деятельности  заключается в формировании личности ученика и продвижении его в развитии в процессе его собственной деятельности , направленной на «открытие» им нового знание;

-  принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начло следующего этапа ;

-  принцип целостного представления о мире  характеризуется тем. Что у ребёнка должно быть сформировано обобщенное , целостное представление о мире( природе – обществе  - самом себе), о роли и месте каждой науке в системе наук;

-  принцип минимакса заключается в том ,что школа  предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимально ( творческом) уровне социально безопасного минимума (государственного стандрта);

- принцип психологической комфортности  предполагает снятие стрессообразующих факторов  учебного процесса , создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы;

-  принцип вариативности  предполагает развитие у учащихся вариативного мышления , то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы;

-   принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Конспект урока в технологии деятельностного метода

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекр...

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...

Конспект урока в технологии деятельностного метода

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Самоанализ освоения и внедрения в практику работы современных образовательных технологий (технологии деятельностного метода, ИКТ уровневой дифференциации) учителя начальных классов Нестеровой Т.В.

Новая система образования предполагает постоянное его обновление, индивидуализацию спроса на обучение и возможности его удовлетворения. Качественная характеристика такого образования заключается в том...