Эссе "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников"
учебно-методический материал (2 класс) на тему
В эссе представлено моё отношение к проблеме поиска оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в сферу образования. Что же используется мною для организации работы по формированию коммуникативной успешности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_formirovanie_kommunikativnyh_uud_u_mladshih_shkolnikov.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
с углубленным изучением отдельных предметов
Управление образования администрации городского округа Орехово-Зуево
Эссе на тему
«Формирование коммуникативных УУД
у младших школьников»
Составитель: Филькова Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов первой категории.
2017 г.
Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания
Л.С. Выготский
На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера. Действительно, мои наблюдения за первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого.
Хочу отметить, что и методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением, вероятно, системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Без сомнения, учителя испытывают трудности в организации работы по данному направлению.
Что же используется мною для решения обсуждаемой проблемы? Это следующие формы организации учебного общения: групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); групповая работа с использованием современного дидактического оборудования; взаимопроверка заданий;
игровые технологии; хоровое пение; коллективные проекты, рисунки, аппликации, поделки из различных материалов.
Кроме этого, я считаю, что формирование коммуникативных навыков должно осуществляться не только системно, но и с учётом последовательности в овладении детьми коммуникативными действиями.
В связи с этим могу предложить дидактические игры, призванные способствовать развитию коммуникативных универсальных учебных действий с учетом трех основных направлений в рамках коммуникации.
Формируемые коммуникативные действия | Дидактические игры |
Коммуникативно-речевые действия | «Молчанка», «Придумай слова», «Наборщик» |
Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника | «Математическая эстафета», «Лучший космонавт», «Стрельба по мишеням», «Часы» |
Коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество | «Цифровая акробатика», «Веселый счет», «Посчитай», «Развиваем наблюдательность» |
Вся работа строится на поэтапной основе. Вначале основной упор делается на применение дидактических игр, направленных на развитие коммуникативно-речевых умений («Молчанка», «Придумай слова», «Наборщик»). Работа имеет цель развития индивидуальных умений каждого ученика. При этом особое внимание в ходе занятия уделяется детям с различными проблемами в общении, что положительно сказывается на формировании их умений общаться и интереса к совместной деятельности.
Затем в работу включаются игры, направленные на учет позиции собеседника («Математическая эстафета», «Лучший космонавт», «Стрельба по мишеням», «Часы»). Это позволяет закрепить индивидуальные неформальные межличностные связи, обратить внимание детей на тех одноклассников, которые выпадали из их круга общения, игнорируемых ими.
В заключении параллельно с предыдущими видами применяются дидактические игры, направленные на развитие кооперации и сотрудничества («Цифровая акробатика», «Веселый счет», «Посчитай», «Развиваем наблюдательность»). Данные игры основной целью имеют формирование в классе целостного коллектива, способного решать поставленные учебные задачи.
Важно отметить, что из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных навыков (и соответственно, коммуникативных универсальных учебных действий), является достаточно сложной. Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у младших школьников.
Таким образом, я убеждена, что решение вопроса о формировании коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в начальной школе должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий педагогов и практических психологов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...
Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.
В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....
Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.
В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....
Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".
Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....
Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»
Презентация опыта работы по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....
Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...
Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"
В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....