Формирование коммуникативных УУД на ступени начального образования (методика работы в парах)
методическая разработка (3 класс) на тему

Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

В этой работе представлены этапы по формированию коммуникативных умений работы в парах, алгоритм работы в паре, алгоритм и оценивание работы в паре. 

Использование технологии группового обучения, предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parnaya_rabota_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД на ступени начального образования (методика работы в парах)

 «Самая главная формула успеха —  это знание, как общаться с людьми». (Теодор Рузвельт)

          В условиях реализации  новых Федеральных государственных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей.

          Овладение коммуникативными УУД – залог успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллектив одноклассников.

          Для формирования коммуникативных навыков необходимо присутствие собеседника, поэтому  в учебном процессе на первое место ставлю обучение  работе в парах. Прохождение  курсов повышения квалификации, изучение  методической литературы по данному вопросу, позволило мне качественно выстроить процесс по обучению учеников начальных классов парной работе.

     Работа в паре – процесс организации познавательной  деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учениками, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

По формированию коммуникативных умений работы в парах выделяю следующие этапы

Первый этап (подготовительный): 

  • С 1 класса провожу подготовку к парной работе с целью установления  контакта и настроя на совместную работу.  Использую следующие упражнения:

  "Зеркало"- один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями

  "Попугай"- один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.

 "Разминка пальчиков" - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим пожелания на урок.

«Скрепки» - без слов в парах собирают цепочку

«Рукавички» по команде ученики находят свою пару, берут карандаши, и  как можно быстрее раскрашивают свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми.

Физкультминутка в паре (синхронизация движений без слов) и т.п.

  • На классном часе познакомила  ребят с правилами совместной работы:

1. Работай дружно: будь внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекайся  на посторонние дела.
2. Слушай партнера внимательно.
3. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял.
4.  Уважай чужие ошибки; вежливо объясняй свое мнение.
5.  При затруднениях проси помощи у партнера и помогай сам, если он  просит об этом.
6. Результатом работы пары является ваше общее мнение.
7. Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.

8. Поблагодари партнера за работу.

  • Составление  алгоритма работы в паре

* Прочитай задание, подумай и подготовь ответ

* Обсуди (обменяйтесь мнениями) с соседом по парте

* Сформулируйте ответ, выберите отвечающего

* Оцените работу вашей пары

  • Составление вместе с учениками  критериев для оценивания  парной работы

* Удалось ли прийти к общему мнению

* Сумели ли договориться о совместных действиях

* Смогли ли самостоятельно распределить роли (работу)

* Оценка работы пары ( высокая, средняя, низкая)

  • Введение знаковых символов  (пара с заданием справилась -  берутся за руки - « домик», регулировка уровня  шума с помощью хлопков в ладоши, красный сигнал – паре нужна помощь и т.п.)

         Второй этап: формирование у учащихся умения согласовывать свои действия и ставить общую цель работы. Действия строятся по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, в первую очередь, надо согласовать действия с соседом по парте.

       Третий этап: формирование умения сотрудничать, т. е. строить субъектные отношения по типу: ученик<—>ученик,  ученик<—>учитель. Введение правил диалога. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываю любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать.

          Правила работы в парах, алгоритм и критерии оценивания работы в паре помещаю в индивидуальных пособиях «Мой помощник», ученики имеют возможность пользоваться данными памятками  на уроках.

        Работу в парах организую как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. В паре ученики всегда работают по одному учебнику, по одной карточке. После выполнения задания, один ученик отвечает, а второй оценивает работу пары.

Использую следующие виды заданий для выполнения парной работы:

       1. Взаимопроверка правила (устный опрос).

2. Совершенствование полученных знаний.

3. Взаимопроверка  сложного домашнего задания.

4. Работа с карточками.

5. «Словарный диктант для соседа».

6. Составление «карточки – зачета для соседа»

7. Отзыв на работу товарища

8. Диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи).

 и т. п.

   Обучающимся предлагаю сформировать   пары: по желанию, по уровням, по жребию, разнородные.

Как показала практика, наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний - низкий).

          Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.

При обучении парной работе столкнулась с «подводными камнями»:

  • Один ученик «подмял» под себя второго.
  • Один из членов пары не выполняет работу.
  • По ходу обсуждения в паре произошла ссора.
  • Пара  расстроена, поскольку не получается выполнить задание.

        Случались ситуации, что ребенок не хотел работать в паре. Не тратила время урока на публичное выяснение причин, позволив ему работать отдельно, но возвращалась к этой проблеме в индивидуальном порядке.

Следовательно, действия учителя во время организации парной работы :

  • Следить за деятельностью учащихся. Учитель переходит от пары к паре и видит, кто что делает. Это требует ответственности от учеников  и позволяет учителю вмешиваться в действия пары, если это необходимо.
  • Учитель помогает, если нужно объяснить требования, умения, вопросы, ответы на вопросы. Если есть необходимость,  направляет пару на решение задачи. Но вмешательство возможно только в крайнем случае!
  • Учитель оценивает последствия исследования и процесс занятия в парах, ученики – сами себя и друг друга.
  • Обобщение – учитель формулирует выводы.

                 Таким образом, усвоение учебного материала происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.   Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования.

С эти м докладом выступала на районной научно-практической конференции "Преемственность дошкольного и начального школьного образования"...

«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)

В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...

«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)

В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...

Практическое занятие для учителей: «ФГОС. Формирование универсальных учебных действий на ступени начального образования»

Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые п...

Особенности формирования толерантности на ступени начального образования.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию  с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,...