Выступление на методическом объединении. Доклад на тему " Воспитатние детей младшего школьного возраста средствами народной культуры.
учебно-методический материал (2 класс) на тему
Конечно невозможно провести любой урок или внеклассное мероприяьте не затрагивая народную культуру. Культуру народа родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_sredstvami_narodnoy_kultury.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н.Толстой
Система воспитания детей в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. "Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа", - писал Ушинский.
Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет развлекающую, диагностирующую, корректирующую, познавательную развивающую и другие воспитательные функции. Она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять "предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты".
Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка: "Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка".
В нашей школе со 2 класса начального звена вводится обучение национального языка
( Эрзянского и мокшанского языков). Дети на протяжении 3 лет обучения изучают родной язык. На базе школы проводятся семинары ….
Содержание учебников указывает на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставятся мордовские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений.
Большое значение в первоначальном обучении родному языку придается значение и другим произведениям мордовского народного творчества - пословицам, прибауткам и загадкам. Мордовские пословицы считаются простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.
Огромное воспитательно-образовательное значение придается играм детей.
Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. "В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".
Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.
Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста отводится матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.
Воспитательной деятельности матери придается общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель - провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии.
Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в
процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком ,она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».
А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя
убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения
нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.
« О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-
видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он.
- Я уверена, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни
народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках ,былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.
Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко
распространенных памятников устного мордовского поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения.
Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.
В практике своей работы воспитание детей младшего школьного возраста с использованием элементов народной культуры я реализую через:
постижение основных пластов народного искусства: фольклора; прикладного искусства.
введение ребенка в мир народной культуры посредством образов русской культуры «от родного порога»;
знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;
знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
изучение основных жанров фольклорных сочинений;
знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой.
Процесс обучения и воспитания осуществляется в системе «внеурочная деятельность» и строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм: путешествий, выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами, музейных уроков. Здесь огромную помощь нам оказывает Татьяна Евгеньевна, которая ведет в классе кружок« Краеведение».Особый акцент делаю на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций.
В своей работе с детьми младшего школьного возраста я использую русскую народную тематику малый детский фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина, что составляет стержень национального характера.
Приобщая детей к нашему русскому эпосу, я пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине– России, к ее бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному.
Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества русского народа, названный календарной поэзией, я использую в своей учебной и внеклассной работе. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков. Традиционным стало проведение Фольклорных праздников: Масленица, Рождество, Пасха, Деревенские посиделки и другие. Знакомясь с произведениями устного народного творчества, дети отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышат от родителей, бабушек, дедушек. Провожу беседы ,связанные с наступающим празднованием праздника « 1000 лет русские и мордва вместе».
Ребята рисуют на темы сказок, составляют небольшие книжки – самоделки, посвященные определенному жанру устного народного творчества. С большим желанием дети разучивают колядки, заклички, потешки.
Дети очень любят беседы, конкурсы на данную тематику. Происходит подлинное общение детей с искусством своего народа. У них формируется чувство патриотизма, привязанности к родному краю.
В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей являются родители, бабушки дедушки. Мы с детьми начинаем оформление альбома «Моя родословная». Широко применяю в своей работе включение родителей в воспитание детей, яркой формой, которую полюбили и дети и родители, стали семейные праздники. Наряду с историей и культурой русского народа, мы изучаем историю, культуру, традиции своего края: песни и частушки, колядки и заклички, игры и хороводы. Таким образом, задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей. Такими у нас в классе стали: праздник «Дары Осени», «Поздравим папу», «Наши мамы», планирую классно-семейные походы в музеи, на природу. Тематические классные часы «Моя родословная», «О чем расскажет семейный альбом», «Горжусь своими родителями», « Что означает мое имя». Как раз и ставили целью воспитание человека-семьянина. Это работа нам только предстоит, так как она совпадает с тематикой уроков по истории.
Думаю, что дети, изучающие корни своей родословной, изучающие историю своего края, будут любить своих ближних, с уважением относится к предкам, к той земле, на которой живут, ценить заслуги своего народа, гордиться их достижениями.
Вся работа по развитию и воспитанию младших школьников средствами народной культуры в условиях современной школы , я думаю, даст хорошие результаты, так как:
-дети с интересом воспринимают материал;
-у учащихся появляется устойчивый интерес к народной культуре и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям респубшики, где они родились.
Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.
Результативность проявляется в стремлении детей воспринимать изучаемый материал на творческом уровне, что проявляется в выполнении детьми различных творческих работ. Эти работы стали ярким примером творческого усвоения учащимися изученного материала, а изготовленные поделки стали источником эстетического наслаждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуального потенциала детей младшего школьного возраста средствами развивающего курса «Интеллектика».
Результаты эксперимента по введению курса А. Зака "Интеллектика" в учебный процесс в начальных классах...
ВКР "Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста посредством народных музыкальных игр".
Материал пригодится преподавателю музыки в начальной школе, предлагаю апробировать методику по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора....
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста средствами физической культуры.
В настоящее время система школьного образования находится в процессе реформирования, поиска новых адекватных современных технологий и методик обучения. Переходный период сам по себе несет опреде...
Методика коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры.
Сколиоз у детей - это сочетание косметического дефекта с множественными нарушениями деятельности внутренних органов. Прогрессирование деформации позвоночника неизбежно приводит к изме...
Формирование правильной осанки и её коррекция в младшем школьном возрасте средствами физической культуры.
В настоящее время осанка у детей меняется в различные возрастные периоды. Поддержание нормальной осанки путём активного двигательного режима, занятий физкультурой устраняет опасность искривления позво...
Научная разработка на тему "Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики (танцевальной аэробики)"
Актуальность темы проявилась в том, что младший школьный возраст это период вторичной социализации, когда меняется весь образ жизни ребенка. Поступление в школу требует от него большого эмоционального...