Формирование правильной осанки и её коррекция в младшем школьном возрасте средствами физической культуры.
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Наталья Николаевна Оришина
В настоящее время осанка у детей меняется в различные возрастные периоды. Поддержание нормальной осанки путём активного двигательного режима, занятий физкультурой устраняет опасность искривления позвоночника. Принимая во внимание слабость мышечной системы у детей, снижение их двигательной активности вследствие особенностей образа жизни, следует подчеркнуть, что соблюдение основных правил профилактики таких нарушений должно быть обязательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правильной осанки и её коррекция в младшем школьном возрасте средствами физической культуры.

 Ни для кого не секрет, что осанка играет важную роль в жизнедеятельности человека, будучи необходимой для нормального функционирования жизнеобеспечивающих систем организма и способствуя рациональному использованию механических свойств опорно-двигательного аппарата. Необходимо понимать, что в физическом воспитании детей в дошкольном и младшем школьном возрастах одной из основных задач является — формирование правильной осанки.

Стоит отметить, что физическое образование в школе имеет ряд проблем, и профилактика нарушений осанки является одной из них. Осанка — это комплексный показатель здоровья младшего школьника, и какие-либо небольшие нарушения способны привести к тяжелым последствиям. Ребенок 7–10 лет, проводит основное время в школе. Это время самое важное в формировании правильной осанки.

Эта педагогическая проблема для педагога также важна, как и формирование других жизненно необходимых двигательных навыков. Ряд исследователей посвящали свои работы проблеме формирования правильной осанки у младших школьников, но проблема так и осталась разработана недостаточно. По статистике функциональные нарушения осанки наблюдаются у 40–60 % учащихся. Поэтому проблема остается актуальной в наши дни.

Т. Л. Калб определяет осанку как привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка регулируется рефлексами позы, отражая как физическое, так и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. Осанка может быть обусловлена наследственностью, но у детей на ее формирование влияют в большей степени факторы внешней среды. К таким факторам можно отнести: отрицательное влияние неблагоприятных условий окружающей среды, социально-гигиенические факторы, например, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.

Причинами нарушения осанки часто становятся: недостаточная двигательная активность детей или гипокинезия, акселерация детей, однообразные упражнениями, а также неправильное физическое воспитание. Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие.

В этом возрасте продолжает интенсивно формироваться опорно-двигательный аппарат. Практически каждая из 206 костей значительно изменяется по форме, размерам и внутреннему строению. Зоны роста в костях еще отчетливо выражены. Появляются новые центры окостенения.

Позвоночник, несущий сложные опорные функции почти целиком состоит из хрящевой ткани. Подвижность у девочек выражена в большей степени по сравнению с мальчиками. Неправильная посадка, несоответствующие возрасту физические нагрузки, могут легко привести к нарушению осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника: шейном, грудном, поясничном отделах .

Физиологические изгибы облегчают сохранение равновесия, обеспечивают высокую подвижность позвоночника, шейный и поясничный лордозы улучшают возможность ротационных движений, боковых наклонов, наклона вперед и в меньшей степени назад. В грудном отделе сгибание относительно невелико. Оно происходит в большей степени за счет нижних грудных позвонков. Нижние грудные позвонки совместно со свободными ребрами увеличивают объем движений, приближая его в функциональном отношении к поясничному отделу. Одним из самых подвижных участков позвоночника принято считать переходный отдел от грудных позвонков к поясничным. При сильно выраженном или уплощенном грудном кифозе подвижность грудной клетки уменьшается.

Существуют различные мнения специалистов о сроках и порядке возникновения физиологических изгибов позвоночника.

Новорожденный ребенок имеет только крестцово-копчиковый кифоз, остальные физиологические изгибы отсутствуют и начинают формироваться позже .

Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста. Приблизительно к 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз под влиянием развивающихся мышц шеи и спины во время приподнимания головы лежа на спине и сохранения данного положения в течение определенного времени.

К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз. У ребенка развивается умение переходить из положения лежа в положение сидя и самостоятельно сохранять данное положение.

К 9-12 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение туловища и конечностей во время стояния и ходьбы.

К 3 годам у ребенка имеются все изгибы позвоночника, характерные для взрослого человека, но они менее выражены, а точнее, сглажены. До 5-7-летнего возраста форма позвоночника не закрепляется. У 6-летнего ребенка, лежащего на спине, исчезают все изгибы позвоночника. К 7 годам прочно закрепляются шейный и грудной изгибы, а поясничный в пубертатном возрасте.

В младшем школьном возрасте осанка имеет ещё неустойчивый характер. При нормальной осанке, у школьника плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Физиологические изгибы выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища симметричны. Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны, находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут, по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей - грудной кифоз.

В младшем школьном возрасте завершается становление физиологических изгибов, которые поддерживаются соответствующим равновесием тяги мышц, прикрепленных к позвоночнику. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей в возрасте 10 лет.

На дошкольный период приходится так называемый первый ростовой сдвиг, когда наступают изменения строения тела: удлинение конечностей, уменьшение жировой подкожной клетчатки.

В теле человека насчитывается около 600 мышц, большинство из которых парные. Масса скелетных мышц у взрослого человека достигает 35-44% массы тела, в то время как у новорожденных и детей на долю мышц приходится 20-23% массы тела (Фонарев М.И., 1983). К восьми годам мышечная масса составляет 27% веса тела. Возрастание массы скелетной мускулатуры связано с увеличением двигательной активности.

В дошкольном периоде происходит энергичный рост мышечной ткани и значительное прогрессирующее увеличение ее силы. Тонус сгибателей все еще преобладает над тонусом разгибателей. Мышцы живота не в состоянии держать напряжение, связанное с подъемом тяжестей. Крупные мышцы туловища и конечностей хорошо развиты, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Неправильная вынужденная поза во время занятий, чрезмерная нагрузка в процессе физического воспитания, способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата.

Можно выделить следующие основные условия для профилактики и лечения нарушений осанки:

спать нужно на жесткой постели, на спине;

правильная обувь, если нужно корректирующая;

правильная организация режима дня;

непрерывная двигательная активность (прогулки, физическая культура, спорт, путешествия, плаванье);

правильное положение за партой, рабочим местом и т. д.;

правильный портфель или рюкзак для распределения нагрузки равномерно на всё тело.

 Физические упражнения — важная часть формирования правильной осанки, но не единственная, особенно для младших школьников. С приходом в школу ребенок все больше сидит, а значит меньше двигается.

Исправление различных нарушений осанки-процесс длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условий рефлексов требуют особенно строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию. Эти занятия должны проводится систематически не реже 3 раз в неделю , и обязательно подкрепляться выполнением корригирующего комплекса упражнений в домашних условиях.

В школах и кабинетах лечебной физкультуры поликлиник и диспансеров занятия корригирующей гимнастикой с детьми ,у которых имеются нарушения осанки, проводятся группами по 10-15 человек.

В подготовительном периоде таких занятий у детей вырабатывается представление о правильной осанке и путём подбора специальных общеразвивающих упражнений создаются физиологические предпосылки для её формирования. В основном периоде последовательно решаются все лечебные и воспитательные задачи.

Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение даёт возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нарушенные физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, также положение головы, добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса. Правильное положение частей тела во время движений, работы и при важнейших позах закрепляется путём создания естественного мышечного корсета.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходного положения. Наиболее выгодным из них для развития и укрепления мышц, составляющих мышечный корсет, является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К таковым относятся положение лёжа на спине, животе, стоя в упора на коленях и на четвереньках.

Одновременно с упражнениями для мышц формируется навык правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечной суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определённых частей тела.

После объяснений, необходимых для представлений правильной осанки, и показа её приступают к выработке соответствующих такой осанке мышечно-суставных ощущений. Для этого используют тренировки перед зеркалом ( зрительный самоконтроль ); взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом; исправление дефектов осанки по указанию инструктора или методиста лечебной физкультуры.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят также во время выполнения различных общеразвивающих упражнениях, при которых обязательно сохраняется правильное положение таза, а также в упражнениях в равновесии и на координацию. Широко используют игры с правилами предусматривающими соблюдение хорошей осанки.

Памятка для детей.

Упражнения лежа на спине

И.п. – лежа на полу, руки вдоль тела; спина, затылок плотно прижаты к полу. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) вверх. На выдохе возвращаемся в и.п. (5–6 раз)

И.п. – лежа на спине. С напряжением поднимаем руки вперед-вверх, возвращаемся в и.п. (5–6 раз).

И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку кладем на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в и.п. (5–6 раз). Положения рук чередовать.

И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги представляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и.п. (2–3 раза).

И.п. – лежа на спине. Подтянуть к себе согнутые ноги, вернуться в исходное положение (5–6 раз).

И.п. – лежа на спине, ноги согнуты и подтянуты к животу. Поочередно выпрямлять ноги в коленях, не опуская их на пол (4–8 раз).

И.п. – лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать ноги вверх.

И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох, медленно поднять таз (полумостик), на выдохе вернуться в и.п. (3–4 раза).

И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Имитировать ногами езду на велосипеде (8–10 раз).

И.п. – лежа на спине, руки вверх. Отрывая плечи от пола, поднять навстречу друг другу правую руку и левую ногу, рукой достать колено. Повторить с другой руки и ноги (4–6 раз).

И.п. – лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты в коленях, слегка расставлены. Оторвать плечи от пола, вернуться в и.п. (8–10 раз).

Упражнения из исходного положения лежа на животе

И.п. – лежа на животе, руки вверху. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой руки и ноги (6–8 раз).

И.п. – лежа на животе, руки на спине сцепить в замок. Поднимать верхнюю часть туловища, руками тянуть себя назад (5–7 раз).

И.п. – лежа на животе, руки сложены перед собой, голова на руках. Поочередно поднимать прямые ноги (6–8 раз).

И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять одновременно обе руки и ноги, прогнуться, задержаться. Взгляд – прямо (4–6 раз).

И.п. – лежа на животе, руками взяться за голеностопы ног. Прогнуться – “корзиночка”, покачаться (1–2 раза).

И.п. – лежа на животе, руки вверх. Одновременно делать ножницы руками и ногами (5–7 раз).

И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Упираясь на руки, поднять верхнюю часть туловища, повернуться вправо и правой рукой дотянуться до левого бедра, глазами увидеть ладошку, задержаться. Повторить в другую сторону (2–4 раза).

И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Выполнять имитацию плавания, руками описывая круги, при этом приподнимается верхняя часть туловища (6–8 раз).

И.п. – лежа на животе, руки за головой. Поднимать максимально вверх верхнюю часть туловища. Ноги удерживает напарник (6–8 раз).

 Упражнения из исходного положения стоя

И.п. – о. с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).

И.п. – о. с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево) – вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении).

И.п. – о. с., руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).

И.п. – о. с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).

И.п. – о. с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 мин).

И.п. – о. с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4-5 раз).

И.п. – стоя. Полуприседания, приседания на носках; руки в стороны-вверх-вперед. Вернуться в и.п.

И.п. – о. с. Поднять руки в стороны ладонями вверх, развернуть руки ладонями назад, свести их за спиной, выполняя хлопки.

И.п. – о. с., руки за спиной собраны в замок. Поднять руки максимально вверх, при этом корпус надо держать прямо. Медленно выполняется наклон вперед-вниз, при этом руки смотрят вверх. Вернуться в и.п. (2-3 раза).

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз).

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Через стороны поднять руки вверх, ладони смотрят вперед, и сделать “ножницы”, поочередно меняя положения рук, 4–6 раз, за головой.

Упражнения из исходного положения стоя

“Малыши растут”

И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. Поднимаясь на колени, поднять обе руки через стороны вверх, ладони смотрят вверх. Вернуться в и.п. (5–6 раз).

“Малыши тянутся”

И.п. – сидя на пятках. Встать на колени, руки через стороны поднять вверх медленно, с напряжением. Вытягивать себя вверх, прогибаясь назад (4 раза).

“Малыши ловят пяточку”

И.п. – сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, разворот туловища назад-вправо, правой рукой достать левую пятку, глазами посмотреть на свою пятку; задержаться в этом положении на 3–5 секунд. Вернуться в и.п., повторить в другую сторону (4–6 раз).

“Силачи”

И.п. – сидя на пятках. Поднять руки вверх, с усилием вытягивать себя вверх, опуская через стороны руки вниз, согнуть их в локтях и прижать к туловищу сбоку, задержаться на несколько секунд. При этом лопатки сведены, грудь расправлена, спина ровная, живот втянут (4–5 раз).

“Машут наши ручки”

И.п. – стоя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).

“Колечко”

И.п. – стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1–2 раза).

“Березка”

И.п. – сидя по-турецки. Поднять руки вверх и сцепить в замок, ладонями кверху. Спина ровная. С силой вытягивать себя вверх, задерживаться на 15–30 секунд.

“Ладошки встретились”

И.п. – сидя на коленях, таз между ног. Соединить руки за спиной; одна сверху, другая снизу. Задержаться на некоторое время, затем поменять положение рук.

“Складочка”

И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за носки, головой тянуться к коленям.

“Треугольники”

И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за голеностоп правой ноги и поднять ее руками вверх, не сгибая колено. Удерживая ногу, подтянуть и выпрямить спину. Задержаться в этой позе на некоторое время. Повторить с другой ноги.

  1. Зерков Н.Г., Ковригин А.Е. « Особенности развития и гигиены дошкольника»,  Журнал « Народный университет» Факультет здоровья, Издательство Знание, Москва 1987г.
  2. Методические рекомендации. Архангельск 1993г.
  3. Анимарин Б.А., Москва, Просвещение 1990г
  4.  Матвеев Г.Н. «Теория и методики физического воспитания» Москва, 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ценностей у учащихся младшего школьного возраста средствами русского фольклора.

В последние годы, наряду с интенсификацией учебного процесса, с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор –...

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста средствами физической культуры.

В настоящее время система школьного образования находится в процессе реформирования, поиска новых адекватных современных технологий и методик обучения. Переходный период сам по себе несет опреде...

«Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета «Математика»

Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета "Математика"...

Выступление на методическом объединении. Доклад на тему " Воспитатние детей младшего школьного возраста средствами народной культуры.

Конечно невозможно провести любой урок или внеклассное мероприяьте не затрагивая народную культуру. Культуру народа родного края....

Методика коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры.

Сколиоз у детей -  это сочетание косметического  дефекта с множественными нарушениями деятельности внутренних органов. Прогрессирование деформации позвоночника неизбежно приводит к изме...