Моё портфолио
учебно-методический материал на тему
Основной материал для создания портфолио учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Портфолио учителя начальных классов | 204.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Каменский лицей им. В.Е. Кожевина»
Аттестационные материалы
Портфолио (на высшую квалификационную категорию)
Публичная презентация и защита системы педагогической деятельности
ФИО: Егорова Ольга Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Имеющаяся категория: первая
Заявленная категория: высшая
2013 г.
Содержание портфолио
1.Раздел 1. Общие сведения …………………………………………………….с.4
1.1 Повышение квалификации ………………………………………………… с.4-6
1.2Дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма, справки….. с.7-8
2. Раздел
2.1 Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности с..8-17
2.2 Материально-техническая база профессиональной деятельности………. с.17-19
2.3 Анализ и оценка качества образовательного процесса. …………………..с.19-22
2.4 Анализ и оценка качества образовательных результатов детей………... с.22
2.5 Динамика учебных достижений…………………………………………… с.22-24
2.6 Достижения детей по данным внешних аттестаций различного типа….с. 24-25
Раздел 3. Приложения.
3.1 Образовательные результаты детей в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах………………………………………………………………………….. с.27-35
3.2 Достижения детей в исследовательской работе………………………….….с.36-37
3.3 Воспитательная деятельность ………………………………………………...с.37-40
3.4 Кружковая работа………………………………………………………………..с.40-41
3.5 Распространение и обобщение собственного педагогического опыта …….с.41-43
3.6 Необходимость создания образовательного продукта ……………………….с.43-48
3.7 Отзывы о работе учителя ……………………………………………………….с.49-52
3.8 Официальные документы………………………………………………………. с.53-58
3.9.Разработки уроков………………………………………………………………с.58-63
Раздел 1.
Общие сведения
Егорова Ольга Ильинична.
Дата рождения: 14 декабря 1967 года
Образование: высшее
- Бурятский государственный педагогический институт им. Д.Банзарова 1989 год по специальности: педагогика и методика начального обучения
Стаж работы:
трудовой- 23 года,
педагогический – 23 года,
в данном общеобразовательном учреждении – 23 года.
1.1 Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов):
№ п/п | Дата прохождения | Тема курсов | Место прохождения | Кол-во часов |
1 | 12.11.2007г- 21.11.2007г | «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» | ВСГТУ | 72 часа |
2 | 01.10.2007г.- 06.10.2007г. | «Планирование, организация и содержание воспитательного процесса в начальной школе» | ИПК и ПРО | 48 часов |
3 | 26.02.2008 г. - 29.02.2008 г. | «Урок-диалог и педагогические средства его подготовки и проведения» | учебно-деловой центр торгово-промышленной палаты РБ республиканского центра развивающего образования | 40 часов |
4 | 23.11.2010г-25.11.2010 г | Межрегиональная научно-практическая конференция «Педагогический капитал: инициативность, творчество, профессиональная мобильность» | ГОУ СПО «БРПК» | 24 часа |
5 | 21.04.2008 г. -24.04.2008г. | Республиканский семинар по организации летнего отдыха детей, подростков и молодёжи | АОУ ДПО РБ «РИКУиО» | 48 часов |
6 | 02.12.2010 г. - 03.12.2010 г | Курс лекций в соответствии с программой Республиканской выставки-ярмарки педагогических инноваций, методических идей в рамках года Учителя | АОУ ДПО РБ «РИКУиО» | 16 часов |
7 | 25.05.2010 г.- 26.05.2010 г. | «Природосообразная модель воспитания грамотности» | Научно-исследовательский институт школьных технологий | 12 часов |
8 | 12.05.2011 г. - 13.05.2011 г. | «Введение ФГОС начального общего образования в Республике Бурятия» | АОУ ДПО РБ «РИКУиО» | 16 часов |
9 | 28.01.2011 г.- 30.01.2011 г. | «Формирование универсальных учебных действий в различных образовательных областях» | БГУ | 36 часов |
10 | 26.01.2011 г.- 29.01.2011г. | «Роль музейного педагога в формировании толерантности среди обучающихся НСПО» | АОУ ДПО РБ «РИКУиО» | 36 часов |
11 | 10.04.2012 г.- 13.04.2012 г. | «Организация работы с одарёнными детьми» | «Тренинг Сити» при АОУ ДПО РБ «РИКУиО» | 36 часов |
12 | 11.05.2012 г.- 12.05.2012 г. | «Развитие детской прессы как социального института воспитания и развития в информационном обществе» | Министерство образования и науки Республики Бурятия | 24 часа |
13 | 04.06.2012 г.- 09.06. 2012 г | «Актуальные вопросы преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях республики Бурятия» | АОУ ДПО РБ «РИКУиО» | 48 часов |
14 | 04.06.2012 г.- 13.06.2012 г. | «Актуальные вопросы преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях республики Бурятия» | АОУ ДПО РБ «РИКУиО» | 72 часа |
15 | 04.03.2013 г. | «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» | АОУ ДПО РБ «РИКУиО» | 8 часов |
Общее количество - 352 часа |
Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Нахожусь в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь стараюсь быть исследователем. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:
- Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых.
- Изучение прогрессивного опыта коллег.
- Ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей.
11.03.2013
учитель начальных классов О.И. Егорова
1.2 Дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма, справки:
- Почётная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия за успехи в профессиональной деятельности и в связи с 60-летием п. Каменск, № 56 от 01.03.2010 г.;
- Диплом 2 степени республиканской выставки-ярмарки педагогических инноваций, методических идей в номинации «Воспитательная деятельность на основе Концепции духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»;
- Грамота за победу в республиканской выставке-ярмарке педагогических инноваций, методических идей, 2012 г.
- Грамота за подготовку команды МБОУ «Каменский лицей им. В.Е. Кожевина» и занявшей 1 место в номинации «За лучшую презентацию команды», БГУ, 16.05.2012 г.;
- Сертификат участия в семинаре «Формирование универсальных учебных действий в различных образовательных областях», ПИ БГУ, № 11-2309, 2011г.;
- Сертификат АОУ ДПО РБ «РИКУиО» участия в республиканской выставке - ярмарке педагогических инноваций, методических идей, 2012 г.;
- Сертификат участия в республиканском семинаре « Развитие детской прессы как социального института воспитания и развития в информационном обществе» Министерства образования и науки Республики Бурятия, 2012 г.;
- Сертификат участия в республиканской выставке-ярмарке педагогических инноваций, методических идей – 2010 в АОУ ДПО ОБ «РИКУиО»;
- Сертификат подтверждения автономной некоммерческой организации «Центр дистанционных и творческих инициатив Радиус» в том, что является куратором Всероссийской дистанционной олимпиады «Домик-Семигномик- 2012»;
- Благодарственное письмо автономной некоммерческой организации «Центр дистанционных и творческих инициатив Радиус» за подготовку победителей и призёров Всероссийской дистанционной олимпиады «Домик-Семигномик- 2012»;
- Благодарственное письмо за активное участие учащихся класса в конкурсе рисунков в рамках акции «Неделя Налоговых Знаний», 2012 г;
- Благодарность за высокий профессионализм и активное участие в организации интеллектуальной и творческой деятельности школьников во Всероссийском дистанционном марафоне «Экологическая азбука», 2013 г.
- Грамота БГУ за активное участие в проведении межрегионального конкурса «Гуламта», 2013 г.
Раздел 2
2.1 Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности
Главная цель начального образования в рамках ФГОС – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразованию, формирование коммуникативных умений.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменский лицей им. В.Е. Кожевина» предусматривает создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся, введение их в сферу новых компетентных возможностей, формирование и развитие компетентностей, дающих возможность созидательного преобразования действительности и способствующих жизненному самоопределению.
Цель и задачи профессиональной деятельности.
Цель моей педагогической деятельности: активизация познавательной личности обучающихся в условиях личностно - ориентированного подхода в обучении
Основными задачами в своей работе считаю:
- стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
- развитие мышления, творческих способностей и дарований;
- выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
- совершенствование учебных умений и навыков.
Желание учиться не пропадет только при условии, если ученик добивается успехов в учебе. Таким образом, цель моей профессиональной деятельности в полной мере согласуются с целями деятельности школы.
Организация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика,
остаётся одной из самых острых проблем начального образования. В связи с этим наиболее существенным является вопрос о том, как должен быть построен процесс обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников.
Таким основанием можно считать педагогическую диагностику.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся
Для решения поставленных задач мною был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. На начальном этапе для выявления уровня адаптации, подготовленности к школьному обучению учащихся 1 класса я подобрала следующий диагностический инструментарий.
№ п/п | Диагностический инструментарий | Класс | Сроки выполнения |
Карта наблюдения за поведением ребенка в школе | 1 | август, сентябрь 2009 г. | |
«Рисование бус» (методика И.И. Аргинской) | 1 | сентябрь 2009 г. | |
«Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной) | 1 | сентябрь 2009 г. | |
«Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко) | 1 | сентябрь 2009 г. | |
«Разметка» (методика Н.К. Индик, Н.А. Цирулик). | 1 | сентябрь 2009 г. | |
Диктант» (методика Н.В. Нечаевой) | 1 | сентябрь 2009 г. | |
«Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой) | 1 | сентябрь 2009 г. | |
«Математический диктант» (методика И.И. Аргинской) | 1 | сентябрь 2009 г. | |
«Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой) | 1 | сентябрь 2009 г. | |
Опросник школьной мотивации (Ратанова Т.А.,Шляхта Н.Ф.) 1 класс - рисуночный тест | 1 | октябрь 2009 г. |
Данный инструментарий дал возможность составить на каждого ребенка индивидуальную карту изучения, отражающую те его особенности, которые способствуют или препятствуют успешному усвоению учебной программы. Комплект методик, разработанный авторами Наталией Нечаевой и Светланой Яковлевой, предназначен для фронтального изучения детей, что является составной частью разноплановой многомерной диагностики изучения готовности ребенка к школе. Фронтальное изучение детей осуществляется на второй-третьей неделе сентября, когда учитель уже имеет некоторое представление о своих учениках.
№ п/п | Уровни готовности к обучению | % учащихся |
1. | Высокий уровень готовности к обучению | 29% |
2. | Хороший уровень готовности к обучению | 29% |
3. | Средний уровень готовности к обучению | 18,5% |
4. | Низкий уровень готовности к обучению | 22% |
Результат исследования показал, что у 58 % учащихся 1 класса преобладает высокая школьная мотивация. Это соответствует возрасту и новому для ребят виду деятельности - учебной.
Уровень сформированности навыка учебной деятельности. Использовался ряд методик: «Бусы», «Разметка». Основной целью диагностики было определить степень сформированности навыка учебной деятельности. Учитывалось то, как могут дети выполнять задания по указанию учителя, по образцу и по образцу с продолжением. Анализ диагностики показал, что только у восьми учащихся из двадцати семи высокий уровень сформированности навыка учебной деятельности.
№п/п | Уровни сформированности навыка учебной деятельности | % учащихся |
1. | Высокий уровень сформированности навыка учебной деятельности | 29% |
2. | Хороший уровень сформированности навыка учебной деятельности | 18,5% |
3. | Средний уровень сформированности навыка учебной деятельности | 29% |
4. | Низкий уровень сформированности навыка учебной деятельности | 22% |
№ п/п | Уровни интеллектуальной готовности | % учащихся |
1. | Высокий уровень интеллектуальной готовности | 22% |
2. | Хороший уровень интеллектуальной готовности | 22% |
3. | Средний уровень интеллектуальной готовности | 29% |
4. | Низкий уровень интеллектуальной готовности | 22% |
№п/п | Уровни развития устной речи | % учащихся |
1. | Высокий уровень | 18,5% |
2. | Хороший уровень | 18,5% |
3. | Средний уровень | 22% |
4. | Низкий уровень | 41% |
№п /п | Уровни | % учащихся |
1. | Высокий уровень | 29% |
2. | Хороший уровень | 29% |
3. | Средний уровень | 18,5% |
4. | Низкий уровень | 22% |
Диагностика интеллектуальной готовности. Использовались три методики («Раскрашивание фигур», «Продолжи узор») по каждой отдельно подводился результат. Результат суммировался и выводился средний балл, который и указывает на уровень интеллектуальной готовности.
Развитие устной речи: Оценка развития устной речи устанавливалась на основании наблюдений за речью учащихся на уроках и вне уроков.
Фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями
Во время проведения диагностики учитывался и уровень сформированности мелкой моторики:
Уровень оценки личностных, метапредметных и предметных результатов групп детей в период с 2009 г.по 2012 г.
№ П/П | ПАРАМЕТРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |||||||
Ф.И. ученика | На входе 1 класс | Промежуточный результат 2 класс 2 класс | Промежуточный результат 3 класс 3 класс | Итоговый результат 1 полугодие 4 класс | Уровень личного роста | % улучшения личного роста | ||
Особенности учебной деятельности | ||||||||
1. | Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в ходе решения | Богатырёв Иван | _ | _ | + | + | средний | 50% |
Белоусова Виктория | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Жамнинов Сергей | _ | _ | _ | + | Ниже среднего | 25% | ||
Смирнов Роман | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Комарова Татьяна | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Лебедев Андрей | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
3. | Понимает требования учителя и старается их выполнять | Богатырёв Иван | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% |
Белоусова Виктория | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Жамнинов Сергей | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Смирнов Роман | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Комарова Татьяна | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Лебедев Андрей | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
4. | Старается преодолевать трудности, возникающие на уроке | Богатырёв Иван | _ | _ | + | + | средний | 50% |
Белоусова Виктория | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Жамнинов Сергей | _ | _ | _ | + | Ниже среднего | 25% | ||
Смирнов Роман | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Комарова Татьяна | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Лебедев Андрей | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
11. | Простейшие мыслительные операции может осуществлять без опоры на наглядность | Богатырёв Иван | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% |
Белоусова Виктория | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Жамнинов Сергей | _ | _ | _ | + | Ниже среднего | 75% | ||
Смирнов Роман | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Комарова Татьяна | _ | _ | _ | + | Ниже среднего | |||
Лебедев Андрей | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Особенности поведения и общения | ||||||||
19. | Активен в общении, сам выбирает партнеров | Богатырёв Иван | _ | _ | + | + | средний | 50% |
Вальздорф Максим | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Зубков Никита | _ | _ | _ | + | Ниже среднего | 25% | ||
Корытов Владислав | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Суранов Никита | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Хрущёва Вера | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
20. | Не провоцирует конфликты, не бьет первым | Безбородов Женя | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% |
Залуцкий Слава | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Зубков Никита | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Корытов Владислав | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Суранов Никита | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Хлыстов Алексей | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
24. | Прислушивается к замечаниям, выполняет их | Безбородов Женя | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% |
Залуцкий Слава | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Зубков Никита | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Корытов Владислав | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Суранов Никита | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Хлыстов Алексей | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
30. | Контролирует свои эмоции | Безбородов Женя | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% |
Залуцкий Слава | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Зубков Никита | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Корытов Владислав | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Суранов Никита | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Хлыстов Алексей | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Отношение к учебной деятельности | ||||||||
36. | Редко пропускает занятия | Смирнов Роман | _ | _ | + | + | средний | 50% |
Хлыстов Алексей | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
37 | Проявляет заинтересованность в хорошей оценке | Богатырёв Иван | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% |
Белоусова Виктория | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Жамнинов Сергей | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Смирнов Роман | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Комарова Татьяна | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
Лебедев Андрей | _ | + | + | + | Выше среднего | 75% | ||
40. | Усваивает школьную программу | Богатырёв Иван | _ | _ | + | + | средний | 50% |
Белоусова Виктория | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Жамнинов Сергей | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Смирнов Роман | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Комарова Татьяна | _ | _ | + | + | средний | 50% | ||
Лебедев Андрей | _ | _ | + | + | средний | 50% |
Вывод: достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.
Результаты диагностики позволили выявить ряд проблем: не все учащиеся имеют соответствующую подготовку перед школой, это и выражается в низком уровне интеллектуальной готовности. Очень скудный словарный запас, недостаточно развито логическое мышление, низкий уровень познавательной самостоятельности. Данные диагностики подтвердили, что в этой ситуации необходим механизм оказания педагогической поддержки учащимся начальной школы средствами педагогической диагностики. Именно эти обстоятельства я и учитывала при выборе темы своей педагогической системы, её основной цели.
Ожидаемые результаты:
- создание теоретической базы для изучения психофизиологических особенностей ребёнка;
- создание индивидуальных карт изучения ребёнка;
- создание единого образовательного пространства путём сотрудничества всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог).
- внедрение в практику педагогических технологий;
- создание информационного банка педагогических диагностик.
Поэтому за основу своей работы я взяла традиционную систему, так как в общеобразовательном учреждении учатся дети с разными способностями и возможностями. В моём классе есть дети, которые требуют квалифицированной коррекционной помощи, а также учащиеся, которые могут выполнять задания повышенного уровня.
Изучив программу и ознакомившись с содержание образовательных областей, решила использовать в своей работе учебно-методический комплект «Школа 2100».
Учебники просты и понятны, не перенасыщены материалом, не перегружены. Программа "Школа 2100" обеспечивает детям неторопливое изучение чтения. Даёт возможность перед изучением новой буквы тщательно закрепить ранее изученные (на изучение одной буквы по этой программе отводится 2-4 урока). Потренироваться в чтении слияний, слов, предложений, запомнить и осознать особенности буквы, подобрать или сочинить загадки к данной букве, что развивает речь.
Я считаю УМК «Школа 2100» наиболее доступным для детей. Этот комплект содержит много интересных развивающих заданий. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение всё, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, при этом сохранили лучшие традиции, учитывающие возрастные особенности детей и постепенное нарастание трудностей в подаче учебного материала. Заложенные в УМК «Школа 2100» принципы приоритета воспитания в образовательном процессе, личностно - ориентированный и деятельностный характер обучения гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребёнка.
2.2 Материально-техническая база профессиональной деятельности.
В моем кабинете имеется учебная мебель с учетом физических параметров детей, книжные шкафы, где хранятся рабочие программы, инструкции по технике безопасности, методическая литература, разработки классных часов и мероприятий; художественные книги, справочники, тесты, информационно-справочная литература, дидактический материал, портфолио учащихся. Кабинет оснащен новой доской, учебными стендами.
Моя педагогическая деятельность состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия развития всех категорий учащихся в классе. Учебный план, программы и методические пособия позволяют поставить обучение в зависимость от способностей и интересов каждого ученика. Меня интересуют вопросы, связанные с внедрением компьютерных технологий в процесс преподавания в начальных классах. В своей работе использую современные образовательные технологии:
- ИКТ
- Технология уровневой дифференциации
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Групповые технологии
- Личностно - ориентированное развивающее обучение
Применению современных технологий способствует оборудование моего кабинета. Он оснащён современным оборудованием:
- компьютер, соединенный локальной сетью;
-Мультипроектор;
-Телевизор;
-Принтер;
- Сканер
ИКТ я внедряю на следующих этапах работы: 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);
2) в закреплении программного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);
4) в самостоятельной работе;
5) в проведении интегрированных занятий по методу проектов;
6) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей учащихся
Особое внимание я уделяю мультимедийным презентациям. Они способствуют усвоению теоретического материала не только через активизацию мыслительной деятельности, но и через возможность переноса знаний при наличии идентичных элементов из опыта прошлой деятельности.
Мультимедиа средства значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств мультимедиа позволяет создавать активный познавательный процесс и повышать заинтересованность школьников в образовательной деятельности. ИКТ позволяют существенно повысить уровень усвоения и закрепления учебного материала.
На уроках я применяю специально разработанную систему компьютерных тестов, позволяющую контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогающую избежать ошибок в дальнейшем. Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Конечно, преимущество использования на уроке компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.
Вся эта работа способствует осознанию учащимися своих возможностей и умственных способностей, пониманию учебных задач, формированию устойчивых интересов к изучению русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, развитию творческого потенциала, повышению мотивации к обучению. Все это позволяет добиваться положительных результатов.
В своём кабинете создала библиотеку методических материалов для успешной работы в начальных классах: журналы «Начальная школа», «Педсовет», «Справочник классного руководителя», газета «Начальная школа 1 сентября», адреса сайтов Интернета.
Учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями, обучающими дисками по предметам. Часть раздаточного материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой. К каждому предмету оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала.
2.3 Анализ и оценка качества образовательного процесса.
Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Личный опыт, посещение уроков и занятий других педагогов, изучение передового опыта позволяет мне использовать в работе различные технологии обучения.Таким образом, в своей практике я основываюсь на личностно - ориентированном, индивидуальном, компетентностном подходах.
Я считаю, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов.
На своих уроках использую такие способы повышения познавательного интереса, как:
- Обогащение содержания материалом по истории науки.
- Решение заданий повышенной трудности и нестандартных заданий.
- Разнообразие уроков, нешаблонное их построение, включение элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование ИКТ, наглядных пособий, разнообразие устного счета (на уроках математики), наличие материалов для опытов (на уроках окружающего мира), творческие задания, дидактические игры и т.д.
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы.
- Использование различных форм обратной связи: систематического проведения опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, диктантов по предметам наряду с контрольными работами предусмотренными планом.
- Разнообразие домашнего задания.
- Установление внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения знаний в жизни.
Таким образом, формируя познавательный интерес, обеспечиваю благоприятную атмосферу обучения, движение своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением. В зависимости от подходов для реализации мною поставленных целей обучения, я выбираю такие технологии:
- Технология личностно-ориентированного урока М.И. Лукьяновой
- Разноуровневое обучение
- Информационные технологии
- Метод проектов
- Гуманитарные технологии
Изучая педагогическую литературу, опыт людей так или иначе связанных с педагогикой стараюсь овладеть гуманитарными технологиями.
Гуманитарные технологии — особый вид профессиональной деятельности. Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного конструирования субъект - субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений учителя и учащихся.
Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?». Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребенка. Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение–в форме подводящего диалога.
Метод проектов. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.В начальных классах использование этого метода наиболее целесообразно, на мой взгляд, в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся наиболее осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.
На первом этапе работы с детьми приоритетным методом работы была дидактическая игра. Она способствовала не только положительному отношению интереса к учению, но и снижала двигательную расторможенность, повышенную возбудимость. Игровая деятельность помогла моим ученикам развивать элементы фантазии, черты самостоятельности, активности, умение концентрировать внимание, что в свою очередь направляло их деятельность на решение учебных задач.На моих уроках каждый ребёнок учится формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту или ошибки.
Работу по развитию речи строю с учётом того, что у большинства детей очень бедный словарный запас, наблюдаются нарушения грамматической структуры речи. В процессе уроков внеклассного чтения знакомлю детей с устным народным творчеством: читаем загадки, сказки, скороговорки, пословицы и поговорки, это помогает учить правильной речи, обогащать эмоционально, развивать нравственно и духовно.
Стараюсь работать над развитием творческого потенциала у детей. Развиваю такие качества как активность, любознательность, фантазию, зоркость, оптимизм, быстроту и гибкость мышления.
В поисках путей более эффективного использования рабочего времени, особую значимость приобретает формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Например: коллективно-групповые занятия, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры
2.4 Анализ и оценка качества образовательных результатов детей
Мною проведены психодиагностические обследования каждого ребенка, которые позволили установить особенности его интеллектуального развития, степень и направление отклонения от нормы, помогли объективно выявить особенности психического и физического развития ребенка, что имело практическое значение при выборе адекватных, оптимальных форм и методов урочной и внеурочной работы с детьми. Диагностическое исследование позволило мне выявить сильные и слабые стороны индивидуального развития познавательной сферы и динамику развития личности ребенка.
Некоторым детям учеба дается с трудом. Для этих детей организую дополнительные групповые или индивидуальные занятия, которые проходят во внеурочное время и позволяют уделить как можно больше внимания каждому ученику. Благодаря этим занятиям, степень усвоения материала стабильно повышается, что можно проследить по итогам контрольных письменных работ.
В контроле динамики успеваемости мною использовались традиционные и современные средства диагностики. Среди них - анализы письменных контрольных работ по русскому языку и математике; индивидуальные карты по технике чтения; индивидуальные диагностические карты письменных контрольных и самостоятельных работ; рейтинговая система контроля; индивидуальные карты динамики усвоения обще-учебных навыков в условиях безоценочной системы в 1 классе.
Благодаря широким возможностям отслеживания результатов четко прослеживается рост качества образования по школьным предметам, что стало возможно благодаря применению в работе с обучающимися индивидуального подхода, методов личностно-ориентированного обучения. За последние четыре года в педагогической работе наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся: при 100% успеваемости качество обучения составляет от 55% до 70%.
2.5 Динамика учебных достижений
КЛАСС | УЧЕБНЫЙ ГОД | КАЧЕСТВО % | УСПЕВАЕМОСТЬ% | СРЕДНИЙ БАЛЛ |
4 б | 2008- 2009 | 55 % | 100 % | 3,8 |
1 б | 2009 - 2010 | 60% | 100 % | 3,9 |
2 б | 2010 - 2011 | 63 % | 100 % | 4,1 |
3 б | 2011 - 2012 | 70% | 100 % | 4,2 |
Из сравнительного анализа уровня качества и обученности учащихся за истекшие 2008 – 2012гг. по русскому языку, математике, литературному чтению видно, что качество знаний по русскому языку повысилось на 8%; по математике – на 6%, по литературному чтению - на 11%.
2008-2009 4 КЛАСС | 2009-2010 1 КЛАСС | 2010-2011 2 КЛАСС | 2011-2012 3 КЛАСС | ||||||||
успевае-мость | качество | ср. балл | качес-тво | успевае-мость | ср. балл | качество | успевае-мость | ср. балл | качество | успевае-мость | ср. балл |
100 % | 51 % | 3,6 | 58 % | 100 % | 3,8 | 60 % | 100% | 4,0 | 67 % | 100% | 4,1 |
Уровень успеваемости и качества знаний по предметам.
Русский язык
Математика
2008-2009 4 КЛАСС | 2009-2010 1 КЛАСС | 2010-2011 2 КЛАСС | 2011-2012 3 КЛАСС | ||||||||
успевае-мость | качество | ср. балл | успевае-мость | качество | ср.балл | успевае-мость | качество | ср.балл | успевае-мость | качество | ср.балл |
100% | 49 % | 3,5 | 100% | 51% | 3,9 | 100% | 55% | 4,1 | 100% | 65 % | 4,2 |
Чтение
2008-2009 4 КЛАСС | 2009-2010 1 КЛАСС | 2010-2011 2 КЛАСС | 2011-2012 3 КЛАСС | ||||||||
успевае-мость | качество | ср.балл | успевае-мость | качество | ср.балл | успевае-мость | качество | ср.балл | успевае-мость | качество | ср.балл |
100 % | 58 % | 4,1 | 100% | 61% | 4,2 | 100 % | 65% | 4,3 | 100 % | 71% | 4,5 |
Окружающий мир
2008-2009 4 КЛАСС | 2009-2010 1 КЛАСС | 2010-2011 2 КЛАСС | 2011-2012 3 КЛАСС | ||||||||
успевае-мость | качество | ср. балл | успевае-мость | качество | ср.балл | успевае-мость | качество | ср.балл | успевае-мость | качество | ср.балл |
100 % | 79 % | 4,1 | 100 % | 82 % | 4,2 | 100 % | 85% | 4,4 | 100 % | 95% | 4,5 |
Выпускники подтверждают высокое качество знаний при переходе во вторую ступень обучения. Так, в 2009-2010 учебном году выпускники в 5 классе показали следующее качество знаний на входной контрольной работе: по русскому языку - 73%, по математике - 69%. Из чего следует, что результаты учащиеся подтвердили свои знания.
Из таблиц видно, что качество знаний учащихся имеет положительную динамику. Заметен рост качества знаний по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру.
2.6 Достижения детей по данным внешних аттестаций различного типа.
Анализ результатов административных контрольных работ за последние 4 года свидетельствует о позитивной динамике качества знаний учащихся.
За последние три года наблюдается рост качества знаний - по русскому языку – на 6%; по математике – на 7%.
Итоги административных контрольных работ по линии ШСОКО.
Русский язык
2008-2009 4 КЛАСС | 2009-2010 1 КЛАСС | 2008-2009 2 КЛАСС | 2009-2010 3 КЛАСС | |||||||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | |||||||
качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | |
57% | 100 % | 63% | 100 % | 63% | 100 % | 65% | 100 % | 67% | 100 % | 69% | 100 % |
Математика
2008-2009 4 КЛАСС | 2009-2010 1 КЛАСС | 2009-2010 2 КЛАСС | 2009-2010 3 КЛАСС | ||||||||||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | ||||||||||
качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | ||||
57% | 100% | 60% | 100% | 61% | 100% | 63% | 100% | 65% | 100% | 67% | 100% |
Итоги контрольных работ по текстам отдела образования администрации муниципального района
ПРЕДМЕТ | 2008-2009 (4 КЛАСС) | |||||
по линии ШСОКО | по линии РЦОКО | по республике | ||||
качество | успевае-мость | качество | успевае-мость | качество | успевае-мость | |
Русский язык | 57% | 100 % | 73% | 100 % | 58% | 100 % |
Математика | 57% | 100 % | 69% | 100 % | 60% | 100 % |
Целенаправленная работа позволяет добиваться высоких результатов. Всё это говорит о совершенстве методики преподавания своих предметов. На уроках высокая плотность, темп, широко реализуются межпредметные связи.
Внедрение в практику работы проблемных, частично – поисковых, развивающих принципов обучения позволяет достигать высоких результатов в обучении.
У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
- они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
- понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
- умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
- активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
А главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Дополнительные занятия необходимы и детям с повышенным уровнем. В моём классе есть группа детей, значительно опережающих своих сверстников по интеллекту и общему развитию. В работе с такими детьми я использую групповые и индивидуальные занятия, даю дополнительные задания повышенной трудности, использовала при этом задания олимпиадного уровня, игр-конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Эму».
Для оценки результативности могут служить участие и достижения учащихся в школьных и районных мероприятиях.
Вывод: Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по педагогическому сопровождению обучения и воспитания в начальной школе средствами инновационной деятельности, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условии:
- Высокой мотивации учащихся, огромного желания и терпения родителей, квалифицированном руководстве педагога;
- Грамотного использования диагностического инструментария;
- Развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;
- Системного применения самостоятельных работ на уроках;
- Отслеживание и выяснение причин неуспеваемости отдельных учащихся;
- Мониторинг качества знаний на всех этапах педагогической деятельности;
Выявлены проблемы:
- В связи с введением ФГОС необходимо подобрать инструментарий для отслеживания УУД. Диагностика результативности образовательного процесса не может ограничиваться лишь отслеживанием становления предметных знаний и умений у младших школьников. Важную роль приобретает изучение процесса развития личности каждого ребенка, ведь предметные знания нужны ребенку не сами по себе, а как инструмент его адаптации к окружающему миру.
- Проблема несоответствия требований учителя и родителей;
- Отсутствие правильной дозированной помощи при работе с литературой (легче показать, чем ждать, когда найдёт необходимое);
- Слабая материальная обеспеченность семей;
- Недостаточная заинтересованность родителей к обучению учащихся.
Для совершенствования педагогической системы разработана программа дальнейшей деятельности.
№ п/п | Направления деятельности | Сроки |
Самообразование по теме «Диагностическое сопровождение обучения в начальной школе» | В течение года | |
Создание банка диагностических методик для отслеживания УУД. | В конце учебного года | |
Создание банка заданий для коррекционной работы с учащимися. | В первой четверти | |
Привлечение к сотрудничеству родителей. | В течение года |
Целью своей дальнейшей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Основной задачей для достижения этой цели считаю оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся. За основу своей педагогической деятельности беру предметный мониторинг, в ходе которого диагностирую и отслеживаю индивидуальные учебные достижения каждого учащегося. Строю его с учётом возрастных и психологических особенностей детей и представляю в виде совокупностей двух видов деятельности: деятельности того, кто обучает (учитель), деятельности того, кто учится (ученики).
Раздел 3. Приложения.
3.1 Образовательные результаты детей в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах.
Год Уровень | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2011-2012 | |
Количество участников | ||||||
Всероссийский уровень | Олимпиады | 4 | 5 | 7 | ||
Конкурсы | 2 | 4 | 5 | |||
Региональный уровень | Олимпиады | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Конференции | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | |
Конкурсы | 1 | 2 | 4 | 6 | 7 | |
Муниципальный уровень | Олимпиады | 4 | 5 | 5 | 6 | |
Конференции | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | |
Конкурсы | 1 | 2 | 2 | 4 | ||
Школьный уровень | Олимпиады | 1 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Конференции | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Конкурсы | 1 | 1 | 2 | 6 | 9 |
Учащиеся класса являются активными участниками общешкольных, районных, республиканских творческих конкурсов и всероссийских дистанционных олимпиад.
В 2011 году Портнягин Евгений стал участником 6 Республиканской олимпиады школ развивающего обучения, награждён грамотой и памятным свидетельством.
В 2011 году Стрекаловская Оксана, Бояркина Мария участвовали в районном «Фестивале налоговой грамотности» и награждены грамотами за активное участие.
В 2012 году Портнягин Евгений, Бояркина Мария участвовали в районном конкурсе детских творческих работ «Сохраним леса Бурятии от пожаров». Портнягин Женя отмечен в номинации «Лучший слоган», Бояркина Мария стала победительницей в номинации «Лучший рисунок».
В 2012 году учащиеся приняли участие в районном конкурсе детских творческих работ «Безопасная дорога глазами детей. Бояркина Маша получила Диплом I степени за лучший рисунок, Стрекаловская Оксана - Диплом II степени за лучший рисунок, Зубков Никита – Диплом III степени за лучший рисунок.
В 2012 году учащиеся приняли участие в районном конкурсе детских творческих работ «Нет - коррупции». Бояркина Мария заняла 1 место, Стрекаловская Оксана- 2 место в номинации «Лучший рисунок», Эрдынева Настя- 1 место в номинации «Лучший плакат».
В 2012 году Портнягин Евгений стал победителем, Шульгин Алексей - призёром Всероссийской дистанционной олимпиады «Домик-Семигномик 2012».
В 2013 году учащиеся класса приняли участие в районном конкурсе рисунков «Мой папа самый лучший», Эрдынеева Настя награждена дипломом победителя.
В 2013 году Портнягин Евгений занял 1 место в районной олимпиаде по математике.
Таким образом, данные результаты говорят о том, что высокий познавательный интерес воспитанников определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников в различных мероприятиях, что способствует:
- формированию общей культуры учащихся
- активизации мыслительной познавательной деятельности учащихся
- развитию творческих способностей воспитанников
- повышению качества образования.
Но успехи и результаты труда учителя и учеников я не считаю самоцелью. Главное, дать возможность детям поверить в свои силы, получить удовлетворение и радость от своего труда, почувствовать вкус учёбы и прелесть победы над собой.Важнейшим параметром оценки результатов деятельности ученика является полнота, осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи.
Конечно, учащиеся понимают, что можно ошибиться, можно и исправить ошибку - главное достичь положительного результата деятельности. Но не всегда удаётся уберечь их от стрессов по поводу неудач.Я учу своих учеников адекватно воспринимать оценку, формирую самоконтроль, умение анализировать и объективно оценивать свою деятельность. Я знаю, что мастерами своего дела не рождаются, а становятся в процессе практики и, как говорил А.С. Макаренко, «мастером может стать каждый», что это вещь вполне достижимая, но требует от человека огромного труда и волевых усилий по работе над собой, по самосовершенствованию. Этому учу и своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мое портфолио
мое портфолио...
портфолио учителя
краткое содержание учебно-воспитательной работы учителя...
Портфолио Шишановой Анны, лауреата районного и городского конкурсов портфолио
Создание портфолио - это увлекательная кропотливая совместная работа детей и их родителей. Это лицо ребенка, дневник его достижений.Предлагаю вашему вниманию портфолио лауреата районного и городского ...
доклад и презентация по теме "Портфолио. Цели задачи портфолио. Его структура. Потртфолио ученика и педагога."
Педсовет на тему: "Портфолио. Цели. задачи портфолио. Его структура. Портфолио ученика и педагога"+презентация к докладу...
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
РАБОТА С ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО.
Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоо...