Система работы с одарёнными детьми..
методическая разработка (4 класс) по теме
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (Поль Вайнцвайг ( английский профессор социальной психологии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi.dokument_microsoft_word.docx | 28.2 КБ |
plan_samoobrazovaniya.pdf | 85.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с одарёнными детьми.
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (Поль Вайнцвайг ( английский профессор социальной психологии)
Характеристика одарённых детей.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Что же такое одарённость?
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Работу с одарёнными детьми я начала с выявления их в детском коллективе. Основной формой диагностики в моём классе явилось наблюдение. После того как я заметила яркие способности учеников, выявила вид их одарённости. Для этого использовала анкеты для родителей, опросники, тесты, различные работы, задачи повышенной трудности.
В течение всего 1-го класса проводила отслеживание. В этих папках находятся подробные результаты всех работ обучающихся. К концу года выявились ученики с повышенным уровнем развития. Я могу только предполагать, что это одарённые ученики, но точно могу сказать, что они склонны к одарённости.
Выявила таких учеников. А психолог школы Мызина Л.М. провела диагностику, тестирование, которые подтвердили мои предположения. Затем составила небольшой план работы с одарёнными детьми. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и материал на опережение. В каждой работе у таких учеников усложнённые задания. Детский коллектив так же влияет на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках и при проведении различных игр знатоков, на внеурочных мероприятиях. На внеурочных занятиях по экологии команды формирую так, чтобы в каждой команде были одарённые. Они не только могут дать правильный ответ, но обосновать его, доказать, высказать свои мысли, мнение, поспорить.
На уроках применяю « проектный метод» который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащиеся самым непосредственным образом вовлечены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт
При выполнении заданий повышенной трудности часто в последнюю очередь выслушиваем именно одарённых учеников или склонных к одарённости. Кажется, они читают мои мысли и доказывают так, как я этого жду. На уроках литературного чтения при чтении наизусть проводим соревнования в группах. Сильные соревнуются с сильными. Чтобы получить 5, надо прочитать так стихотворение, чтобы понравилось всем. Ученики применяют смекалку и выдумку. Кто жестикулирует, кто то проявляет сильные чувства и эмоции. Группа сама оценивает выступление каждого ученика, указывает на ошибки. Такой приём тоже помогает развивать творческие способности .Некоторые ученики уже могут сейчас участвовать в конкурсе чтецов.
В своей работе применяю так же проблемно-развивающее обучение
Создаю на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при котором школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
В работе с одарёнными учащимися обращаю внимание на их достижения, так как оценки для них – одновременно и награда, и самооценки. Создаю у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряю самостоятельное мышление.
Моя задача должна смещаться с развитием общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если я смогла разглядеть талант, то моя задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию, дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. А значить отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками, работать на опережение.
В своей работе на уроке использую:
- Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. Эти вопросы можно задать на любом уроке. Например. Тема «Величины». Зачем нам надо знать? Где можем применять? А когда и где нам в жизни это пригодится?
- Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с сформированными великими учеными (бывает на уроке ученики выдвигают по 4-5 версий). При объяснении своих версий дети доказывают правоту, видят, где ошибка. Самостоятельно затем отказываются от неё. Находят правильный ответ, который подтверждают правилом.
- Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия. На уроке русского языка изучая тему «Корень слова» ученики находят одинаковую часть всех однокоренных слов. Шаг за шагом они сами выводят понятие корня. Затем сравниваем с понятием, которое изложенное в учебнике. Как радуются, что сами сформулировали правило.
- Метод путешествия в будущее. Учу предвидеть в будущем. Пример. Задаю вопрос: «А что будет, если мы не научимся считать примеры в уме?» Как отразится на нас в будущем? Ответы:
- Нас будут обманывать в магазине, не сможем работать там, где надо считать. Много разных высказываний. Привожу примеры из моей жизни, когда меня хотели обсчитать.
- Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний. Специально делаю ошибки в заданиях. Заметив ошибки в тексте, ученики говорят мне о том, что я ошиблась. Я доказываю я свою правоту. Говорю, что всё правильно. Обычные ученики соглашаются со мной или находятся в растерянности. Только одарённый ученик не соглашается , он начинает спорить со мной, доказывать. На уроке русского языка при написании однокоренных слов: сады, граза, вода, стена, поля, сестра. В слове гроза написала с а. Ошибку нашли, но я сказала, что говорим граза, все правильно. Губин Никита поднял руку и сказал: Вы извините Галина Ивановна ,но я с вами не соглашусь и стал доказывать правило орфограммы . Мне нравится, что на уроке обучающиеся спорят и с одноклассниками и со мной.
- Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий. (на уроках литературного чтения, окружающего мира, ИЗО приходится много придумывать, размышлять). Нарисуйте необычную вазу, змея, дерево. Придумай, как может выглядеть герой произведения
- Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира. Пример. Что будем, если исчезнут насекомые, растения. Если мы будем неграмотные, не будем следить за здоровьем.
- «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
- Так же своих учеников привлекаю к участию в интеллектуальных конкурсам. Участников много, но рекомендую тех, у кого могут быть результаты.
4 ученика – по русскому языку (Беспалову О., Губина Н., Насакина В., Цыбину Ксению.)
4 чел. по математике (Демьянчук В., Пидручного В., Бауэр Г., Финадеева Д.)
4 по экологии – (ГрумметаВ, Цыбину К., Сатанову А, Кречун К.)
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗУЮ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.
1.Узнай животное
2.Лото
3.Викторины
4.Загадки и другие
Игра «Что общего между глазом и водопроводным краном»? Вода, кран.
- Оба слова - из четырех букв;
- В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
- При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
- И то и другое может блестеть;
- Из них иногда льется вода;
- Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
Олимпиады и конкурсы по предметам.
Считаю, что
для развития одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад, конкурсов. Создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям. Нужно участвовать в городских олимпиадах и конкурсах. Кроме участия в городском конкурсе по экологии, в этом году начала развивать учеников по русскому языку. В конце вступления хочу предложить
проводить школьные олимпиады по всем предметам, конкурсы, как раньше по параллелям.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие системы работы с одарёнными детьми
В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА Д.А.Медведев особое внимание обратил на «необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных...
статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...
Система работы с одарёнными детьми в начальной школе
"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...
Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства
В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства" даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми....
Организация системы работы с одарёнными детьми
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.Нераскрытые возмо...
"Система работы с одарёнными детьми в свете ФГОС". Выступление на городском семинаре
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной....
"Система работы с одарёнными детьми" Выступление на педагогическом совете
Нельзя кого-либо изменить,передавая ему готовый опыт.Можно лишь создать атмосферу,способствующую развитию человека. ...