Система работы с одарёнными детьми..
методическая разработка (4 класс) по теме

Лайер Галина Ивановна

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый 
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят 
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего 
мира с удивлением и восторгом”. (Поль Вайнцвайг ( английский профессор социальной психологии) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi.dokument_microsoft_word.docx28.2 КБ
PDF icon plan_samoobrazovaniya.pdf85.37 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одарёнными детьми.

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый 
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят 
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего 
мира с удивлением и восторгом”. (Поль Вайнцвайг ( английский профессор социальной психологии)

Характеристика одарённых детей.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Что же такое одарённость?

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

Работу с одарёнными  детьми  я начала с выявления их  в детском коллективе. Основной формой диагностики в моём классе явилось наблюдение. После того как я  заметила яркие способности учеников,  выявила вид их  одарённости. Для этого   использовала анкеты для родителей, опросники, тесты, различные работы, задачи повышенной трудности.

В течение всего 1-го класса проводила отслеживание. В этих папках находятся подробные результаты всех работ обучающихся. К концу года выявились ученики с  повышенным уровнем развития. Я  могу только  предполагать,  что это одарённые ученики, но точно могу сказать, что они склонны к одарённости.

 Выявила   таких учеников. А    психолог  школы Мызина Л.М. провела диагностику, тестирование, которые подтвердили мои предположения.   Затем  составила небольшой  план работы с одарёнными детьми. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и материал на опережение. В каждой работе у таких учеников усложнённые задания.  Детский коллектив так же  влияет на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках и  при проведении различных игр  знатоков, на внеурочных  мероприятиях. На внеурочных занятиях по экологии команды формирую так, чтобы в каждой команде были одарённые. Они не только могут дать правильный ответ, но обосновать его, доказать, высказать свои мысли, мнение, поспорить.

На уроках применяю « проектный метод»  который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащиеся самым непосредственным образом вовлечены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт

 При выполнении заданий повышенной трудности часто в последнюю очередь  выслушиваем именно одарённых учеников или склонных к одарённости. Кажется, они читают мои мысли и доказывают так, как я этого жду.  На уроках литературного чтения при чтении наизусть проводим соревнования в группах. Сильные соревнуются с сильными. Чтобы получить 5, надо прочитать так стихотворение, чтобы понравилось всем. Ученики применяют смекалку и выдумку. Кто жестикулирует, кто то  проявляет сильные чувства и эмоции. Группа сама оценивает выступление каждого ученика, указывает на ошибки.  Такой приём тоже  помогает развивать творческие способности .Некоторые ученики уже могут сейчас  участвовать в конкурсе чтецов.

В своей работе  применяю так же проблемно-развивающее обучение

 Создаю на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при котором  школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

В работе с одарёнными учащимися обращаю внимание на их достижения, так как оценки  для них – одновременно и награда,  и самооценки. Создаю у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряю самостоятельное мышление.

 Моя  задача должна смещаться с развитием  общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если я  смогла разглядеть талант, то   моя задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию, дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. А значить отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками, работать на опережение.  

    В своей работе на уроке использую:

  • Метод эвристических вопросов.  Ответы на семь ключевых вопросов:     Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. Эти вопросы можно задать на любом уроке. Например. Тема «Величины». Зачем нам надо знать? Где можем применять? А когда и где нам в жизни это  пригодится?
  • Метод сравнения.  Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с  сформированными великими учеными (бывает  на уроке ученики выдвигают по 4-5 версий). При объяснении своих версий дети доказывают правоту, видят, где ошибка. Самостоятельно затем отказываются от неё. Находят  правильный ответ, который подтверждают правилом.
  • Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия. На уроке русского языка изучая тему «Корень слова» ученики находят одинаковую часть всех однокоренных слов. Шаг за шагом они сами выводят понятие корня. Затем сравниваем с понятием, которое  изложенное  в учебнике. Как радуются, что сами сформулировали правило.
  • Метод путешествия в будущее. Учу предвидеть в будущем.  Пример.  Задаю вопрос: «А что будет, если мы не научимся считать примеры в уме?»  Как отразится на нас в будущем? Ответы:
  • Нас будут обманывать в магазине, не сможем работать там, где надо считать. Много разных высказываний.  Привожу  примеры из моей жизни, когда меня хотели обсчитать.
  • Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.   Специально делаю ошибки в заданиях. Заметив ошибки в тексте, ученики говорят мне о том, что я ошиблась. Я доказываю  я свою правоту. Говорю, что всё правильно. Обычные ученики соглашаются со мной или находятся в растерянности.   Только одарённый ученик не соглашается , он начинает спорить со мной, доказывать. На уроке русского языка при написании однокоренных слов: сады, граза, вода, стена, поля, сестра. В слове гроза написала с а. Ошибку нашли, но я сказала, что говорим граза, все правильно. Губин Никита поднял руку и сказал: Вы извините Галина Ивановна ,но я с вами не соглашусь и стал доказывать правило орфограммы . Мне нравится, что на уроке обучающиеся спорят и с одноклассниками и со мной.
  • Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий. (на уроках литературного чтения, окружающего мира, ИЗО  приходится много придумывать, размышлять). Нарисуйте необычную вазу, змея, дерево. Придумай,  как может выглядеть герой произведения
  • Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира. Пример. Что будем, если исчезнут насекомые, растения. Если мы будем неграмотные, не будем следить за здоровьем.
  • «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
  • Так же своих учеников привлекаю к участию в интеллектуальных  конкурсам.  Участников много, но рекомендую тех, у кого могут быть результаты.

4 ученика – по русскому языку (Беспалову О., Губина Н., Насакина В., Цыбину Ксению.)

4 чел. по математике (Демьянчук В., Пидручного В., Бауэр Г., Финадеева Д.)

4 по экологии – (ГрумметаВ, Цыбину К., Сатанову А, Кречун К.)

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗУЮ РАЗВИВАЮЩИЕ  ИГРЫ.

1.Узнай животное

2.Лото

3.Викторины

4.Загадки и другие

Игра «Что общего между глазом и водопроводным краном»? Вода, кран.

  • Оба слова - из четырех букв;
  • В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
  • При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
  • И то и другое может блестеть;
  • Из них иногда льется вода;
  • Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

Считаю, что

 для развития одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад, конкурсов.  Создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям. Нужно  участвовать в городских олимпиадах и конкурсах. Кроме участия в городском конкурсе по экологии,   в этом году начала развивать  учеников по русскому языку. В конце вступления хочу предложить

проводить школьные олимпиады по всем предметам, конкурсы, как раньше по параллелям.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы работы с одарёнными детьми

В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА  Д.А.Медведев особое внимание обратил на «необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...

Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства

В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства"  даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми....

Организация системы работы с одарёнными детьми

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.Нераскрытые возмо...

"Система работы с одарёнными детьми в свете ФГОС". Выступление на городском семинаре

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной....

"Система работы с одарёнными детьми" Выступление на педагогическом совете

Нельзя кого-либо изменить,передавая ему готовый опыт.Можно лишь создать атмосферу,способствующую развитию человека.                      ...