«Влияние благоприятного психологического климата на здоровье детей»
методическая разработка по теме
Психологический климат считается неотъемлемой характеристики детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочуствие личности, меру проявления личностного "Я".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метолический материал «Влияние благоприятного психологического климата на здоровье детей» | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние благоприятного социально-психологического климата в классе на здоровье детей
(Из опыта работы Волковой Натальи Павловны,
классного руководителя 3 класса
Салемальской МКУОШИ «ШИС(П)ОО»)
1 слайд Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.
Младший школьный возраст традиционно считается “эмоционально насыщенным”. Это связано, во-первых, с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего за счет оценочных ситуаций; во-вторых, в этом возрасте нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. Живость непосредственного проявления чувств маленьким школьником является для педагогов не только ценным признаком, характеризующим эмоциональную сферу ученика, но и симптомом, говорящим о том, какие качества эмоциональной сферы надо развивать, а какие необходимо корректировать.
Исходя из вышеизложенного, хочу отметить актуальность на сегодняшний день проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей.
2 слайд Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я".
Социально-психологический климат представляет собой особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами.
В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона – психологический климат, т. е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
3 слайд Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:
- доброжелательность,
- защищённость,
- мобильность,
- креативность,
- оптимизм,
- инициативность,
- работоспособность, свобода "я".
4 слайд Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в классе.
Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива . Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе.
Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка. Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должен обладать:
- знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;
- знаниями в области процессов общения, происходящих в классе целом, микрогруппах и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
- знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труд
индивидуальности каждого ребёнка.
. 5 слдайд Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий, а в арсенале педагога насчитывается более ста технологий. Во всём многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей. .Я на своих уроках часто применяю арт-технологии .
Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.
Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости. Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.
варианты арт-уроков построение на одном виде искусства, когда по законам жанра действуют и учитель, и ученики; включение элементов искусства как средств деятельности учителя; исполь зование отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности детей.
6 слайд Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок-психодрама, урок имитационного моделирования, урок диалога культур, заочные путешествия, уроки предметного рисования, учебные игры.
Кукольный театр с незапамятных времен привлекает к себе детей, необычность зрелищ захватывает их, переносит в совершенно особый, увлекательный мир. Условность, к которой дети привыкли в своих играх, помогает им не замечать далеко не совершенные жесты кукол, они очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Игра в театр развивает творческую фантазию и выдумку.
Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, велико его воспитательное значение. В процессе изготовления кукол, декораций и монтировки учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, а также эстетический вкус и способности в области изобразительного искусства – чувство цвета, формы, понимание художественно–образного изображения, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи, формируется интерес к обучению.
Одной из отличительных особенностей данного приема является игровая форма проведения занятий, что способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игровой ведущей деятельности школьника к деятельности учебной. Вместе с тем, игра носит обучающий и воспитательный характер. (эксперимент с пед.коллективом. Отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Использование арт-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. является одной из технологий повышающей качество образовательного и воспитательного процесса. Уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
В итоге можно сделать вывод:
Создание благоприятного климата в классе, способствует сохранению и укреплению психологического здоровья детей, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе
Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе ...
Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.
В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию уч...
Благоприятный психологический климат на уроке.
Как создать благоприятный психологический климат на уроке.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц...
Создание благоприятного психологического климата среди педагогов и детей
Основные составляющие психологического здоровья. Барьеры, препятствующие педагогической деятельности коллектива. Факторы, стимулирующие развитие. Примеры игр и упражнений, направленных на формирование...
Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе.
В данной статье рассмотрены: характеристики благоприятного и неблагоприятного социально- психологического климата в классном коллективе; факторы, влияющие на его состояние и способы формирования...
Создание благоприятного психологического климата для адаптации детей в первом классе
Благоприятный психологический климат не формируется сам по себе. Это результат труда учителя и всего коллектива....
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЕМЬЕ ДЛЯ ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА»
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...