доклад "Преемственность при переходе в среднее звено"
материал по теме
Преемственность между начальной школой и средним хвеном
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._preemstvennost_pri_perehode_uch._iz_nach_shk._v_sred._zveno.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: «Мнение учёных практиков по преемственности между начальной школой и средним звеном».
Учёные, психологи, педагоги часто размышляют о проблемах преемственности.
Переход в 5 класс – это испытание и не только для школьников,
но и для педагогов. Классному руководителю необходимо узнать за короткое время детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
- Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы? Всевозможные предположения, устанавливают причинно – следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, йх инсайты (озарения). Однако, все мы знаем, что в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придётся удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребёнок решает для себя эту задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
- Отсутствия эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создания доброжелательной атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением у педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в 5 классе нужно приучать школьников к нелёгкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это не удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и в средней школе. Пятиклассники ещё очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырёх лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки на экскурсии и т.д.
- Отсутствие коллективных средств обучения.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах. Позитивное отношение к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
- Наличие большей свободы и самостоятельности.
Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно так -же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...
Методика комплексного экспресс-тестирования познавательных способностей при переходе в среднее звено (тестирование учащихся 4 классов)
Комплекс экспресс методик для определения уровня познавательных способностей учащихся с помощью которой, можно более точно определить индивидуальный уровень выраженности того или иного познавательного...
Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».
Родительское собрание на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе...
Буклет "Трудности адаптации при переходе в среднее звено" 2013-2014 уч. год
Рекомендации для родителей, учителей......
Особенности перехода в среднее звено в условиях ФГОС
Особенности перехода в среднее звено в условиях ФГОС...
Диагностика готовности ребенка к переходу в среднее звено
Комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень...
Что такое 5-й класс? Готовимся к переходу в среднее звено школы. Материал для родительского собрания.
Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, н...