Рабочая программа для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа для учащихся 3 класса УМК Перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3_a_kl_2016-2017uch_god_uchitel_kireeva_n_n.rar | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка 34час
Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» создана на основе:
- Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
- Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2012 год;
- Программы курса «Изобразительное искусство» под редакцией Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой «Просвещение», 2012 год;
- Учебного плана школы на 2015 – 2016 учебный год
- Основной образовательной программы МБОУ Ленинской СОШ
На изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 34 часа ( 1 час в неделю, 34 учебные недели). Уроки проводятся согласно расписанию. Фактически будет проведено 34 часа.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Цели обучения:
- Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Задачи:
- Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
- Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
- Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.
- Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
- Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
- Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Содержание учебного предмета
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
- ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.
Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:
с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме, в разных направлениях, мазки плоские и заостренные). Экспериментирование с цветом: тональная и цветовая гармония при передаче многоцветности, освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое растяжение цвета по сухой и сырой бумаге;
с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.). Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);
по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.
Опыт художественно-творческой деятельности:
изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»);
изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей полна»);
изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;
составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.
2.ОСНОВЫ НАРОДНОГОДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.
Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).
Опыт художественно-творческой деятельности:
ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры;
ознакомление с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда;
ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью;
ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»);
ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);
продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;
знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»);
ознакомление с искусством павловских шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка;
ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда
Тематическое планирование
№ | Основные темы программы | Основные виды деятельности учащихся | УДД | кол-во час | Дата проведения |
1 | Осень: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | Находят в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривают иллюстрации в детских книгах. Придумывают и изображают то, что каждый хочет, умеет, любит. Выявляют геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивают различные листья на основе выявления их геометрических форм. Соотносят форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видят зрительную метафору — находят потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявляют его путем дорисовки. Анализируют изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевают первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Организовывают своё рабочее место, выбирают величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывают в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменяют цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применяют основные средства художественной выразительности в рисунке. | Регулятивные: Используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности Моделируют новые образы путем трансформации известных произведений планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному плану учителем. Познавательные: Воспринимают художественные образы, представленные в произведениях искусства. Понимают значение искусства в жизни человека и общества; воспринимают художественные образы, представленные в произведениях искусства. Осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности наблюдать, читать ритм, цветовой строй, композиционные приемы в многообразных изделиях из текстиля. Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей. Коммуникативные: Умеют обсуждать коллективные результаты художественной творческой деятельности. Осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности. Проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений участвовать в коллективных обсуждениях. | 11 | 02.09-18.11 |
2 | Зима: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» Зимний вернисаж. | Находят природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывают узоры и формы, созданные природой, интерпретируют их в собственных изображениях и украшениях. Осваивают простые приемы работы кистью и графической росписи. Изображают (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Изображают сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Рассматривают и сравнивают различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Выполняют эскиз театрального костюма красками, пастелью, мелками. Знакомятся с многообразием архитектурных построек и их назначением, составными частями дома и разнообразием их форм. Соотносят внешний вид здания и его назначение. Знакомятся с понятием «сюжетная композиция». | Регулятивные: адекватно оценивать результаты своего труда. уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата отличать выполненное задание от неверного. организовывать свое рабочее место. Познавательные: осуществлять анализ объектов при выполнении натурной постановки предметов. Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания формулирование ответов на вопросы учителя. составление описания карнавальных костюмов, праздничных атрибутов. составление описание новогодней карнавальной маски-образа составление описания русского народного костюма. составление описания живописных произведений искусства. Коммуникативные: уметь выражать свое мнение умение вступать в обсуждение использовать образную речь при описании карнавальных костюмов, украшений уметь строить понятное монологическое высказывание о зимних приметах, признаках уметь использовать образную речь при описании города-крепости | 10 | 25.11-10.02 |
3 | Весна: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» Весенний вернисаж. | Знакомятся с понятием «портрет», творчеством некоторых художников – портретистов. Знакомятся с образами русских деревянных игрушек. Выполняют акварелью рисунок русской народной игрушки. Самостоятельно выбирают сюжет темы и выполняют его в соответствии с пропорциями, с учётом изображения ближних и дальних планов. | Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места. Осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней. адекватно относятся к оценке результатов работы учителем Познавательные: умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме. умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов выявление с помощью сравнения сопоставляемых произведений сюжетного разнообразия игрушек. Коммуникативные: уметь использовать образную речь при описании внешности, качеств мам, бабушек совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. выразительно пользоваться языком изобразительного искусства. | 5 | 17.02-07.04 |
4 | Лето: «Как прекрасен этот мир, посмотри…». Летний вернисаж. | Знакомятся с русской набойкой. Создают и выполняют композицию «Цветы России на павловских платках». Узнают сведения о гербах городов Золотого кольца России. Создают герб своего класса. Учатся поэтическому видению мира. Любуются красотой природы. Наблюдают живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности. Знакомятся с понятием «натюрморт». Знакомятся с орнаментами народов мира. Самостоятельно создают свой орнамент. | Регулятивные: планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы. организовывать свое творческое пространство ориентироваться на образец и правило выполнения действий. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. осуществлять пошаговый контроль своих действий. Познавательные: освоить способы решения проблем творческого и поискового характера. осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях цветочных мотивов в павлопосадских платках умение использовать знаково-символические средства информации для создания схем решения учебной задачи Умение составлять и анализировать варианты композиционных схем. осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте весеннего пейзажа Коммуникативные: формулировать собственное мнение. формулировать вопросы для уточнения информации. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. совместно рассуждать и находить ответы на вопросы уметь строить понятное монологическое высказывание о своих наблюдениях за приметами весны, цветущими весенними растениями вести дискуссию, диалог, слышать и понимать позицию собеседника | 8 | 14.04-29.05 |
Результаты изучения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся
– формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
– сравнивать различные виды изобразительных искусств (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
– применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественной творческой деятельности;
– полученные знания и умения использовать в практической и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства при посещении художественных выставок и музеев изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...