Рабочая программа для 4 классов
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа создана по ФГОСУ начального общего образования обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа воспитателя для 4 классов | 55.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52» г. Москвы
ПРИНЯТО: на заседании методического объединения воспитателей Протокол № ___ от «___» августа 201 г. Председатель МО Рождественская И.Б.________ | СОГЛАСОВАНО: « » августа 201 г. Зам. директора по ВР _________ Камелева Н.О. | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № от «» августа 201 г. Директор ГКОУ СКОШИ №52 __________ Е.В.Подвальная |
Рабочая программа воспитателя Пикулевой С.А.
для группы 4 «А» и «В» классов
на 2015-2016 учебный год
Разработана на основе воспитательной программы ГКОУ СКОШИ № 52
Составитель: воспитатель – Пикулева С.А.
2016 г.
Оглавление
Пояснительная записка 3
Ожидаемые результаты воспитательной работы в группе 4
Социальный паспорт группы 4
Содержание программы 6
Календарно-тематическое планирование воспитательной работы на 2016-2017 учебный год в 4-х классах А и В 16
I полугодие 17
II полугодие (новая версия) 20
Список литературы 25
Пояснительная записка
Программа направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Цель рабочей программы – создать условия для формирования сплоченного коллектива, способствовать развитию нравственных качеств, толерантного отношения к людям.
Задачи программы:
- создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей воспитанников;
- создание специальной организации среды;
- оказание коррекционной помощи в овладении ими основной общеобразовательной программы начального и среднего общего образования;
- специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;
- специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащих обучающихся;
- оказание консультативной и методической помощи родителям обучающихся с нарушением слуха;
- формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры;
- интеграция учебной деятельности и воспитательной работы;
- содействие мотивации у учащихся к участию в делах школы;
- содействие развитию инициативы и творческой активности школьников
Нормативно-правовая база
1. Программа воспитательной работы разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом (далее-ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;
- ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее-ФГОС НОО ОВЗ) от 19.12.2014 №1598;
- Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС основного общего образования), направленные письмом Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08–1228.
2. Нормативными правовыми актами города Москвы:
- Постановление Правительства Москвы от 8 апреля 2015 г. № 168-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 450-ПП» (изменения в программу «Столичное образование»);
3. Правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами ГКОУ СКОШИ № 52 (далее школа-интернат № 52):
- Уставом школы-интерната № 52;
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в школе-интернате № 52;
-Положением об электронном журнале;
- Положением о внутренней системе оценки качества образования;
- Положением о формах обучения.
Ожидаемые результаты воспитательной работы в группе
- Сформированность мотивов к развитию слухового восприятия, овладению устной речью, ориентацией в неречевых звуках окружающего мира, в том числе с учетом задач здорового и безопасного образа жизни;
- Повышение уровня культуры межличностного общения слабослышащих и позднооглохших обучающихся и уровня эмпатии друг к другу; снижение уровня социальной напряжённости в детской и подростковой среде;
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
- Положительный результат овладения жизненной компетенцией
Социальный паспорт группы
На начало учебного года в группе 4-х классов 17 человек. Из них 10 мальчиков и 7 девочек. 1 сентября 2016 года в 4 А класс поступила новая ученица А. Мария. В группе продленного дня находятся 2 человека. 4 человек забирают домой до 15.00. 11 человек находятся в ночующей группе. У воспитанников - нарушения слуха с различной степенью, имеют физиологические и психологические особенности.
Большинство детей воспитываются в полных семьях в доброжелательной атмосфере. 2 человека воспитываются в неполной семье. В многодетной семье – 1 человек.
Все дети задействованы во внеурочной деятельности школьных кружков и спортивных секций. 2 человека посещают секции вне школы. 6 мальчиков посещают футбольную секцию, 7 человек – настольный теннис, 3 человека – бадминтон, 5 человек – ансамбль жестовой песни «Чудеса», 2 человека – «Лего». От каждого класса по 4 человека - факультатив «Информатика». Все учащиеся посещают центр коррекционной работы в соответствии с индивидуальным расписанием воспитанников. Все дети с удовольствием участвуют в проведении запланированных мероприятиях. Во время самоподготовки воспитанники выполняют домашние задания по АООП. В процессе планирования домашнего задания обучающихся реализуются требования Методических рекомендаций по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего образования, направленных письмом Минобрнауки России от 18.06.2015 № НТ-670/08. В программе учитываются рекомендации СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189: объем выполнения домашних заданий должен быть не больше 2 часов.
Проблемы группы
1. Низкий уровень знаний в области здорового питания;
2. Недостаточно сформированы культурно-гигиенические навыки у отдельных учащихся; 3. Недостаточно сформированы навыки ориентировки в пространстве.
Задачи воспитательной работы в группе:
1. Воспитание у учащихся потребности в знаниях;
2. Развитие и совершенствование навыков самообслуживания и личной гигиены;
3. Развитие стремления к непрерывному образованию;
4. Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу;
5. Воспитание уважительного отношения к взрослым, одноклассникам;
6. Воспитание умения самостоятельно выполнять домашнее задание в школе и дома;
7. Формирование у учащихся собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов;
8. Развитие (закрепление) навыков социально-бытовой ориентировки;
9. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Основные формы работы:
Формы работы соотносятся с формами реализации
∙ этические беседы;
∙ викторины;
∙ праздничные «огоньки»;
Содержание программы
Программа духовно-нравственного воспитания
Целью нравственного развития и воспитания слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка и приобщение их к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи нравственного развития и воспитания обучающихся:
В области формирования личностной культуры:
формирование мотивации нравственной компетенции — «становиться лучше», реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
формирование представлений о базовых национальных, этнических и духовных традициях;
формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», основанных на духовных отечественных традициях, а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
формирование в сознании школьников нравственного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры:
формирование у слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
Образовательная организация может конкретизировать общие задачи нравственного развития и воспитания обучающихся с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Основные направления и ценностные основы нравственного развития и воспитания
Организация нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; бережливость; трудолюбие.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; бережное отношение к природе.
- Воспитание ценностного отношения к природе.
Ценности: красота; аккуратность; опрятность.
В основу реализации программы нравственного развития заложен принцип системно-деятельностной организации воспитания, предполагающий, что нравственное развитие обучающихся, поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.
Основное содержание нравственного развития и воспитания
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
уважение к защитникам Родины;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится общеобразовательная организация.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
различение хороших и плохих поступков;
представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;
представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• привлечение внимания к природным явлениям и формам жизни;
• формирование представлений об активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному:
- элементарные представления о красоте;
- представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности;
- представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Педагогические условия эффективности воспитательной работы:
• педагогическая компетентность педагога;
• педагогический оптимизм и вера педагога в положительный результат педагогического воздействия и умения видеть и поддерживать каждое минимальное продвижение ребенка;
• педагогическое мастерство педагога, его умение изучать личности в динамике, и на основе динамического наблюдения уметь корректировать намеченную индивидуальную траекторию воспитания, помня об индивидуальности и неповторимости каждой человеческой личности, о потенциальных возможностях духовного, душевного и физического саморазвития;
• создание школьных «безбарьерных» сред, адаптированных к жизнедеятельности ребенка в условиях интерната и за его пределами: на улице, в семье, у бабушки, у родственников, в общественных местах;
• создания социокультурной среды средствами включения слабослышащего и позднооглохшего воспитанника в следующие виды режимов: двигательный, речевой, санитарно-гигиенический и т.д.;
• создание условий для включения ребенка в совместно разделенную педагогическую деятельность.
Уровень сформированности социальных и коммуникативных компетенций неслышащего школьника с нарушением слуха:
• санитарно-гигиенические навыки;
• навыки самообслуживания;
• навыки, проявляемые в режимных моментах: прием пищи, прогулка, занятия, отдых;
• самоподготовка: умение попросить и принять помощь педагога, мамы (папы, бабушки);
• умение организовать собственную рекреацию: увлечения или их отсутствие, досуг или его отсутствие: умение себя занять, использование рекреации для саморазвития;
• коммуникативная культура ребенка; начитанность, коммуникативные навыки или их отсутствие; соблюдение правил этикета.
Оценка компетенций ребенка фиксируется по бально-рейтинговой системе и служит опорой для составления «психологического» портрета ребенка на «режимных моментах», а также на уроках, внеклассных и индивидуальных (коррекционных) занятиях в школе-интернате, обсуждается с каждым обучающимся. Подобный личностно-деятельностный компонент воспитывающей деятельности создает успешный алгоритм самовоспитания, который способен существенно изменить отношение обучающегося к учебе, помощи дома по хозяйству, к выстраиванию новых отношений со взрослыми в диаде «воспитанник -- воспитатель», что в конечном результате положительно влияло на общую картину успеваемости.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и образа жизни самостоятельно разрабатывается образовательной организацией с учетом специфики особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Программа направлена на:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, профилактику аддиктивных привычек; пропаганду здорового образа жизни; формирование бережного отношения к природе; формирование установок на необходимость здорового питания; использование двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровьеформирующего режима дня; формирование социальных навыков личной гигиены и ухода за своим телом, стремление к поддержания своего здоровье; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями является просветительская работа с их родителями (законными представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы школы по охране здоровья обучающихся.
Разработка программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должны строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Основная цель программы – сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья слабослышащих и позднооглохших обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Задачи программы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:
- формирование мотивов к развитию слухового восприятия, овладению устной речью, ориентацией в неречевых звуках окружающего мира, в том числе с учетом задач здорового и безопасного образа жизни;
- развитие потребности и умений в пользовании слуховыми аппаратами/имплантами, другими сурдотехническими средствами;
- развитие позитивного отношения и элементарных умений выполнения правил личной гигиены, в том числе гигиены органов слуха, выполнение режимных моментов;
- формирование представлений о здоровом питании;
- развитие потребности в занятиях физической культурой;
- формирование элементарных способов безопасного поведения в различных видах учебной и внеурочной деятельности
- воспитание готовности обращаться по любым вопросам, связанным с состоянием здоровья, к медицинским работникам, находящимся в образовательной организации.
- формирование представление о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;
- формирование познавательный интерес и бережное отношение к природе;
- формирование представление о некоторых опасных ситуациях (в быту, на улице и др.), связанных с нарушением слуха;
- формирование знания и умения осторожного и деликатного обращения с животными.
Содержание программы воспитательной работы
1 направление Интеллектуально-познавательное направление
Цель:
1. Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей.
2. Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе.
Задачи:
- способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
- содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;
- развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.
Темы бесед: «Организация самоподготовки», «Режим учебной деятельности», «Поведение на уроках и на самоподготовке»
Формы работы:
- интеллектуальные игры,
- устные журналы,
- конкурсы чтецов,
- предметные недели,
- викторины, турниры,
- предметные олимпиады и др.
- конкурсы, олимпиады.
2 направление Духовно-нравственное направление
Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
Задачи:
- формирование и развитие морально-политического сознания учащихся;
- воспитывать нравственные навыки и привычек;
- формирование у учащихся единства слова и поведения;
- вовлечение каждого в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность;
- подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Темы бесед: «Этикет и такт», «Час культурного общения», «О доброте», «Кто мой друг», «Что такое дружба», Каким человеку быть»
Формы работы:
- концерты;
- конкурс;
- классные часы;
- встречи с интересными людьми;
- работа с библиотеками.
3 направление «Общекультурное направление»
«Я – Россиянин»
Направление соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско–патриотического воспитания.
Цель:
- Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.
- Формирование чувства гордости за свою Родину, свой город, свой район, свою школу.
Задачи:
- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;
- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;
- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;
- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Темы бесед: «Права и обязанности в школе», «Правила поведения в школе и на улице», «Я живу в Москве», «Мой любимый район», техника безопасности в время каникул, правила дорожного движения.
Формы внеклассной работы:
- организация встреч с ветеранами,
- уроки мужества
- прогулка-задание
- викторина по ПДД
4 направление «Спортивно-оздоровительное направление»
«Здоровье не купишь – его разум дарит»
Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
Цель:
Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
Задачи:
- содействовать укреплению здоровья и здорового образа жизни через различные спортивно-оздоровительные мероприятия и уроки физкультуры.
- развивать умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу «В здоровом теле - здоровый дух»
- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.
- Темы бесед: «Привычки и здоровье», «Я люблю спорт», «О вреде курения», «Если хочешь быть здоров», «Личная гигиена»
Формы работы:
- праздники здоровья и спорта,
- Дни здоровья,
- спортивные соревнования,
- ведение портфолио спортивных достижений,
- спортивные викторины,
- Беседы медицинского работника
5 направление «Социальное направление»
Цель:
Сформировать соответствующее отношение к труду. Вооружить детей необходимыми знаниями, умениями, навыками, развивать способности.
Задачи:
- формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
- формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;
- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.
- формирование навыков труда,
Темы бесед : «День птиц», акция «Кормушка», «Озеленение в классе», «Профессии родителей»
Формы внеклассной работы:
- экологических действий,
- экологические игры, акции,
- посещение музеев.
«Работа с родителями»
Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении и развитии личности ребенка – важное направление работы. Реализуя это направление, опираюсь на информацию о семьях.
Цель:
Развитие эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей
Важным органом, оказывающим помощь органам классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя и воспитателя.
Задачи:
- информирование родителей о различных аспектах жизнедеятельности ребенка и в образовательном учреждении
- повышение уровня правовой и психолого-педагогической компетенции родителей
- вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы (в общественную экспертизу качества образования, проведение совместных мероприятий)
Методы изучения семьи:
- наблюдение;
- индивидуальные беседы;
- тестирование;
- анкетирование;
- диагностика;
- деловые игры;
Формы работы с родителями:
- Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.
- Привлечение родителей к воспитательной работе в классе, активизация работы родительского комитета.
- Проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, специфическим проблемам класса, задачам школы.
- Поддержание регулярного общения. Организация совместного проведения диалога
- Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса
- Проведение совместных творческих дел (походы в музей и театр, экскурсии, дни здоровья и т.д.)
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).
- Привлечение родителей к сотрудничеству.
- Организация взаимного творчества детей и родителей.
- Поощрение родителей и учащихся к активному участию в жизни класса и школы.
- Привлечение (по мере необходимости) администрации школы к решению проблемных ситуаций в классе.
Календарно-тематическое планирование воспитательной работы на 2016-2017 учебный год в 4-х классах А и В
Цели и задачи воспитательной работы:
I. Формирование и развитие воспитывающего коллектива.
Задачи и содержание работы:
1. организация ученического самоуправления:
- развитие у учащихся умение управлять и подчиняться
- развитие организаторских способностей учащихся, приобщение их к управленческой деятельности
- развитие у учащихся умение сделать отчет о выполнении поручении и анализ проведенного коллективного творческого дела
- воспитание обязательности, ответственности за порученное дело.
2. Социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, их достоинства и прав личности:
- забота о здоровье и жизни учащихся
- охрана природы и среды обитания
- формирование опыта гражданского поведения, участие в гражданских делах, противодействия аморальным поступкам, отстаивание прав человека.
II. Создание условий для развитий ребенка и оказание помощи в развитии творческого потенциала, способностей, жизненного самоопределения, окружающем обществе:
- овладение детьми навыками самостоятельности
- накопление опыта общения с родителями, друзьями, старшим поколением через совместные экскурсии, встречи, беседы
- развитие художественного и технического творчества в школе
III. Приобщение учащихся к общечеловеческой и национальной культуре
IV. Организация и содержание процесса воспитания.
Социально-педагогический мониторинг, работа с родителями.
V. Формирование межличностных отношений в коллективе, группе, школе.
Направления воспитательной работы
Понедельник - социальное направление (воспитание положительного отношения к труду и творчеству)
Вторник – общекультурное направление (гражданско –патриотическое воспитание)/спортивно-оздоровительное направление
Среда - духовно-нравственное направление / социальное направление (экологическое воспитание)
Четверг - общенаучное направление (интеллектуальное воспитание) / духовно-нравственное направление (эстетическое воспитание)
Пятница - общекультурное направление (правовое воспитание, профилактическая работа и культура безопасности)
I полугодие
Дата | Темы бесед | Темы прогулки |
1 четверть сентябрь | ||
1.09 | День знаний- | Игра со скакалкой, мячом «Вместе весело играть» |
2.09 | День солидарности в борьбе с терроризмом | Сюжетно-ролевая игра «ПДД» |
5 | День Москвы- район, в котором я живу | Конкурс рисунков мелками на асфальте «Дорогая моя столица» |
6 | Здоровье и зрение | Веселые старты «Золотая осень» |
7 | Организация дежурства в классе | Конкурс рисунков на асфальте мелками «День города» |
8 | Берегите учебники | Сбор природных материалов |
9 | ПДД от школы до дома | Наблюдение «Приметы осени» |
12 | Конкурс поделок из природных материалов | Легкоатлетический кросс |
13 | Здоровье – чистота залога | Фоторепортаж класса «Осенняя прогулка» |
14 | О дружбе | Игры с мячами «Кто дальше бросит?», «Меткий стрелок» |
15 | Любимые книги, которые я прочитал летом | Игра на сплочение «Светофор» |
16 | ТБ «Один дома» | Прогулка – поиск (поиск спрятанного заранее предмета) |
19 | Конкурс рисунков «Золотая осень» | Сбор природного материала. Знакомство с методами засушки листьев. |
20 | Компьютер – вред здоровью | Подвижные игры на свежем воздухе |
21 | Международный день мира | Прогулка экскурсия: «Осенний наряд природы» |
22 | Конкурс рисунков «Любимые герои из сказок» | Наблюдение за природой - фотосессия |
23 | Поведение в метро | Отдых детей на свежем воздухе |
26 | Профессия родителей | Осенний квест - игра |
27 | Правильная осанка | Наблюдение за птицами |
28 | Отношения между мальчиками и девочками | Игра на развитие координации движений: «Охотники» |
29 | В какой кружок я хочу записаться | Спортивные игры |
30 | ТБ- электрические приборы | Игровая прогулка Найти пару |
Октябрь | ||
3 | Аппликация ко Дню Учителя | Игра «Вышибала» |
4 | События в мире и стране | Игра – пантомима Что бы это значило? На тему Лето |
5 | День Учителя | Игра на сплочение «Ручеек» |
6 | Книга, которую я прочитал | Прогулка – поиск |
7 | Правила поведения в школе и на улице | Экологическая операция «Чистый двор» |
10 | Анкетирование «Ты и твой класс» | Игра на сплочение «Считалка» |
11 | Беседа о профилактике кишечных заболеваний | Игровая прогулка – поиск пакета с заданиями |
12 | Игра «Расскажи о себе» | Экологическая операция «Чистый двор» |
13 | Стихи об осени русских писателей | Подвижные игры на свежем воздухе |
14 | ТБ на школьной территории | Эстафета «Веселые старты» |
17 | Беседа-игра «Привычки – хорошие и плохие» | Подвижная игра «Кот и мыши» |
18 | Организация дежурства в классе | Подвижные игры на свежем воздухе |
19 | О профилактике ОРВИ | Игра на сплочение «ручеек» |
20 | «Учиться всегда пригодится» | Игровая прогулка «Следопыты» |
21 | «Техника безопасности учащихся» | Эстафета «Бег сороконожек» |
24 | Правила поведения в столовой | Прогулка – поиск |
25 | О гриппе | Игра на сплочение «Ворона и воробей» |
26 | Выбор худ литературы | Подвижные игры на свежем воздухе |
27 | Арттерапия «Рисуем узоры» | Наблюдение за природой. Приметы и признаки об осени |
28 | Техника безопасности учащихся-инструктаж на период осенних каникул | Наблюдение за птицами |
2 четверть | ||
ноябрь | Подвижные игры на свежем воздухе | |
7 | День народного единства | Пословицы про осень |
8 | Анкетирование «Твое увлечение» | Игры, развивающие выносливость |
9 | «Личная гигиена» | Игра в пионербол |
10 | События в стране и мире | Веселые старты |
11 | ППД. Дорога в школу | Подвижные игры на свежем воздухе |
14 | Кем я хочу стать | Подвижная игра «Зайцы и волк» |
15 | Зрение и здоровье | Наблюдение «Что у нас под ногами?» |
16 | День толерантности | Игра на сплочение «Квадрат, круг» |
17 | М В Ломоносов – ученый и поэт | Подвижные игры с мячами «Кто дальше бросит?», «Меткий стрелок» |
18 | Игра «ПДД- знать всем положено» | Подвижные игры на свежем воздухе |
21 | Рисунок «Портрет мамы» | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» |
22 | Права ребенка. беседа | Игры на свежем воздухе: «Прятки», «Хитрая лиса» |
23 | Подготовка к фотовыставке «Дорогая моя мама» | Игра на сплочение «Вышибала» |
24 | К.Коллоди «Алиса в стране чудес» | Игры на свежем воздухе: «Рыба, зверь, птица» |
25 | Знаешь ли ты дорожные знаки | Игровая прогулка – поиск пакета с заданиями |
28 | Природа зимой | Наблюдение за птицами |
29 | Как дарить подарки | Игровая прогулка – поиск пакета с заданиями |
30 | День матери | Встреча зимы. Признаки и приметы |
декабрь | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» | |
1 | День инвалидов. | Лепка снеговика |
2 | ПДД. Безопасность пешеходов | Игры со снежками «Попади в цель», «Кто дальше» |
5 | Рисуем «Гжель» | Наблюдение за снегом |
6 | События в стране и мире | Игра на сплочение «Доброе животное» |
7 | Беседа о дружбе | Подвижная игра «Снайперы» |
8 | Н.А. Некрасов – его книги | Лепка снежных фигур |
9 | ПДД – Дорожные знаки | Подвижные игры на свежем воздухе |
12 | Профессия родителей | Подвижные игры «Ястребы и утки», «Попади в цель» |
13 | Международный день кино. Любимые мультфильмы | Игра на сплочение «Гражданская оборона» |
14 | Конкурс поделок «Новогодняя игрушка» | Поможем птицам. Кормушка |
15 | Стихи про Новый год | Наблюдение. Зимние птицы |
16 | День рождения Деда Мороза | ТБ на катке |
19 | Аппликация «Новый год» | Наряжаем елку во дворе |
20 | ПДД. Опасные ситуации на дорогах | Катание на санках |
21 | Что читать на каникулах | Осторожно, гололед! |
22 | Новогодняя елка | ПДД на дороге |
23 | ТБ во время зимних каникулах | ТБ вокруг елки |
II полугодие (новая версия)
Дата по месяцам | Направление | Наименование мероприятия | Форма реализации проведения занятия, мероприятия |
январь | |||
9 понедельник | Общенаучное направление. | «Математика» | Игра на развитие логического мышления |
10 вторник | Общекультурное направление. | Как я провел каникулы | Беседа |
11 среда | Духовно-нравственное направление. | Сказка. Снежная королева | Библиотечный час |
12 четверг | Спортивно-оздоровительное направление (ЗОЖ) | Зимние забавы | Прогулка |
13 пятница | Общекультурное направление. | ПДД | Беседа |
16 понедельник | Социальное направление | Профессии | Экскурсия по школе |
17 вторник | Спортивно-оздоровительное направление. | Веселые старты. В гостях у деда Мороза | Игры на прогулке |
18 среда | Общенаучное (экологическое) | Акция. Кормушка птиц | Прогулка |
19 четверг | Духовно-нравственное направление. | Всемирный день Спасибо | Беседа |
20 пятница | Общекультурное направление. | Здоровая семья | Беседа-презентация |
23 понедельник | Социальное направление | Кем я хочу стать | Презентация |
24вторник | Общенаучное направление. | История. Битва под Москвой. | Рисунки и беседа |
25среда | Духовно-нравственное направление. | Нравственность. | Беседа |
26четверг | Духовно-нравственное направление. | Персонажи любимых сказок | Библиотечный час |
27пятница | Спортивно-оздоровительное направление. (ЗОЖ) | Игромания | Беседа-презентация |
30 понедельник | Общенаучное направление. | Окружающий мир. Природные явления зимой | Прогулка-наблюдение |
31вторник | Спортивно-оздоровительное направление. (ЗОЖ) | Витамины зимой | Беседа |
Февраль | |||
1 среда | Общенаучное направление. | Окружающая среда | Прогулка |
2четверг | Общекультурное направление. | Культура общения | Беседа |
3пятница | Социальное направление. | Создадим уют в своем доме | Беседа |
6понедельник | Общекультурное направление. | Конкурс рисунков Бессмертный полк. | Рисование |
7вторник | Общекультурное направление. | События в стране и мире | Беседа |
8среда | Духовно-нравственное направление. | О ненормативной лексике. | Беседа |
9четверг | Духовно-нравственное направление. | Викторина по страницам русских сказок | Викторина |
10пятница | Социальное направление. | Как безопасно пройти в школу. | Схема-план |
13понедельник | Социальное направление | Труд и отдых | Беседа |
14вторник | Спортивно-оздоровительное направление. | Лыжные соревнования. Веселые старты | Прогулка |
15среда | Общенаучное направление. | Вода- источник жизни | Прогулка-наблюдение |
16четверг | Духовно-нравственное направление. | Военные книги | Библиотечный час |
17пятница | Общекультурное направление. | ПДД . | Викторина |
20понедельник | Общекультурное направление. | Смотр строя и песни | Конкурс |
21вторник | Духовно-нравственное направление. | День защитника Отечества. | Праздничный огонек |
22среда | Духовно-нравственное направление. | Каким должен быть мужчина | Беседа . Праздничный конкурс |
24четверг | Спортивно-оздоровительное направление | Веселые старты | Подвижные игры |
27пятница | Социальное направление. | Помощник в семье | Беседа |
28 понедельник | Социальное направление | Какие профессии вы знаете? | Викторина |
Март | |||
1 среда | Спортивно-оздоровительное направление. (ЗОЖ) | ЗОЖ. Привычки. | Викторина |
2четверг | Духовно-нравственное направление. | Маме посвящается Хобби моей мамы | Беседа. Творческое занятие |
3пятница | Общекультурное направление. | ТБ на улице | Прогулка |
6 понедельник | Социальное направление | А ну-к девочки! | Конкурсная программа на сплочение коллектива |
7 вторник | Духовно-нравственное направление. | Конкурс рисунков Зазеркалье кукольной полки | Рисование |
9чтверг | Общекультурное направление. | Добрые дела | Беседа |
10пятница | Социальное направление. | Твое отношение к природе | Прогулка-задание |
13понедельник | Духовно-нравственное направление. | Писатели о весне | Библиотечный час |
14вторник | Общекультурное направление | Конвенция о ребенке | Беседа-презентация |
15 среда | Социальное направление | Режим дня и труд | Беседа |
16четверг | Спортивно-оздоровительное направление. (ЗОЖ) | Что такое закаливание? | Беседа-презентация |
17пятница | Духовно-нравственное направление. | Отношения между мальчиками и девочками | Беседа |
20понедельник | Духовно-нравственное направление | Всемирный день театров | Поход в театр |
21вторник | Общекультурное направление. | ПДД в городе и на даче | Беседа |
22 среда | Социальное направление | Спальня. Гигиенические требования | беседа |
23 четверг | Общекультурное направление. | События в стране и мире | Беседа |
24 пятница | Общенаучное направление. | Природа и Мы. Плакат. Берегите лес | Рисование Прогулка-наблюдение |
Апрель | |||
3 понедельник | Духовно-нравственное направление | Международный день детской книги | Библиотечный час |
4 вторник | Спортивно-оздоровительное направление. (ЗОЖ) | Берегите зрение | Беседа |
5 среда | Духовно-нравственное направление. | Эгоист и доброта. | Беседа |
6четверг | Общенаучное направление. | Пословицы и поговорки о природе | Прогулка-наблюдение |
7пятница | Общекультурное направление. | Права и обязанности в школе | Беседа |
10понедельник | Социальное (экологическое)направление | Конкурс поделок. Бережем планету | Прогулка-задание |
11вторник | Общенаучное направление. | Звездная эстафета | Общешкольное мероприятие |
12среда | Духовно-нравственное направление. | Поговорим о Пасхе Пасхальное яйцо | Беседа Аппликация. |
13четверг | Духовно-нравственное направление. | Посещение музея «Планетарий» | Экскурсия |
14пятница | Общекультурное направление. | Тб на даче, в деревне | Беседа |
17 понедельник | Социальное направление | Экскурсия в швейную и столярную мастерские | Экскурсия по школе |
18вторник | Спортивно-оздоровительное направление. | Здоровье в порядке- спасибо зарядке | Беседа-презентация |
19среда | Общекультурное направление. | Культура поведения за столом | Беседа |
20четверг | Духовно-нравственное направление. | Стихи русских писателей о весне | Библиотечный час |
21пятница | Общекультурное направление. | Учитель и ученик. Взаимоотношения | Беседа |
24 понедельник | Социальное направление | Книжница лечебница | (Работа в библиотеке) |
25вторник | Общекультурное направление. | Оформление стенда. "Я помню, я горжусь". | Рисование |
26среда | Общенаучное направление. | Вода и Земля Плакат. День Земли | Прогулка-задание Рисование |
27четверг | Духовно-нравственное направление. | Народные промыслы России. Хохлома. | Творческое занятие |
28пятница | Оздоровительное направление | Мы за чистые легкие | Беседа-презентация |
Май | |||
3 среда | Духовно-нравственное направление. | Славянская культура и письменность | Творческое занятие |
4четверг | Общенаучное направление. | Повести и рассказы о войне | Библиотечный час |
5пятница | Общекультурное направление. | Безопасность школьника | Беседа |
8 понедельник | Социальное направление | Праздник весны и труда | Беседа |
10 среда | Социальное направление | Каким я стал, чего я достиг в этом году? | Беседа |
11 четверг | Духовно-нравственное направление. | Народные промыслы России. Гжель | Творческое занятие |
12 пятница | Общекультурное направление. | Поведение в музее, театре | Беседа-экскурсия |
15 понедельник | Социальное направление | Конкурс презентаций Профессия моих родителей. | Презентация |
16вторник | Духовно-нравственное направление. | День семьи | Беседа |
17 среда | Духовно-нравственное направление. | Мой любимый музей | Экскурсия |
18 четверг | Общенаучное направление. | Что читать летом | Библиотечный час |
19 пятница | Общекультурное направление. | Права и обязанности школьника | Беседа |
22 понедельник | Социальное направление | Переход в 5 класс. Адаптация | Беседа |
23 вторник | Спортивно-оздоровительное направление. | Мир без вредных привычек. Плакат | Рисование |
24среда | Духовно-нравственное направление. | Праздник прощания с начальной школы | Музыкальное |
25 четверг | Духовно-нравственное направление. | Экскурсия по Красной площади | Экскурсия |
26 пятница | Общекультурное направление. | ТБ во время летних каникул | Беседа |
График проведения экскурсий в 2016-17 учебном году
Экскурсии | Месяц |
| май |
| май |
| ноябрь |
| сентябрь |
| декабрь |
| январь |
| ноябрь |
| апрель |
| май |
| март |
Список литературы
1.Закон об «Образовании»
2.ФГОС АОПП НОО Раздел III п. 2.2.1
3.Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. В двух частях./ под. Ред. Е.Г. Речицкой. – М. ВЛАДОС. 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...