Формирование УУД
материал на тему
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие УУД.
Цели образования ФГОС.
* общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»;
* важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить, учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыкоз в рамках отдельных дисциплин.
Общая характеристика УУД.
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД.
" Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты -, деятельности.
Создание условий для развития.
- личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться»,
толерантности в поликультурном обществе,
- высокой социальной и профессиональной мобильности.
" Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентности в любой предметной области.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- смыслообразование, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; u
-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия.
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений а отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к воле-вому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД. Общеучебные УУД.
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаксво-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Познавательные УУД. Логические УУД.
- выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- подведение под понятия, распознавание' объектов;
-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
- выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические. ,
*Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала
- выделения существенного;
- отрыва от конкретных ситуативных значений;
- формирования обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование УУД.
Формирование любых умений как личностных новообразований,
в том числе и общеучебньгх умений, возможно только в деятельности (Л.С.Выготский).
Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнений действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренировка , уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Этапы формирования УУД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится...
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.
Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....