доклад
статья на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»
Доклад на тему: Аспекты инклюзивного образования
Подгототовил (а): учитель начальных классов
Батомункуева Саяна Нимацыреновна
2013г.
Аспекты инклюзивного образования
Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями.
Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба».
(Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета)
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных
задач для страны. Это необходимое условие создания действительно
инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и
востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому
ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью
реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать
полноценным его членом. (Дэвид Бланкет)
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всехлюдей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения образовательной интеграции
Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования
Можно сформулировать это и так: инклюзия – это изменение системы и принятия любого ребенка на уровне всей школы. В которой признается ценность различий всех детей и их способность обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Эта гибкая система учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.
Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находится в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальной образовательной программе.
Учитель массового класса, а не специальный педагог- дефектолог является главным специалистом по отношению к ребенку с особенностями.
При инклюзивном образовании школа становится более гибкой и адаптивной в плане выбора учебных программ, форм и методов обучения, в школе имеются достаточные ресурсы всех видов, что бы соответствовать имеющимся у некоторых учеников особым образовательным потребностям и все учащиеся являются равноправными членами школьного сообщества.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:
- Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
- Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Законодательные ресурсы:
- Конституция Российской Федерации
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
- Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
- Конвенция ООН о правах ребенка
Правила инклюзивной школы:
- Все ученики равны в школьном сообществе
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
- Планируется и проводится эффективное обучение
- Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
- Семьи активно участвуют в жизни школы.
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
- Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
- Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
- Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
- Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
- Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
- Составлена с целью повышения успешности ученика.
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
- он достаточно гибок,
- ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
- он уважает индивидуальные различия
- он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
- он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
- он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
Результаты инклюзии:
- У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
- Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
- Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
- Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
- Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
- Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
- Существуют процедуры оценки эффективности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...