Формирование ценностного отношения к природе родного края у обучающихся через использование виртуальных экскурсий. Выступление на МО
статья на тему

Кошелева Татьяна Сергеевна

Формирование ценностного отношения к природе родного края у обучающихся через использование виртуальных экскурсий. Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ценностного отношения к природе родного края у обучающихся через использование виртуальных экскурсий

Выступление на МО

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

             Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании компьютеров, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. И в связи с тем, что и персональный компьютер и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, а современные ученики проявляют к ним значительный интерес, задача учителя заключается в том, чтобы данные средства появились и в системе образования. Ведь и персональный компьютер, и Интернет могут выступать в роли непосредственного помощника учителя. ФГОСы хотят видеть выпускника самостоятельным, креативным, находчивым, ответственным, любящим свой край и Родину - все это и можно развить у обучающихся, применяя такую форму организации обучения как виртуальная экскурсия. .

 Цель: -научиться использовать виртуальные экскурсии на уроках и во внеурочной деятельности;

-сформировать ценностное отношение к природе родного края  у обучающихся

Задачи: -изучить и систематизировать теоретический и практический опыт по организации  и проведению виртуальных экскурсий  экологической направленности  на уроках и во внеурочной деятельности;

-проанализировать эффективность использования виртуальных экскурсий  для формирования .ценностного отношения  к природе родного края у обучающихся

Предполагаемый результ:- Разработка рекомендаций по использованию  виртуальных экскурсий экологической направленности  на уроках и во внеурочной деят-ти;

-ценностное отношение к природе родного края у обучающихся

-Что обозначает слово «экскурсия»? Подберите к слову 5 существительных- ассоциаций.

-Что обозначает слово «виртуальный»? Подберите к слову 5 прилагательных - ассоциаций.

Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио".

 В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка".

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – «похожий, неотличимый».

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д.

Между виртуальной и традиционной экскурсией много общего, но есть и существенные отличия. Рассмотрим их в таблице:

 

Традиционная

Виртуальная

Место проведения

Природные сообщества, промышленные предприятия

Кабинет, лекционный зал

Доступность объектов для наблюдения

 

Не все доступны

 

доступны

Затраты времени на проведение

Длительность включает дорогу до места и обратно

Не нужно покидать своего места

Формирование

навыков общения

с живой природой

 

Предоставляет широкие возможности

 

Отсутствует полностью

Возможность многократного воспроизведения условий наблюдения

 

отсутствует

 

Виртуальной экскурсией можно пользоваться многократно

Степень активности, подвижности детей

 

 

 

высокая

 

низкая

(нужны динамические паузы)

Зависимость от погодных условий

высокая

Не зависит от погодных условий

             Таким образом, виртуальная экскурсия, конечно, не заменяет личное присутствие, но позволяет получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте, так как обладают интерактивностью.

           Такие экскурсии, конечно, достаточно интересны и эффективны. Но их можно осуществить только  при наличии подключения к сети Интернет.

Если же этого нет, то тогда на помощь могут прийти экскурсии, разработанные самим педагогом. Такие мультимедийные экскурсии тоже относятся к разряду виртуальных, но для их проведения Интернет не нужен.

Преимущества такой экскурсии в том, что составитель сам выбирает необходимый материал, составляет маршрут, меняет содержание в соответствии с поставленной целью, а также доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое. Такие виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц.

             Методика подготовки виртуальной экскурсии мало, чем отличается от подготовки обычной экскурсии. Для организации виртуальной экскурсии так же, как и для экскурсии реальной, необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации.

           Перечислим наиболее важные "шаги" при создании виртуальной экскурсии:

определение темы,

постановка цели и задач экскурсии,

составление маршрута экскурсии,

изучение и отбор экскурсионных объектов,

изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев,

консультации у специалистов,

написание контрольного текста экскурсии,

комплектование "портфеля экскурсовода",

выбор методических приемов проведения экскурсии,

показ экскурсии.

Плюсы и минусы виртуальных экскурсий

«+»

«-»

Доступность - возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат

Невозможно задать вопрос в режиме реального времени

Возможность осмотра в любое время

Зависимость от создателей - невозможно увидеть то, что не включено в экскурсию

Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации

Ограниченность впечатлений

Не требуют соблюдения техники безопасности

Не зависят от погодных условий

Возможность ведения записей в приемлемом для детей темпе и удобной посадке

Не нужно покидать класс, школу

….

        Перед тем, как проводить виртуальную образовательную экскурсию, необходимо провести вступительную беседу с детьми, отмечая цели и задачи путешествия, можно подготовить маршрутные листы, на которых отмечать изучаемые объекты. Заканчивается виртуальная экскурсия обязательно итоговой беседой, во время которой мы обобщаем увиденное и услышанное, выделяя важные моменты.

Тематика экскурсий

Москва – столица России. Достопримечательности Москвы.

Экскурсия в парк  «Лиственные и хвойные деревья».

Холодные районы Земли. Животный мир холодных районов.

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес.

Животный мир жарких районов.

Экскурсия в планетарий.

Звуки леса, их разнообразие и красота.

Город и село.

Технология строительства городского и сельского домов.

Разнообразие музеев.

Первый музей России - Кунсткамера.

Равнины и горы. Холмы и овраги.

Наш город и  и тд.

Результаты диагностики

"Выявление характера отношения к миру природы"

(Методика Серебряковой Т.А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экологическое образование школьников, становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически -деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью....

Формирование социального опыта учащихся начальной школы через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»

Из опыта работы выступление на Кузбасской Ярмарке «Образование. Занятость. Карьера» Т.В.Туева учитель начальных классов г Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 50»....

Выступление на ШМО по теме: "Формирование ценностного отношения младших школьников к миру живой природы через реализацию программы внеурочной деятельности «Мы-твои друзья""

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с эти...

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе у обучающихся с ОВЗ.

В статье рассмотрены подхды к фоормированию ценностного отношения к природе у обучающихся с ЗПР....

План по теме самообразования: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края».

Актуальность моей темы самообразования «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» заключается в том, чтобы не только познакомить детей с жи...