доклад на педсовет
статья на тему

Педсовет

Слайд 1

За основу своего доклада я взяла материалы книги «Воспитание в современном образовательном учреждении. Теория и практика» Пособие для специалистов по воспитанию/ Под науч. ред. С. А. Лисицына, С.В.Тарасова.-СПб.: ЛОИРО, 2005.

В своём обращении к читателям книги З.Г.Найденова, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, заслуженный учитель школы России, кандидат педагогических наук, заявила, что в образовательных учреждениях Ленинградской области воспитанию детей и молодёжи уделяется особое внимание.

В концепции обновления российского образования воспитание детей и молодёжи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений.

Задачей развития образовательной среды муниципальных образований Ленинградской области является выстраивание на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения системы целенаправленной деятельности по выявлению, созданию условий для максимального проявления и развития разносторонних талантов детей и подростков.

Слайд 2

Спасская Елена Борисовна в статье « РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМАХ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ» отмечает, что современную школу часто упрекают в снижении ее социализирующего влияния, т.е. в подготовке к самостоятельной жизни. Как показывают  исследования, выпускники школ последних лет отмечают, что роль школы заключалась для них в передаче знаний и общении с друзьями. Что касается роли школы в подготовке ребят к профессиональ-ной, бытовой и семейной жизни, то здесь существуют серьезные проблемы. Конечно, школа не должна брать на себя больше, чем она может взять. И острые темы, все чаще и чаще поднимаемые на разных уровнях, в частности, темы полового воспитания, требуют очень тонкого и деликатного подхода к их решению. Школа должна только обеспечить соответствующей информацией, где родители и дети могут получить соответствующую квалифицированную консультацию специалиста, а не решать эти вопросы на своем уровне, вводя все новые и новые учебные предметы в попытке решить очередную острую социальную проблему. Ведь задача современной школы заключается не только в передаче знаний. Цели современного образования заключаются, прежде всего, в развитии умений у детей самостоятельно жить, действовать и взаимодействовать в обществе, т.е. в том, что называется социальной компетентностью.

Слайд3

По мнению Д.С.Лихачева, нужно больше уделять внимания патриотическому воспитанию, «Любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи». Все это, по мнению нашего выдающегося соотечественника, «начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Еще одно направление, без которого невозможно движение к новому качеству образования, – расширение границ культурного пространства ребенка за счет знакомства с традициями иных народов и этносов России и мира. В условиях многонационального и поликультурного образовательного пространства необходимым условием его нормального развития является формирование толерантных этнокультурных и этноконфессиональных установок, воспитание в обществе уважения к другим культурам, религиям и традициям в качестве одной из важнейших черт социального поведения. 

Опасной тенденцией последних лет стала так называемая шоуизация школьного воспитания, его ориентация на популярные развлекательные телепрограммы. Культивируя шоу как наиболее эффективную форму воспитания, воспитатели и педагоги школ тем самым обедняют детское творчество, сводя его к примитивному копированию телевизионных игр! Дети превращаются в безмолвных зрителей, гостей на празднике.

Создание системы индивидуального сопровождения развития учащихся в образовательном процессе становится социально-педагогическим ответом на запрос общества, озвученный в Национальной программе «Наша Новая школа» и провозглашенный в рамках Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Слайд 4

Паршукова Ирина Леонардовна отмечает, что  падает престиж российского образования, растет число выпускников, не обладающих качествами, обеспечивающими им успешную адаптацию к современному социуму, конкурентноспособность, умение самоопределиться и самоорганизо-ваться. На фоне кризиса семьи система воспитательных воздействий, осуществляемых ОУ, не оказывает должного влияния на становление гражданственности, развитие культуры и поведения детей. В этих условиях необходима новая образовательная политика, стратегия развития образования в РФ, ориентированная на развитие воспитательной практики ОУ. Осуществление данной задачи возможно в условиях другого образовательного стандарта, предусматривающего изменение не только самого понятия и структуры ГОС в системе общего образования, но также системы образования в целом. Новая стратегия образования представлена в Проекте стандартов второго поколения, подготовленном коллективом специалистов ИСИО РАО (А.М.Кондаков, А.Г.Асмолов, А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, В.В.Фирсов, В.П. Дронов, Г.С. Ковалева, В.Р. Кучма, О.А. Карабанова и др.) Идея, взятая за основу разработчиками нового стандарта позволяет занять культурологической составляющей существенные позиции на всех образовательных уровнях, в том числе, предшкольном и начальном школьном. Эта стратегия ориентирует педагогов на построение образовательной деятельности на основе социокультурных задач и актуализирует необходимость целенаправленной работы по развитию и воспитанию культуры подрастающего поколения.

Реализация гуманистических идей возможна только в условиях существенного изменения уклада «школы» в направлении ребенка, его возможностей и потребностей, при этом, основой поиска эффективных технологий непрерывного содержания является педагогика развития. Именно педагогика развития создает условия реализации в практике образования  эффективных личностно-ориентированных здоровье сберегающих технологий.  Хорошо известно, что качество образования - важнейший фактор изменения качества жизни человека и общества. Поэтому, современное качественное образование есть, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности. Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым, помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой.

Таким образом, в условиях социокультурной модернизации России ключевой задачей образования является формирование гражданской  идентичности воспитанников, рассматриваемой как триединство, гармония общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности, необходимое в процессе становления человека. У воспитанника, обладающего гражданской идентичностью, важно сформировать такие ценностные нормативные характеристики личности как: 

  1. Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире; 
  2. Гражданский патриотизм:

*  установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;

            * готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий;

            * толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;        

            * осознание своей сопричастности к судьбам человечества;

            * установка на владение универсальными способами познания мира.

В своем послании Федеральному собранию 30 ноября 2010 г. Президент Д.А. Медведев большой раздел посвятил природному наследию России, обратив особое внимание на неблагоприятное ее состояние и на необходимость создания эффективной системы управления в природоохранной сфере. Предлагая несколько позиций реализации будущих программ, Президент заявил: «Свою особую принципиальную роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество. Мне не раз приходилось слышать, что экологическое мышление у нас не приживается, потому что общество к этому не готово. Наверное, отчасти это действительно  так. Поэтому…чрезвычайно важна роль экологического воспитания и образования». Вполне важное положение для дальнейшего развития общеобразовательной школы России.

В экологическом воспитании в Ленинградской области накоплен большой позитивный опыт. Наиболее успешен он в широком использовании проектного метода, экологических экспедиций, работе школьных лесничеств и школьных музеев, создании экологических троп, совместной работе с особо охраняемыми природными территориями, всевозможными формами мониторинга и т.д. [16, 11, 22]. Особенно интересны те формы воспитательного процесса,в которых удается сочетать рассмотрение живых объектов природы с изучением истории. Идея хотя бы частичного восстановления Тихвинской водной системы, задуманной еще Петром I, построенной в 1811 г. и функционировавшей до 1966 г., разрабатывалась в СОШ №3 г. Тихвина. С этой целью проводились экспедиционные исследования, выполнены интересные проекты, разработаны туристские  маршруты и т.д. Ряд школьников удостоились высоких наград Президента, Губернатора, стали победителями российских олимпиад по экологии, многих конкурсов. Отметим, что в Ленинградской области сложилась интересная система экологического образования, в которой реализуется комплексная система экологического воспитания. Речь идет об экологических школах. Под экологической школой мы понимаем школу, в которой экологическое воспитание и образование является системообразующим фактором учебно-воспитательной деятельности, обеспечивающей устойчивое положение школы в формировании социокультурной среды территории.

Слайд 5

В послании Президента идет речь и о НОИ «Наша новая школа». «В течение 2011 года для каждой школы надо было создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа». В нашей школе также создана программа развития школы. И она совпадала с концепцией развития воспитательной системы, предложенной ЛОИРО. В  понимании специалистов многие из ныне существующих (или существовавших) экологических школ вполне имеют возможность и стратегию собственного развития в том направлении, которое для них уже знакомый и испытанный путь. Эти школы – перспективный путь для решения задач «Нашей новой школы», и прежде всего экологического воспитания.

 

Также в ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. На основе посланий и в соответствии с Конституцией РФ и законом «Об образовании» создана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В ней образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное  развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

На важность создания единого воспитательного пространства указывает и Ленинградская областная концепция воспитания. В ней сформулирована необходимость объединить воспитательный потенциал социокультурной среды региона и образовательных учреждений. Это позволит создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях к своей малой родине. Становление и развитие человека невозможно вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития. Поэтому для школьника, формирования его личности, требуется глубокая связь с малой родиной. Понятие малой родины включает в себя природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения, социально- экономические условия жизни и людей, окружающих человека (семья, друзья, соседи, школьный коллектив, педагоги). Региональное своеобразие образовательной среды позволяет участникам образовательного процесса формировать эффективное учебно-воспитательное пространство. Огромный воспитательный потенциал несут в себе история, культура и современное развитие Ленинградской области. Наш край внес выдающийся вклад в Российскую культуру. Область выделяется среди других регионов уникальным составом и структурой историко-культурного наследия, насчитывающего около четырех тысяч объектов. Среди них 179 – федерального значения. На территории области расположены 12 исторических городов и поселений – Тихвин, Шлиссельбург, Выборг, Приозерск, Гатчина, Кингисепп, Луга и др. Особую роль в истории нашего Отечества сыграла Старая Ладога – здесь его начало. 40 музеев области помогают решать воспитательные задачи. Среди 389 культовых памятников области есть такие особо ценные объекты как комплекс построек Александро-Свирского Преображенского и Троицкого монастыря в Лодейнопольском районе, Успенский Богородицкий монастырь в Тихвине, церковь Георгия Победоносца в Юксовичах (1493г.) – самый древний храм в регионе и др. Разнообразные по составу памятники – истории, военной и трудовой славы, археологические, архитектурные и градостроительные, усадебные комплексы, краеведческие и др. – дают широкие возможности для проектирования многообразной просветительной и воспитательной деятельности. Огромный вклад в дело военно-патриотического воспитания школьников вносят школьные музеи и комнаты боевой славы.

В Ленинградской области был разработан и реализован во всех школах как региональный компонент интегрированный курс «Природа, история и культура Ленинградской земли». К его изучению привлекались ученики начальной, основной и полной средней школы. Для его научно- методического сопровождения сотрудниками Ленинградского областного института развития образования был подготовлен и издан комплекс изданий, получивший высокую оценку учащихся, родителей, общественности: «Бабочка над заливом» (книга для учащихся начальной школы и семейного чтения), «Серебряный пояс России», «Природа родного края», «История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наших дней», «Экономика и законодательство Ленинградской области», «Экология и природопользование Ленинградской области», «Ленинградская область: знаете ли вы?». В образовательных стандартах и базисных планах нового поколения национально-региональный компонент как таковой исчез. Но потерять то, что наработано в рамках регионального компонента в областной системе  образования, в учебных заведениях нельзя. Содержание пособий из регионального компонента (а это сюжеты о народах нашего края и их быте и духовной жизни, о храмовом строительстве, деревенском зодчестве, культовых памятниках, почитаемых людях, подвигах и победах народа, праздниках и бедах, культуре, традициях и т.д.) можно и нужно использовать в учебном процессе, а также во внеурочной деятельности.

Слайд 6

По словам Щеголевой Людмилы Валентиновны … «Без воспитания человек остаётся на уровне жалкого животного, которое не может обеспечить даже самого себя. Если образование даёт нам человека с эрудицией, то  воспитание создаёт интеллигентную и деятельную личность в лучшем смысле этого слова. Оно лежит в основе того, что называется нравственным обликом человека. Но воспитание, которое должно бы служить краеугольным камнем в жизни современного общества, до сих пор ещё не пользуется ни со стороны общества, ни со стороны правительства тем вниманием, которое оно заслуживает. Идеалом же современного воспитания должно быть воспитание человека со дня его рождения.»

Ещё в Древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо осознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – около 559 до н.э.) полагалось, чтобы отец (речь, конечно, шла о свободных гражданах) обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. А древнегреческий философ Платон (428 или 427-348 или 347 до н.э.) писал о том, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты, но если скверно выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей. Можно сказать, уже с самых древних времён люди понимали, что воспитание приносит много выгод тому, кто его получает и направляет.

Слайд 7

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

Слайд 1

За основу своего доклада я взяла материалы книги «Воспитание в современном образовательном учреждении. Теория и практика» Пособие для специалистов по воспитанию/ Под науч. ред. С. А. Лисицына, С.В.Тарасова.-СПб.: ЛОИРО, 2005.

В своём обращении к читателям книги З.Г.Найденова, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, заслуженный учитель школы России, кандидат педагогических наук, заявила, что в образовательных учреждениях Ленинградской области воспитанию детей и молодёжи уделяется особое внимание.

В концепции обновления российского образования воспитание детей и молодёжи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений.

Задачей развития образовательной среды муниципальных образований Ленинградской области является выстраивание на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения системы целенаправленной деятельности по выявлению, созданию условий для максимального проявления и развития разносторонних талантов детей и подростков.

Слайд 2

Спасская Елена Борисовна в статье « РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМАХ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ» отмечает, что современную школу часто упрекают в снижении ее социализирующего влияния, т.е. в подготовке к самостоятельной жизни. Как показывают  исследования, выпускники школ последних лет отмечают, что роль школы заключалась для них в передаче знаний и общении с друзьями. Что касается роли школы в подготовке ребят к профессиональ-ной, бытовой и семейной жизни, то здесь существуют серьезные проблемы. Конечно, школа не должна брать на себя больше, чем она может взять. И острые темы, все чаще и чаще поднимаемые на разных уровнях, в частности, темы полового воспитания, требуют очень тонкого и деликатного подхода к их решению. Школа должна только обеспечить соответствующей информацией, где родители и дети могут получить соответствующую квалифицированную консультацию специалиста, а не решать эти вопросы на своем уровне, вводя все новые и новые учебные предметы в попытке решить очередную острую социальную проблему. Ведь задача современной школы заключается не только в передаче знаний. Цели современного образования заключаются, прежде всего, в развитии умений у детей самостоятельно жить, действовать и взаимодействовать в обществе, т.е. в том, что называется социальной компетентностью.

Слайд3

По мнению Д.С.Лихачева, нужно больше уделять внимания патриотическому воспитанию, «Любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи». Все это, по мнению нашего выдающегося соотечественника, «начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Еще одно направление, без которого невозможно движение к новому качеству образования, – расширение границ культурного пространства ребенка за счет знакомства с традициями иных народов и этносов России и мира. В условиях многонационального и поликультурного образовательного пространства необходимым условием его нормального развития является формирование толерантных этнокультурных и этноконфессиональных установок, воспитание в обществе уважения к другим культурам, религиям и традициям в качестве одной из важнейших черт социального поведения.  

Опасной тенденцией последних лет стала так называемая шоуизация школьного воспитания, его ориентация на популярные развлекательные телепрограммы. Культивируя шоу как наиболее эффективную форму воспитания, воспитатели и педагоги школ тем самым обедняют детское творчество, сводя его к примитивному копированию телевизионных игр! Дети превращаются в безмолвных зрителей, гостей на празднике.

Создание системы индивидуального сопровождения развития учащихся в образовательном процессе становится социально-педагогическим ответом на запрос общества, озвученный в Национальной программе «Наша Новая школа» и провозглашенный в рамках Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Слайд 4

Паршукова Ирина Леонардовна отмечает, что  падает престиж российского образования, растет число выпускников, не обладающих качествами, обеспечивающими им успешную адаптацию к современному социуму, конкурентноспособность, умение самоопределиться и самоорганизо-ваться. На фоне кризиса семьи система воспитательных воздействий, осуществляемых ОУ, не оказывает должного влияния на становление гражданственности, развитие культуры и поведения детей. В этих условиях необходима новая образовательная политика, стратегия развития образования в РФ, ориентированная на развитие воспитательной практики ОУ. Осуществление данной задачи возможно в условиях другого образовательного стандарта, предусматривающего изменение не только самого понятия и структуры ГОС в системе общего образования, но также системы образования в целом. Новая стратегия образования представлена в Проекте стандартов второго поколения, подготовленном коллективом специалистов ИСИО РАО (А.М.Кондаков, А.Г.Асмолов, А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, В.В.Фирсов, В.П. Дронов, Г.С. Ковалева, В.Р. Кучма, О.А. Карабанова и др.) Идея, взятая за основу разработчиками нового стандарта позволяет занять культурологической составляющей существенные позиции на всех образовательных уровнях, в том числе, предшкольном и начальном школьном. Эта стратегия ориентирует педагогов на построение образовательной деятельности на основе социокультурных задач и актуализирует необходимость целенаправленной работы по развитию и воспитанию культуры подрастающего поколения.

Реализация гуманистических идей возможна только в условиях существенного изменения уклада «школы» в направлении ребенка, его возможностей и потребностей, при этом, основой поиска эффективных технологий непрерывного содержания является педагогика развития. Именно педагогика развития создает условия реализации в практике образования  эффективных личностно-ориентированных здоровье сберегающих технологий.  Хорошо известно, что качество образования - важнейший фактор изменения качества жизни человека и общества. Поэтому, современное качественное образование есть, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности. Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым, помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой.

Таким образом, в условиях социокультурной модернизации России ключевой задачей образования является формирование гражданской  идентичности воспитанников, рассматриваемой как триединство, гармония общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности, необходимое в процессе становления человека. У воспитанника, обладающего гражданской идентичностью, важно сформировать такие ценностные нормативные характеристики личности как:  

  1. Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;  
  2. Гражданский патриотизм:

*  установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;

            * готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий;

            * толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;        

            * осознание своей сопричастности к судьбам человечества;

            * установка на владение универсальными способами познания мира.

В своем послании Федеральному собранию 30 ноября 2010 г. Президент Д.А. Медведев большой раздел посвятил природному наследию России, обратив особое внимание на неблагоприятное ее состояние и на необходимость создания эффективной системы управления в природоохранной сфере. Предлагая несколько позиций реализации будущих программ, Президент заявил: «Свою особую принципиальную роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество. Мне не раз приходилось слышать, что экологическое мышление у нас не приживается, потому что общество к этому не готово. Наверное, отчасти это действительно  так. Поэтому…чрезвычайно важна роль экологического воспитания и образования». Вполне важное положение для дальнейшего развития общеобразовательной школы России.

В экологическом воспитании в Ленинградской области накоплен большой позитивный опыт. Наиболее успешен он в широком использовании проектного метода, экологических экспедиций, работе школьных лесничеств и школьных музеев, создании экологических троп, совместной работе с особо охраняемыми природными территориями, всевозможными формами мониторинга и т.д. [16, 11, 22]. Особенно интересны те формы воспитательного процесса,в которых удается сочетать рассмотрение живых объектов природы с изучением истории. Идея хотя бы частичного восстановления Тихвинской водной системы, задуманной еще Петром I, построенной в 1811 г. и функционировавшей до 1966 г., разрабатывалась в СОШ №3 г. Тихвина. С этой целью проводились экспедиционные исследования, выполнены интересные проекты, разработаны туристские  маршруты и т.д. Ряд школьников удостоились высоких наград Президента, Губернатора, стали победителями российских олимпиад по экологии, многих конкурсов. Отметим, что в Ленинградской области сложилась интересная система экологического образования, в которой реализуется комплексная система экологического воспитания. Речь идет об экологических школах. Под экологической школой мы понимаем школу, в которой экологическое воспитание и образование является системообразующим фактором учебно-воспитательной деятельности, обеспечивающей устойчивое положение школы в формировании социокультурной среды территории.

Слайд 5

В послании Президента идет речь и о НОИ «Наша новая школа». «В течение 2011 года для каждой школы надо было создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа». В нашей школе также создана программа развития школы. И она совпадала с концепцией развития воспитательной системы, предложенной ЛОИРО. В  понимании специалистов многие из ныне существующих (или существовавших) экологических школ вполне имеют возможность и стратегию собственного развития в том направлении, которое для них уже знакомый и испытанный путь. Эти школы – перспективный путь для решения задач «Нашей новой школы», и прежде всего экологического воспитания.

Также в ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. На основе посланий и в соответствии с Конституцией РФ и законом «Об образовании» создана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В ней образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное  развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

На важность создания единого воспитательного пространства указывает и Ленинградская областная концепция воспитания. В ней сформулирована необходимость объединить воспитательный потенциал социокультурной среды региона и образовательных учреждений. Это позволит создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях к своей малой родине. Становление и развитие человека невозможно вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития. Поэтому для школьника, формирования его личности, требуется глубокая связь с малой родиной. Понятие малой родины включает в себя природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения, социально- экономические условия жизни и людей, окружающих человека (семья, друзья, соседи, школьный коллектив, педагоги). Региональное своеобразие образовательной среды позволяет участникам образовательного процесса формировать эффективное учебно-воспитательное пространство. Огромный воспитательный потенциал несут в себе история, культура и современное развитие Ленинградской области. Наш край внес выдающийся вклад в Российскую культуру. Область выделяется среди других регионов уникальным составом и структурой историко-культурного наследия, насчитывающего около четырех тысяч объектов. Среди них 179 – федерального значения. На территории области расположены 12 исторических городов и поселений – Тихвин, Шлиссельбург, Выборг, Приозерск, Гатчина, Кингисепп, Луга и др. Особую роль в истории нашего Отечества сыграла Старая Ладога – здесь его начало. 40 музеев области помогают решать воспитательные задачи. Среди 389 культовых памятников области есть такие особо ценные объекты как комплекс построек Александро-Свирского Преображенского и Троицкого монастыря в Лодейнопольском районе, Успенский Богородицкий монастырь в Тихвине, церковь Георгия Победоносца в Юксовичах (1493г.) – самый древний храм в регионе и др. Разнообразные по составу памятники – истории, военной и трудовой славы, археологические, архитектурные и градостроительные, усадебные комплексы, краеведческие и др. – дают широкие возможности для проектирования многообразной просветительной и воспитательной деятельности. Огромный вклад в дело военно-патриотического воспитания школьников вносят школьные музеи и комнаты боевой славы.

В Ленинградской области был разработан и реализован во всех школах как региональный компонент интегрированный курс «Природа, история и культура Ленинградской земли». К его изучению привлекались ученики начальной, основной и полной средней школы. Для его научно- методического сопровождения сотрудниками Ленинградского областного института развития образования был подготовлен и издан комплекс изданий, получивший высокую оценку учащихся, родителей, общественности: «Бабочка над заливом» (книга для учащихся начальной школы и семейного чтения), «Серебряный пояс России», «Природа родного края», «История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наших дней», «Экономика и законодательство Ленинградской области», «Экология и природопользование Ленинградской области», «Ленинградская область: знаете ли вы?». В образовательных стандартах и базисных планах нового поколения национально-региональный компонент как таковой исчез. Но потерять то, что наработано в рамках регионального компонента в областной системе  образования, в учебных заведениях нельзя. Содержание пособий из регионального компонента (а это сюжеты о народах нашего края и их быте и духовной жизни, о храмовом строительстве, деревенском зодчестве, культовых памятниках, почитаемых людях, подвигах и победах народа, праздниках и бедах, культуре, традициях и т.д.) можно и нужно использовать в учебном процессе, а также во внеурочной деятельности.

Слайд 6

По словам Щеголевой Людмилы Валентиновны … «Без воспитания человек остаётся на уровне жалкого животного, которое не может обеспечить даже самого себя. Если образование даёт нам человека с эрудицией, то  воспитание создаёт интеллигентную и деятельную личность в лучшем смысле этого слова. Оно лежит в основе того, что называется нравственным обликом человека. Но воспитание, которое должно бы служить краеугольным камнем в жизни современного общества, до сих пор ещё не пользуется ни со стороны общества, ни со стороны правительства тем вниманием, которое оно заслуживает. Идеалом же современного воспитания должно быть воспитание человека со дня его рождения.»

Ещё в Древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо осознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – около 559 до н.э.) полагалось, чтобы отец (речь, конечно, шла о свободных гражданах) обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. А древнегреческий философ Платон (428 или 427-348 или 347 до н.э.) писал о том, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты, но если скверно выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей. Можно сказать, уже с самых древних времён люди понимали, что воспитание приносит много выгод тому, кто его получает и направляет.

Слайд 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педсовет

доклад на тему "Воспитательный потенциал урока"...

Доклад к педсовету "Выработка устойчивого внимания у учащихся 1 класса"

В докладе приведены примеры упражнений, в которых детям приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Все упражнения на внимание ведут к выработке устойчивости внимания, что естествен...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ

С 1 сентября 2011 года школа включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второгопоколения....

Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....

Доклад к педсовету

Доклад к педсовету на тему "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации". Презентация к докладу....

Доклад на педсовете:"Из опыта работы по ФГОС".

Доклад можно использовать на педсовете....

Доклад на педсовет «ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ».

ПРОЕКТНАЯ   ТЕХНОЛОГИЯ.  ПРАКТИКА  РЕАЛИЗАЦИИ.В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя раз...