Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе с уровня начального образования на основной
статья (4 класс) на тему

Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе с уровня начального образования на основной

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием.

 Признаки успешной адаптации пятиклассника:

-удовлетворенность ребенка процессом обучения;

-ребенок легко справляется с программой;

-степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;

-удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей 4-х классов и учителей приступающих к работе с пятиклассниками. Необходимо:

- иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;  

  - наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 класс);

- знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.  

А в этом может помочь:

- система открытых уроков, на которых отслеживается самими педагогами динамика изменений методов (способов), форм и содержания образовательного процесса от 1 к 6 классу;

- организация совместными усилиями завучей итоговых срезов за курс 4 класса и «стартовых» срезов в 5 классе с последующим анализом;

- проведение специальных деловых игр и тренингов по проблеме преемственности обучения.

Приоритетной целью образования по ФГОС является развитие личности готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Для начального общего образования приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.

Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

Для развития контрольно-оценочной самостоятельности школьников необходимо:

-составлять проверочные задания разного типа и уровня сложности;

- распределять задания по степени сложности;

-создавать образцы для проверки работы;

-вырабатывать критерии оценки учебной работы…

-необходимо особое внимание уделить индивидуальной работе

учащихся по созданию в учебных курсах «карты знаний», работе с ней и последующему ее анализу.

«Карта знаний» по предмету- это может быть специальная тетрадь, например, «Мои успехи и достижения по русскому языку, где в схематической форме фиксируются основные предметные

 направления. Такая карта может помочь учащимся целенаправленно выбирать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете.

Приоритетной задачей начальной ступени является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения.

Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения, во-первых, потому что они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников, а во-вторых, потому что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля.

Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения. Это и в среднем звене позволяет успешно продолжать формирование навыков самообучения.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться в начальных классах. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

Необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся:

- экскурсии (на основе наблюдений учащиеся самостоятельно делают выводы);

- диспуты, с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;

- практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;

- мини-лекции, с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала;

-письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точками зрения…

Для становления способности к самообразованию, очень важно развивать письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Поэтому конец четвертого класса и весь переходный этап (5-6 класс) должен стать местом, где может произойти следующий шаг в развитии учебного сотрудничества - переход к письменным формам ведения дискуссии.

Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

             Например, по мнению многих учителей-предметников, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается прежде всего в работе с текстами. В начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с учебником. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута и поэтому вызывает трудности. Кроме этого, основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, - это художественные тексты или научно-популярные статьи (описания), апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе “учитель-ученик”.

«Скажи  мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Позволь мне  сделать,

и это останется моим навсегда».

 ( из восточной  мудрости)

     Основным направлением модернизации общего образования является деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.  

Активные методы обучения при деятельностном характере образования:

 Тренинги, консультации;

Диспуты, дискуссии;

Круглые столы;

Конференции;

«Мозговой штурм»;

Мастер - классы;

Ролевые и деловые игры;

Моделирование и выполнение проектов;

Обучение действием…

        Активные методы обучения позволяют учащимся учиться по способностям, ежедневно приобретать навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. Ученик не только активно усваивает новые знания, но и приобщается к опыту творческой активности, учится планировать свою деятельность, разрабатывать взаимозадания, помогать другому, контролировать, т.е. приобретает умение не только учиться, но и учить. Активизировать познавательную деятельность учащихся можно, используя различные приемы работы с текстом учебника или математическим текстом.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

 

Тема  урока  « Прямоугольник»

 Учащиеся уже знакомы с данной темой, но некоторые понятия им ещё не известны. Для изучения данной темы на каждую парту раздаётся лист с текстом о прямоугольнике.

«Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы являются прямыми.

Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение -не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать четырьмя разными способами:

ABCD,   BCDA,   CDAB,   DABC.

У прямоугольника четыре стороны. Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон.

Длины сторон помогают найти периметр прямоугольника. Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить длины двух соседних сторон и сумму увеличить в два раза.

Р = 2-(а + b).

Площадь прямоугольника находится по формуле:

S = а-b, где a u b-стороны прямоугольника.

В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ - отрезок, соединяющий две противоположные  вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.»

Задания: прочитать внимательно данный материал, отметить карандашом по тексту то, что уже известно и выписать в тетрадь ещё незнакомые понятия - диагональ.

(Создается ситуация к постановке учебной цели)

После работы с текстом учитель организует обсуждение прочитанного материала

 Фронтальный опрос по вопросам для закрепления теоретического материала.

Обучение действием на уроке по теме« Свойства  углов треугольника»

Задание: Постройте в тетради  два  разных  треугольника. Для каждого треугольника измерьте углы и найдите их сумму. Два человека  выполняют эту работу  на  доске,  остальные в тетрадях. Результаты  обсуждаются  всем классом, Делается  вывод: Сумма углов в треугольнике равна 180 градусов.

 

Таким образом, при обучении учащихся приемам учебной деятельности, обеспечивается не только высокий уровень учебного материала, но и более высокий уровень мышления и умения учиться.

Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавливание;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи;

- комплексный анализ текста.

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы:

Текст 1.

Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло.

В август..в природ.. улавливают.. приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.

Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц.

Когда в полдень припекает со..нце, замечает.. особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.

Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.

(По А. Марину.)

1.Озаглавьте текст.

2.Тема текста

3. Основная мысль текста

4.Стиль текста

5.Тип текста

6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова  еще

8. Найдите и выпишите из текста эпитеты

9. Разберите по составу следующие слова:

прохлада,        душистые,        припекает

10.Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.

11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.

12.Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение успешной адаптации учащихся 5 класса

Проблемы, которые возникнут перед пятиклассниками в начале учебного года, для учителей – предметников кажутся мелкими и неприметными, но в совокупности рождающие Большую Проблему для ребенка....

Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную

Доклад к педаггическому совету "Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную"...

Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную.

Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную. Проблема адаптации пятиклассников в основной школе существует всегда. Переход детей из начальног...

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование.

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование. Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.Сегодняшняя школ...

Презентация по теме: "Успешная адаптация ребенка при переходе с начального на основной уровень образования"

Презентация по теме: "Успешная адаптация ребёнка при переходе с начального на основной уровень образования"...

Презентация "Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе с уровня начального образования на основной"

Презентация "Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе с уровня начального образования на основной"...