О практике внедрения ФГОС для детей с ОВЗ и для детей с нарушениями интеллекта
презентация к уроку по теме

Дымченко Людмила Андреевна
ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ И УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О практике внедрения ФГОС для детей с ОВЗ и для детей с нарушениями интеллекта Л. А. Дымченко, учитель начальных классов МБОУ СОШ№20 г. Донецка

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ И УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Слайд 3

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Слайд 4

Статья 5 . Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 5

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). 2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. 3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Слайд 6

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Слайд 7

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; … 8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Слайд 8

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Слайд 9

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся 9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Слайд 10

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Слайд 11

Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п . 28). Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок (например, лиц с нарушениями зрения – слепых, слабовидящих; лиц с нарушением слуха – глухих, слабослышащих и т.д.). При этом адаптированию и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и мн. др.). КОММЕНТАРИИ К ФЗ №273

Слайд 12

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы: В c еобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года) Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Конституция РФ Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы » № 761 от 01.06.2012

Слайд 13

ФГОС ДО ФГОС дошкольного образования 25 ноября 2013 г. ФГОС НОО ФГОС начального общего образования (1-4 кл .) 6 октября 2009 г. ФГОС ООО ФГОС основного общего образования (5-9 кл .) 17 Декабря 2010 г. ФГОС СОО ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл .) 15 июня 2012 г. ФГОС НОО ОВЗ ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (срок обучения от 4 до 6 лет) ФГОС ОО УО ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (срок обучения от 9 до 13 лет ) Федеральные государственные образовательные стандарты Утверждение в МОиН РФ 19.12.2014 Зарегистрированы в Минюсте 03.02.2015 Введение в действие с 01.09.2016 Уровневое образование Не предусмотрено уровневое образование Стандарты имеют единую нормативную базу

Слайд 14

Приказами Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.: №1598 утвержден ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, №1599 утвержден ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Слайд 15

Предмет регулирования федеральных государственных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС обучающихся с ОВЗ) ФГОС начального общего образования регулирует отношения в сфере образования в отношении следующих групп обучающихся с ОВЗ: срок освоения 4-6 лет глухие, слабослышащие, позднооглохшие; слепые, слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) регулирует отношения в сфере образования в отношении следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) срок освоения 9 -13 лет с легкой умственной отсталостью; с умеренной умственной отсталостью; с тяжелой и глубокой умственной отсталостью; с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Слайд 16

Реализация федеральных государственных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья СТАНДАРТЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ К ПРАВООТНОШЕНИЯМ, ВОЗНИКШИМ С 01 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ, ЗАЧИСЛЕННЫХ ДО 01 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО НИМ ДО ЗАВЕРШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 17

закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование ; в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»; определены 4 варианта образовательных программ; снятие «постулата необучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым . Инновационность ФГОС

Слайд 18

Обеспечение нормативно-правовой базы полномасштабной интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство страны Описание структуры, условий, планируемых результатов обучения 9-ти категорий обучающихся Гарантируется удовлетворение особых образовательных потребностей – специальная помощь детям с ОВЗ, способным получать образование в условиях инклюзии Гарантируется целенаправленная и систематическая организация взаимодействия (интеграция) обучающихся с ОВЗ со сверстниками без таких ограничений О концептуальных положениях «специальных ФГОСов»

Слайд 19

Требования «специальных ФГОСов» К структуре АООП (в том числе соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему); К условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; К результатам освоения АООП.

Слайд 20

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - совокупность обязательных требований к начальном общему образованию разных групп детей: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра

Слайд 21

Группы обучающихся с ОВЗ Варианты АООП НОО Глухие 1.1 1.2 1.3 1.4 Слабослышащие и позднооглохшие 2.1 2.2 2.3 Слепые 3.1 3.2 3.3 3.4 Слабовидящие 4.1 4.2 4.3 4.4 С тяжелыми нарушениями речи 5.1 5.2 С НОДА 6.1 6.2 6.3 6.4 С ЗПР 7.1 7.2 С РАС 8.1 8.2 8.3 8.4 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Варианты АООП НОО Не достигается уровень НОО Достигается уровень НОО

Слайд 22

категория обучающихся Программа Варианты ФГОС в зависимости от интеллектуального развития ребенка глухие Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)для глухих обучающихся Вариант 1.1 (для обучающихся с нормой интеллекта) Вариант 1.2 (для обучающихся с ЗПР) Вариант 1.3 (для обучающихся с лёгкой у/о) Вариант 1.4 (для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой у/о) Слабослышащие и позднооглохшие АООП для слабослышащих и позднооглохших обучающихся Вариант 2.1 (для обучающихся с нормой интеллекта) Вариант 2.2 (для обучающихся с ЗПР) Вариант 2.3 (для обучающихся с лёгкой у/о) слепые АООП для слепых обучающихся Вариант 3.1 (для обучающихся с нормой интеллекта) Вариант 3.2 (для обучающихся с ЗПР) Вариант 3.3 (для обучающихся с лёгкой у/о) Вариант 3.4 (для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой у/о) слабовидящие АООП для слабовидящих обучающихся Вариант 4.1 (для обучающихся с нормой интеллекта) Вариант 4.2 (для обучающихся с ЗПР) Вариант 4.3 (для обучающихся с лёгкой у/о) нарушения речи АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Вариант 5.1 (для обучающихся, у которых коррекция речевых нарушений возможна в условиях логопедического пункта) Вариант 5.2 (только для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: логопедический д/с, речевая школа) нарушения опорно-двигательного аппарата АООП для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата Вариант 6.1 (для обучающихся с нормой интеллекта) Вариант 6.2 (для обучающихся с ЗПР) Вариант 6.3 (для обучающихся с лёгкой у/о) Вариант 6.4 (для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой у/о) задержка психического развития АООП для обучающихся с задержкой психического развития Вариант 7.1 (обучающиеся с ЗПР, ближе к возрастной норме) Вариант 7.2 (обучающиеся с ЗПР с более выраженным отставанием от возрастной нормы) расстройства аутистического спектра АООП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра Вариант 8.1 (для обучающихся с нормой интеллекта) Вариант 8.2 (для обучающихся с ЗПР) Вариант 8.3 (для обучающихся с лёгкой у/о) Вариант 8.4 (для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой у/о) умственная отсталость АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 (для обучающихся с лёгкой у/о) Вариант 2 (для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой у/о) Образовательная программа в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами для детей с ОВЗ

Слайд 23

Варианты сроков освоения требований Стандарта обучающимися с легкой умственной отсталостью

Слайд 24

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июля 2015 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.3286-15 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" ВВОДЯТСЯ В ДЕЙСТВИЕ С 1 СЕНТЯБРЯ 2016 Г. ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1015 (В РЕД. ПРИКАЗОВ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 13.12.2013 N 1342, ОТ 28.05.2014 N 598, ОТ 17.07.2015 N 734) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Слайд 25

almanah.ikprao.ru fgos-ovz.herzen.spb.ru www.edu-open.ru www.inclusive-edu.ru ipio.mgppu@gmail.com www.apkpro.ru Информацию о работе с детьми с ОВЗ, а также о ФГОС для детей с ОВЗ можно узнать на сайтах:

Слайд 26

Баракова Е.И. Презентация «Основные правовые и нормативные документы, регламентирующие возможность и условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья». Жаворонкова Лилия Викторовна. Презентация « Гарантии и права на получение качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Кутепова Елена Николаевна. Презентация «Организация деятельности образовательных организаций в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями». Отставнова Т.О. Презентация «Основные положения федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Панасенкова М.М. Презентация ««Специальные требования в ФГОС ООО для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования». Сацевич Сергей Васильевич. Презентация «Учебно-методическое обеспечение реализации новых ФГОС образования обучающихся с ОВЗ». Используемые интернет ресурсы

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по специальной психологии детей с нарушением интеллекта ТЕМА «Внимание умственно отсталых детей»

Контрольная работа была написана на основе опыта работы с детьми с нарушением интеллекта. В этой работе описано,чем отличается внимание у умственно отсталого ребёнка, от внимания ребёнка с сохранным и...

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Адаптивная образовательная программа для детей с нарушением интеллекта по предмету "Речевая практика" 1 класс.

Адаптивная образовательная программа для детей с нарушением интеллекта по предмету "Речевая практика" 1 класс....

Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта

Статья , в которой описываеися характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями...

Доклад "Практика внедрения ФГОС: опыт и проблемы»

Доклад о практике внедрения ФГОС НОО в МКОУ СОШ №13....

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...