Выявление детских дарований.
статья на тему

Боброва Екатерина Александровна

Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить   (дарования) способности ребенка и помочь ему развить их. Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личностью в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

               Выявление  детских  дарований.

                                                                                                                  Боброва Е.А.

                                                                                                                  учитель  начальных  классов

                                                                                                                  МБОУ « Средняя  школа №7»

                                                                                                                  г.Няндома

                                                              Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
                                                             видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый 
                                                            день они заново придумывают свою жизнь. Они любят 
                                                            экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего 
                                                            мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг
 )


Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить   (дарования) способности ребенка и помочь ему развить их. Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личностью в целом.

Что такое (дарования) способности?

Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и легкость ее освоения. Задатки составляют основу для развития склонностей и являются по своей сути физиологическими особенностями строения организма ребенка. Способности обладают количественными и качественными характеристиками. Первая измеряет уровень выраженности той или иной склонности у индивида. Вторая включает в себя разные, составляющие их компоненты.

Все способности подразделяются на природные и специфические.

Природные основываются на биологических особенностях ребенка (задатках). Например, к ним можно отнести восприятие и способность к коммуникации с другими индивидами. Специфические же обусловлены общественными и историческими факторами. Их развитие определяет дальнейшую жизнь ребенка и его взаимодействие с социальной средой.

Методы определения (дарований) способностей:

Успешность развития способностей у учащихся младших классов в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети.

Существуют методы для определения дарований детей:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в учреждении образования, во внешкольной деятельности)
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками;
  • проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одарённости. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».

  1. Для выявления литературных  дарований ребенка используется методика(1) экспертных оценок Лосева  А.А.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком.

Критерии оценки:

- Может легко «построить» рассказ.

- Придумывает что-то новое и необычное.

- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

- Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета.

- Умеет передать эмоциональное состояние героев.

- Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события.

- Любит сочинять рассказы или сказки.

- Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

По  итогам  наблюдений  заполняется  таблица,  суммируются  баллы по всем характеристикам внутри данной «области» таланта  формулируется  вывод.

  1. Для выявления интеллектуальной одаренности ребенка  используется методика(2) экспертных оценок Лосева  А.А.

Эта методика также проводится на основе наблюдений за ребенком.

Если какая-то характеристика :

   -Высокая познавательная активность, мобильность.

  - Быстрота и точность выполнения умственных операций.

  - Устойчивость внимания.

  - Оперативная память.

  - Навыки логического мышления.

     - Богатство активного словаря.

     - Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций.

     - Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

     - Развитость творческого мышления и воображения.

     - Владение основными компонентами умения учиться.

     - Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

     - Возможность предвосхищения результата деятельности.

присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов (12) и полученное число запишите. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития.

Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается, высокие оценки  не являются существенными признаками гениальности. Зачастую случается так, что люди с такими оценками незаметно для окружающих проводят дни своей жизни, а люди со средним значением добиваются в своей профессии выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность (в обучении и конкретной деятельности) зависит от специфических интеллектуальных способностей, оригинальности, целеустремленности и т.д. По этим причинам сколько-нибудь категорическое экспертное заключение по тестовым данным об интеллектуальном потенциале, развития ребенка является в моральном плане недопустимым, в научном – необоснованном.

3. Выявление креативно одаренных детей (построено на основе методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»).

Методика  диагностирования :игры

1. Игры «Теремок» и «Дразнилка» (Анализируется  оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи.)

2.Игра:  «Предложи выход из ситуации». (Анализируется  гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи.)

3.Игра «Как использовать предмет?» (Продуктивность мышления  способность к генерированию большого числа идей.)

5.Сказочная задача «Как перенести воду в решете?».( Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые  решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.)

6.Игра «Внутри – снаружи». (Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез -  объединение в единую структуру.)

4. Для выявления  художественно одаренных детей используется тест Торранса .Краткий тест. Фигурная форма.

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста  представляет собой задание «Закончи рисунок».

5. Выявления артистических способностей у детей строится на основе экспертных оценок Лосева  А.А.

Методы диагностирования:

1. Наблюдения за ребенком в процессе игровой, театрализованной деятельности, во время выступлений на утренниках, праздниках.

2. Беседа с ребенком. Беседа с родителями.

3. Анкетирование родителей.

4. Обработка полученных данных.

                                                               

6. Выявление музыкально одаренных детей.

   Основные методы отслеживания и выявления музыкальной одарённости – это наблюдение за деятельностью детей и тестирование.

   Вокальная одаренность проявляется в чистоте интонирования звуков мелодической линии песни. Для выявления этой одарённости нужно попросить ребёнка спеть знакомую песенку. Если ребёнок чисто интонирует мелодию, можно с уверенностью включить дошкольника в разряд вокально одарённых детей.

Танцевально одарённых, творчески способных  детей можно выявить с помощью включения на занятиях разнохарактерной музыки. Попросить детей придумать каждого свой танец.  Наблюдая за ними, можно выявить ритмично двигающихся, пластичных  детей, которые согласовывают свои движения с музыкой. Творчески одарённые дети будут придумывать интересные импровизационные танцевальные композиции.

         

7. Выявление спортивно одаренных детей.

   С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремиться к движениям.  Детская одаренность – это хрупкая субстанция. Для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие ребенка таким, какой он есть, вера в большие возможности его позитивных изменений, уважение к личности ребенка и его творческим проявлениям

   Наблюдения педагогов дают возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить развитие, а помочь детям раскрыть их одаренность и развивать. При этом помнить 3 правила:

  1. Помоги, но не навреди.
  2. Заинтересуй, но не настаивай.
  3. Учитывай индивидуальность.

Литература 
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981. 
Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989. 
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. 
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. 
Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. 
Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль-конкурс "Молодые дарования Кубани"

Статья в газете "Белореченская правда" о фестивале-конкурсе "Молодые дарования Кубани"...

Детские дарования. Пути их выявления.

Детские  дарования. Пути  их  выявления....

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

Развитие мелкой моторики у обучающихся начальных классов , через занятие в кружке "Очумклые ручки"...

Игра - как инструмент выявления лидера в детском коллективе

Игра как инструмент Игра как инструмент лидера может проявляться для:·         самопрезентации – этот человек интересен;·...

Система работы по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Цель: Создание единого раз...