Выявление детских дарований.
статья на тему
Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить (дарования) способности ребенка и помочь ему развить их. Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личностью в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление детских дарований.
Боброва Е.А.
учитель начальных классов
МБОУ « Средняя школа №7»
г.Няндома
Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг )
Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить (дарования) способности ребенка и помочь ему развить их. Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личностью в целом.
Что такое (дарования) способности?
Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и легкость ее освоения. Задатки составляют основу для развития склонностей и являются по своей сути физиологическими особенностями строения организма ребенка. Способности обладают количественными и качественными характеристиками. Первая измеряет уровень выраженности той или иной склонности у индивида. Вторая включает в себя разные, составляющие их компоненты.
Все способности подразделяются на природные и специфические.
Природные основываются на биологических особенностях ребенка (задатках). Например, к ним можно отнести восприятие и способность к коммуникации с другими индивидами. Специфические же обусловлены общественными и историческими факторами. Их развитие определяет дальнейшую жизнь ребенка и его взаимодействие с социальной средой.
Методы определения (дарований) способностей:
Успешность развития способностей у учащихся младших классов в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети.
Существуют методы для определения дарований детей:
- различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в учреждении образования, во внешкольной деятельности)
- специальные психодиагностические тренинги;
- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками;
- проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одарённости. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».
- Для выявления литературных дарований ребенка используется методика(1) экспертных оценок Лосева А.А.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком.
Критерии оценки:
- Может легко «построить» рассказ.
- Придумывает что-то новое и необычное.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета.
- Умеет передать эмоциональное состояние героев.
- Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события.
- Любит сочинять рассказы или сказки.
- Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
По итогам наблюдений заполняется таблица, суммируются баллы по всем характеристикам внутри данной «области» таланта формулируется вывод.
- Для выявления интеллектуальной одаренности ребенка используется методика(2) экспертных оценок Лосева А.А.
Эта методика также проводится на основе наблюдений за ребенком.
Если какая-то характеристика :
-Высокая познавательная активность, мобильность.
- Быстрота и точность выполнения умственных операций.
- Устойчивость внимания.
- Оперативная память.
- Навыки логического мышления.
- Богатство активного словаря.
- Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций.
- Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
- Развитость творческого мышления и воображения.
- Владение основными компонентами умения учиться.
- Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
- Возможность предвосхищения результата деятельности.
присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов (12) и полученное число запишите. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития.
Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается, высокие оценки не являются существенными признаками гениальности. Зачастую случается так, что люди с такими оценками незаметно для окружающих проводят дни своей жизни, а люди со средним значением добиваются в своей профессии выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность (в обучении и конкретной деятельности) зависит от специфических интеллектуальных способностей, оригинальности, целеустремленности и т.д. По этим причинам сколько-нибудь категорическое экспертное заключение по тестовым данным об интеллектуальном потенциале, развития ребенка является в моральном плане недопустимым, в научном – необоснованном.
3. Выявление креативно одаренных детей (построено на основе методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»).
Методика диагностирования :игры
1. Игры «Теремок» и «Дразнилка» (Анализируется оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи.)
2.Игра: «Предложи выход из ситуации». (Анализируется гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи.)
3.Игра «Как использовать предмет?» (Продуктивность мышления способность к генерированию большого числа идей.)
5.Сказочная задача «Как перенести воду в решете?».( Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.)
6.Игра «Внутри – снаружи». (Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез - объединение в единую структуру.)
4. Для выявления художественно одаренных детей используется тест Торранса .Краткий тест. Фигурная форма.
Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста представляет собой задание «Закончи рисунок».
5. Выявления артистических способностей у детей строится на основе экспертных оценок Лосева А.А.
Методы диагностирования:
1. Наблюдения за ребенком в процессе игровой, театрализованной деятельности, во время выступлений на утренниках, праздниках.
2. Беседа с ребенком. Беседа с родителями.
3. Анкетирование родителей.
4. Обработка полученных данных.
6. Выявление музыкально одаренных детей.
Основные методы отслеживания и выявления музыкальной одарённости – это наблюдение за деятельностью детей и тестирование.
Вокальная одаренность проявляется в чистоте интонирования звуков мелодической линии песни. Для выявления этой одарённости нужно попросить ребёнка спеть знакомую песенку. Если ребёнок чисто интонирует мелодию, можно с уверенностью включить дошкольника в разряд вокально одарённых детей.
Танцевально одарённых, творчески способных детей можно выявить с помощью включения на занятиях разнохарактерной музыки. Попросить детей придумать каждого свой танец. Наблюдая за ними, можно выявить ритмично двигающихся, пластичных детей, которые согласовывают свои движения с музыкой. Творчески одарённые дети будут придумывать интересные импровизационные танцевальные композиции.
7. Выявление спортивно одаренных детей.
С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремиться к движениям. Детская одаренность – это хрупкая субстанция. Для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие ребенка таким, какой он есть, вера в большие возможности его позитивных изменений, уважение к личности ребенка и его творческим проявлениям
Наблюдения педагогов дают возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить развитие, а помочь детям раскрыть их одаренность и развивать. При этом помнить 3 правила:
- Помоги, но не навреди.
- Заинтересуй, но не настаивай.
- Учитывай индивидуальность.
Литература
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль-конкурс "Молодые дарования Кубани"
Статья в газете "Белореченская правда" о фестивале-конкурсе "Молодые дарования Кубани"...
Детские дарования. Пути их выявления.
Детские дарования. Пути их выявления....
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
Развитие мелкой моторики у обучающихся начальных классов , через занятие в кружке "Очумклые ручки"...
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
педагогическая статья...
Игра - как инструмент выявления лидера в детском коллективе
Игра как инструмент Игра как инструмент лидера может проявляться для:· самопрезентации – этот человек интересен;·...
Система работы по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Цель: Создание единого раз...