Статья на тему "Возрастные особенности современных школьников"
статья на тему
Возрастные особенности современных школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_sovremennyh_shkolnikov.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Возрастные особенности современных школьников».
В настоящее время проблема изучения возрастных особенностей школьников очень важна не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы наиболее эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность.
Изучение этой темы дает огромную возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. При рассмотрении данной тематики можно сделать сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показать их влияние на организацию учебной деятельности.
Хочется отметить, что современные школьники по всем характеристикам значительно уступают своим родителям в их детстве. В то время не было всех этих инновационных технологий: компьютеров, различных игр. Сейчас наши дети более информированы, активны и достаточно эрудированы.
Важной особенностью современных школьников является обширная информированность по любым вопросам. Если дети прошлых лет ощущали определенный информационный голод, то сегодня они имеют доступ к огромному объему информации. Современные дети довольно легко могут ориентироваться в регулярно изменяющемся информационном пространстве. Уже с самого рождения окруженные электроникой, дети отлично ориентируются в новых технологиях и с огромным нетерпением относятся к технической некомпетентности других.
Для современного школьника является характерным стремление к реальной самостоятельности, которая представляется ему как свобода, к самопознанию, желание занять хорошее положение в школьном коллективе.
Имеются ли характерные для сегодняшних школьников особенности в развитии их интеллектуальных способностей, и каковы эти особенности? Ответ на этот вопрос всегда актуален как для современной науки, так и для практики организации учебно-образовательного процесса. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что изучение закономерностей развития познавательных способностей и их формирования в учебной деятельности в период роста и развития человека является одной из важных теоретических и научно-практических задач современности.
В этой статье я постараюсь более подробно вас ознакомить с возрастными особенностями современных школьников.
С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Возраст - это характеристика онтогенетического развития человека. Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека.
Конечно возраст - это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди и отличаются друг от друга, благодаря ему можно сказать о неповторимости и оригинальности людей.
Возраст, по определению Л.С. Выготского, - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях "эпохи", равные одному году, трем, пяти годам. При определении понятия "возраст" А.Н. Леонтьев отмечает: "Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений - есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики". В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.
В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок - общественный взрослый" и "ребенок - общественный предмет". Возраст впервые представлен по цепочке в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:[1]
1.Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.
2.Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.
3.Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.
Отечественные психологи В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов сформулировали свод принципов, характеризующих процессы развития в детстве и отрочестве. Знание этих принципов, их понимание нужно для организации конструктивного взаимодействия с детьми, построения содержательной работы педагога.
Творческий характер развития. Главное в развитии - порождение опыта. Ведущая роль социокультурного контекста развития. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания.
Ведущая деятельность, законы ее смены как основа периодизации детского развития.
Зона ближайшего развития как метод диагностики способностей и возможного направления в развитии ребенка. Амплификация детского развития как условие разностороннего воспитания ребенка.
Непреходящая ценность каждого этапа развития.
Принцип единства аффекта и интеллекта или принцип активного деятеля.
В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста к другому сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят различные изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно решить. Преодоление кризиса означает переход на более высшую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).
Возраст - это категория, означающая качественно специфическую ступень онтогенетического развития, это временные характеристики индивидуального развития.
Когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, то мы имеем дело с развитием. Развитие характеризуется более качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов и процессов, новых структур. X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии.
Я думаю, что актуальным является детство человека, поскольку именно в этот возрастной период он должен проходить этап развития, связанный с обучением в школе.
Этапы детства человека - это продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и много лет назад. Нельзя стремиться изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие.[2]
Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л.С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом обществе, считал он, «имеет совершенно определённый классовый смысл». Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское. Так, в литературе XIX века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей .
Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии очень вырос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими.
Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества .
В психологии принимаются различные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 70-е годы Д.Б. Эльконин предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене ведущей деятельности:
1) игра - дошкольники;
2) обучение - младшие школьники;
3) общение интимно-личное - подростки;
4) деятельность учебно-профессиональная - юноши.
В культурно-исторической концепции Л.С.Выготского возраст рассматривается как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.[3]
Каждый возрастной период, стабильный или критический, является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Сложность возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.
Обязательным для детей осталось только посещение школы, где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Именно в школе необходима терпимость по отношению друг к другу, несмотря на цвет кожи, социальное положение, разность точек зрения. Учить терпимо, относиться к самобытности, мирному решению конфликтов, толерантности - первостепенная задача преподавателя. Ведь именно школа является тем специальным институтом, в котором формируется личность ребенка на огромном и важном возрастном отрезке жизни человека.[4]
В современных условиях проблема толерантности стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют негативный жизненный опыт. Неблагополучие семей, где, прежде всего, начинается воспитание ребенка, предопределяет уровень развития его толерантности. Круг общения и неустроенность быта приводят к нетерпимости учащихся ко всему. Агрессивность, насмешки детей наблюдаются не только на переменах, но и конечно на уроках. Таким образом, дети в школе попадают в группу риска толерантности: в силу общих проблем культуры и образования нашей страны, и неблагополучия той среды, в которой они выросли. Поэтому воспитание толерантности - одна из важнейших задач современной школы.
На уроках гуманитарного цикла, таких как история и обществознание, где основной формой работы является диалог учителя и учеников, школьники учатся излагать свои мысли и слушать собеседника, должны овладеть навыками работы в группе и различными социальными ролями в коллективе. Они должны знать способы взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, быть эмоционально устойчивыми в общении и лояльными к различным точкам зрения по исследуемому вопросу.
Важным вопросом является роль и позиция педагога в процессе такой совместной деятельности. Учитель может выступать только с позиции соучастия и сотрудничества. Большое значение имеет готовность педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность воспитанника.
Собственные коммуникативные и организационные навыки учителя подвергаются значительной нагрузке и проверке. Поэтому личные качества педагога - гибкость мышления, эмпатия - играют определенную роль в создании положительного образа толерантного человека.
Чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения: позитивное влияние похвалы, улыбки и негативное влияние хмурого взгляда. Реакция педагога при проявлении ученической нетерпимости направлена не столько на ее искоренение, сколько на утверждение толерантности. А самое главное -любить и уважать личность каждого ребенка.[5]
Безотносительно решения вопроса о детерминации возрастных особенностей, концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов.
Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики подчеркивается в современной отечественной и зарубежной психологии. Возрастные ступени относительны и условно усреднены, но это не исключает индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом человеку на конкретном этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение.
Специфические характеристики возраста определяются :
1) особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения;
2) изменением характера воспитания в семье;
3) формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности;
4) особенностями физиологического развития.
Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны - границы возраста подвижны и изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.
Каждый возраст в человеческой жизни имеет какие-то определенные нормативы, с помощью которых можно оценить адекватность развития индивида и развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного. Переход к следующему возрастному этапу происходит в форме кризисов возрастных.
Любой вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, об истории детства в целом, без решения которых нельзя составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. Согласно взглядам советских психологов, изучать детское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях.
Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Учет возрастных особенностей - один из основных педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям.
С возрастом меняются отношения растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, потому что меняются потребности, интересы, убеждения человека, меняются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития.
Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно. Например, в Толковом словаре С.И.Ожегова так определяются понятия подростка и юноши: «Подросток - мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству», «Юноша - человек в возрасте, переходном от отрочества к зрелости».
Сложность возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
Общение со сверстниками - необходимое условие психического и личностного развития ребенка на всех этапах онтогенеза, но оно выполняет свою функцию только тогда, когда у ребенка одновременно есть общение с умным, доброжелательным и нравственно воспитанным взрослым. Именно в таком общении происходят проверка и понимание тех ценностей, которые формируются в среде сверстников. Именно в общении со старшими ребенок усваивает целостную систему нравственных и иных ценностей и идеалов, типичных для данного общества и специфической социальной среды.
В старшем школьном возрасте или ранней юности общение со взрослыми приобретает судьбоносное значение в связи с возникающими у старшеклассников проблемами перспективного жизненного самоопределения. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подросткового и старшего школьного возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях и пр. Все это во много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.
В школе никто не занимается специальной организацией деятельности общения. Это важнейшее условие развития личности давно пустили на самотек: как у кого из подростков оно сложится или не сложится - взрослых мало волнует, главное, чтобы дети учили уроки. Поэтому перед психологом-педагогом встает сложнейшая задача: четко организовать ведущую для подросткового и старшего школьного возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия - детей друг с другом, детей и взрослого.[6]
Одно из возможных решений этой задачи - разработка психологом-педагогом или использование им имеющихся в психологической литературе личностных развивающих программ, способных помочь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее.
Наиболее эффективно реализуются эти программы в групповых формах работы, что объясняется не только той особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм психологической работы. Здесь важен вопрос о преемственности этих программ в соответствии с основными потребностями возрастного развития.
Успех воспитания будет зависеть от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
В настоящее время, принято следующее деление детства на такие возрастные периоды:
1) младенческий - от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц - период новорожденности;
2) преддошкольный возраст - от 1 года до 3 лет;
3) дошкольный возраст - от 3 до 7 лет;
4) младший школьный возраст - от 7 до 11-12 лет;
5) средний школьный возраст (подростковый) - от 12 до 15 лет;
6) старший школьный возраст (юношеский) - от 15 до 18 лет.
Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается огромная вариативность в этом отношении. Мы должны понимать и иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся никак нельзя считать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.
Все прекрасно понимают, что к 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу - все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.
У каждого ребенка поступлением в школу меняется весь строй жизни, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным занятием становится учение. Я всегда наблюдаю за детьми младшего школьного возраста. В этом возрасте им нравиться учиться, у них есть интерес к школе. Ведь это новые друзья, новые интересные занятия. Но привыкнуть к этому сразу нелегко. Процесс обучения определяет добросовестное и ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Они с нетерпением ждут оценок, похвалу. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Учащиеся в данном возрасте считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает их ещё лучше учиться. Стараться добиться ещё большего результата. Мне это очень знакомо. Я лучше всего понимаю возрастные особенности детей младшего возраста. Так как работаю учителем начальных классов. Из года в год приходиться наблюдать за их возрастными изменениями.
Дети в этом возрасте с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им очень хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению.
В этом возрасте дети, конечно, не забывают об играх. Они очень быстро устают, готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в одной позе, любят бегать на переменах. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности (например, атрибуты классного санитара - санитарная сумка, повязка с красным крестом и т. п.).
С самых первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя). Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, которые ему мешают слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Учитель должен систематически вести работу по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Младшие школьники постоянно стремятся оказывать друг другу помощь. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения (см. Приложение А)
Дети в этом возрасте эмоциональны и все события переживают тяжело. Принимают всё близко к сердцу. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.
Наряду с эмоцией радости важнейшее значение в развитии личности младшего школьника играют эмоции страха. Часто из-за боязни наказания малыш говорит неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся с уважением относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях .
Младший школьник доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него авторитетом. Поэтому важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.
Таким образом, можно сказать, что характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются:
а) доверчивая обращенность к внешнему миру;
б) мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия);
в) свободное развитие чувств и воображения;
г) наивный субъективизм и эгоцентризм ;
д) бессознательное и позже - регулируемое чувством или замыслом подражание;
е) внесубъективный характер внимания и чувств;
ж) фабульный, игровой, исследовательский характер познания.
Рассмотрим и подростковый возраст современного школьника. Основным видом занятий подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте довольно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению.
Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой даже склонны не утруждать себя лишними упражнениями. Они не стремятся перетрудиться. Выполняют уроки в пределах того, что задали и не больше. Нельзя сказать о каждом так подростке, но в большинстве случаев так и есть. Им больше нравиться погулять с друзьями и мнение друзей для них очень важно. Нередко происходит снижение успеваемости. [7]
Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, практическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру - подросток же должен знать, зачем нужно делать то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя.
Также подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации. Им нравиться выступать перед общественностью, быть в центре внимания.
Особенно ярко проявляет себя подросток во внеурочной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо занятием: коллекционированием марок, сбором бабочек или растений, конструированием и т. д.
Большое место у подростков занимают игры-походы, путешествия. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных (футбол, теннис, волейбол, игра типа «Веселые старты», военные игры). В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Игры подростков носят более устойчивый характер. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер (шахматы, КВН, соревнование в решении задач на сообразительность и т. д.).
В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Они знакомятся с множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать сущность фактов, причины их возникновения. [8]
Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность.
В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.
Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает вместе с героями кинофильмов или книг.
Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка - это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей (см. Приложение В)
На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается .
Подростки стремятся быть взрослыми. Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие со взрослыми .
Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Подросток не мыслит себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высоко ценит тех одноклассников, которые являются хорошими товарищами. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя.
Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. В младшем школьном возрасте дети считают почти всех ребят своими друзьями. Если живут рядом или сидят за одной партой, то значит друзья. А вот в подростковом возрасте главной основой дружбы являются общие интересы. У них к дружбе предъявляются другие требования, более высокие. Она может сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения.
Таким образом, можно сказать, что характерными возрастными особенностями подросткового возраста являются:
а) усиленное внимание к собственному внутреннему миру;
б) развитие мечтательности, сознательный уход от реальности в фантастику;
в) авантюризм, балансирование "на грани" в целях самоиспытания;
г) утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт;
д) самоуверенность.
е) любовь к приключениям, путешествиям (побеги из дома).
ж) лживость "во спасение", лукавство.
Хочется немного рассмотреть и разобрать старший школьный возраст. Этот период при всех проявляющихся признаках взросления не дает еще опыта социальной активности, к которой ребенок стремится. Этот процесс социализации носит болезненный характер, поднимая на поведенческий уровень формирующиеся как положительные, так и отрицательные качества ребенка.[9]
В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.
Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений.
Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Старший школьник уже более сознательно относиться к учебе. Он начинает понимать, что ему это в жизни пригодиться. У них появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся систематически работают с дополнительной литературой, посещают лекции, занимаются с репетиторами.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности.
У школьников возникает необходимость разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.
Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения.
Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину.
Старшеклассников интересуют больше этические и нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Они в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. Д.В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще больше предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь.
В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найти ответ на вопрос: что такое настоящая дружба и настоящая любовь. Они много спорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.
В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни.
Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.
Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека, так как в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.
Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию.
Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.
Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.
Таким образом, можно сказать, что характерными особенностями юношеского возраста являются:
а) этический максимализм.
б) внутренняя свобода.
в) эстетический и этический идеализм.
г) художественный, творческий характер восприятия действительности.
д) бескорыстие в увлечениях.
е) стремление познать и переделать реальность.
ж) благородство и доверчивость.
Это возраст установления эстетических критериев отношения к окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Восприятие характеризуется наличием этического барьера, который отбрасывает все воздействия, не согласующиеся с этическими нормами.
Эту тему можно долго и долго разбирать. Много о ней рассказать и исследовать. Она настолько интересна лично для меня, как учителя. Ведь я всю свою жизнь, работая в школе, сталкиваюсь с современными нашими учениками. И все они такие разные, интересные, эмоциональные.
Можно сделать вывод, в целом современный школьник - деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.
Я считаю, что всегда необходимо знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, потребности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом всех этих особенностей мы и обязаны осуществлять, и осуществляем индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные дети нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам надо оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Большое внимание надо отдавать изучению чувственно-эмоциональной сферы учеников и вовремя выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать дружеских контактов с товарищами. Не менее важным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Одной из важных причин катастрофического ухудшения здоровья современных учащихся является также недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их учебно-познавательной деятельности. Поэтому необходимо в работе всегда учитывать возрастные особенности учащихся. Именно неверная организация и нормирование интеллектуальных и информационных нагрузок приводят к переутомлению школьников. Это всё ведет к недомоганию и вызывает различного рода заболевания. Нужно стремиться строить учебный процесс с учетом всех физиологических и психологических сторон.
В настоящее время главным в воспитательной работе должно быть - это появление у детей деятельной коллективной устремленности к нравственной цели, выработка этических суждений и убеждений, единство оценок и воззрений, рождение нравственного общественного мнения. Мне кажется, при учете всех возрастных особенностей всё это и есть в наших современных школьниках.
Список использованных источников
1. | Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000. |
2. | Баттерворт Дж. Принципы психологического развития / Пер. с англ. - М.: Кошто-Центр, 2000 |
3. | Битяева М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено // Управление школой. -2002, №40. |
4. | Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. |
5. | Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие - М.: Академия, 2002 |
6. | Каменская В.Г. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит // Психологический журнал. - 2005, №4 |
7. | Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К. Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975 |
8. | Корягина О.П. Проблема подросткового возраста // Классный руководитель. - 2003, №1 |
9. | Макрушина О.П. Взаимодействие школьного педагога-психолога с подростками и старшеклассниками //Вопросы психологии. - 2005, №12. |
10. | Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., Тривола, 1995 |
11. | Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология // Вопросы психологии. 2004, №3. |
12. | Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. |
[1] Баттерворт Дж. Принципы психологического развития / Пер. с англ. - М.: Кошто-Центр, 2000 - С 126
[2] Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000 - С 235.
[3] Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984 - С.97
[4] Битяева М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено // Управление школой. -2002, №40 - С 18
[5] Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие - М.: Академия, 2002 - С 169.
[6] Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К. Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975 - С315
[7] Корягина О.П. Проблема подросткового возраста // Классный руководитель. - 2003, №1 - 19
[8] Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., Тривола, 1995 - С245
[9] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 - С 164.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cтатья 1 КЛАСС ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ (МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТ Классный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)
1 КЛАССДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ(МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТКлассный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)...
Особенности состояния здоровья современных школьников
Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей....
Психофизиологические особенности современных дошкольников и младших школьников (сравнительная характеристика).
Происходящий на наших глазах глобальный процесс формирования новой высокоавтоматизированной информационной среды общества создает беспрецендентные возможности для развития человека, для эффектив...
Статья "Психологические особенности младших школьников"
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и образования младших школьников позволяет обнаружить противоречия между новыми требованиями общества к образованию, развитию, воспит...
"Наша жизнь в школе" Статья о проблемах воспитания современного школьника.
В данной статье я рассказала о методах работы в группе проденного дня нашей прогимназии. О преемственности сада и школы и о методах работы с родителями....
Доклад "Особенности современной школы и современных требований к школьникам".
Особенности современной школы и современных требований к школьникам....
Статья на тему "Особенности работы в классах с раздельным обучением детей "(современный взгляд на проблему)
Данная статья помогает узнать об особенностях работы в классах с раздельным обучением....