Статья "Психологические особенности младших школьников"
статья (2 класс) на тему
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и образования младших школьников позволяет обнаружить противоречия между новыми требованиями общества к образованию, развитию, воспитанию личности учащегося и недостаточной изученностью процесса образования, развития и воспитания личности младшего школьника средствами театрального искусства; между фактическими речевыми умениями школьников в данном виде речевой деятельности и требованиями программы курса английского языка и необходимостью создания в школах благоприятных организационно-педагогических условий для дальнейшего воспитания, развития и образования младших школьников средствами драматизации. Эти противоречия могут быть разрешены при такой организации учебно-воспитательного процесса, которая была бы направлена на эстетическое, нравственное воспитание, образование и развитие учащихся школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psikhologicheskie_osobennosti_mladshikh_shkolnikov.docx | 15.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности младших школьников
- Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают иностранный язык как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха. Пути же получения и усвоения информации у детей разные: визуальные, аудиальные, кинестетические [Зимняя И.А. Психология слушания и говорения: Автореферат докд.дисс. М, 1973.].
При обучении детей иностранному языку необходимо помнить, что психолого-педагогическая концепция, на которой строилось обучение иностранным языкам в разных странах, основывалась на существовавшей до недавнего времени теории усвоения ребенком языка. Согласно этой теории ребенок овладевает языком в результате подражания речи взрослых, имитативным путем без целенаправленного обучения [Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками. // Иностранная литература в школе, 1986. - № 2]. И вторым языком согласно этой теории ребенок овладевает так же как первым, - спонтанно, без вычленения правил, благодаря необыкновенной способности к имитации, которая утрачивается с годами.
Овладение языком происходит, когда английский язык выполняет в жизни ребенка те же социальные функции, что и первый, например, необходимость играть с иноязычным партнером, общаться с бабушкой, которая говорит на английском языке и т.д. [Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. // Иностранный язык в школе, 1987. - № 6].
Нужно стараться применять такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, повышают эффективность урока. К ним относятся учебные ситуации: речевая зарядка, игры, в том числе ролевые, беседы на темы, связанные с интересами ребят, их жизненным опытом, непосредственным окружением. Учебная ситуация должна быть, по возможности, адекватной реальной ситуации общения, предельно ясной обучающимся, должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес к заданию.
Задача учителя иностранного языка – обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет групповая форма работы. Она способствует также формированию навыков и умений самостоятельной работы, учащихся в овладении иностранным языком. Групповую форму работы можно использовать при обучении школьников диалогической речи. В сочетании с другими формами работ групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении иностранному языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. А главное – групповая работа учит школьников самостоятельности [Пассов В.И., Стояновский А.М. Ситуативная позиция как основа создания ситуации речевого общения. ИЯ-ИЯШ, 1990. -№1].
Драматизация активизирует познавательные способности обучаемых, в ходе ее проведения формируется мотивации учения, возрастает уровень заинтересованности (эвристическая функция), формируются личностные качества (воспитательная функция), вырабатываются и совершенствуются навыки и умения (обучающая функция), ибо получение новых знаний через нее идет одновременно с их закреплением, в ходе которого многократное повторение не “приедается”, безболезненно ведя к более прочному усвоению.
Во время драматизации сказки, обучаемые активно взаимодействуют друг с другом, осваивая правила и способы этого взаимодействия, приобретают опыт взаимопонимания, согласования действий и намерений с другими участниками (коммуникативная функция).
Итак, английский язык должен усваиваться учащимися как средство общения. Дети должны изучать английский язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия с различными персонажами: учителем, куклами. Любое общение (непосредственное или опосредованное) начинается с мотива и цели, то есть с того, почему и зачем что-то говориться, воспринимается на слух, читается и пишется. Ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст [Гальскова Н.Д. Никитенко З.И. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе. // Иностранные языки в школе, 1994. - № 1].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально психологические особенности младшего школьника
План- конспект родительского собрания в начальной школе....
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Цели:—познакомить родителей с понятием «темперамент»;—показать родителям необходимость индивидуального подхода обучении и воспитании детей; —...
Возрастные особенности младших школьников, их влияние на адаптацию
Методические рекомендации по организации родительского всеобуча 1 класс I четверть по теме: Возрастные особенности школьников, их влияние на адаптацию....
Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника
типы нервной системы,возрастные и индивидуальные особенности, тесты...
Особенности младшего школьника
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возраст...
"О возрастных психофизических особенностях младшего школьника" Серия "Родительские собрания в 1 классе"
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - серьёзное испытание, как для Вашего ребёнка, так и для родителей. Вы ...
Консультация для педагогов на тему « Возрастные особенности младшего школьника и младшего подростка»
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детстких качеств -легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детстку...