Организация самооценки учащихся начальных классов
статья на тему

Коробейникова Наталья Александровна

Обощение опыта по теме"Организация самооценки учащихся начальных классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sa.docx203.67 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Солоновская средняя

общеобразовательная школа»

«Организация самооценки

учащихся начальных классов»

                                                                                      Автор:Коробейникова Н.А.,

учитель начальных классов

2017

        Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

       Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

         А как же оценивать действия детей, связанные с поиском нового? Сам факт активности, поднятую руку? Качество высказывания ребенка, его близость к конечной истине?      

    Сложившаяся годами система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.
Традиционная «пятибалльная» система:

  • не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности, не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя,  других учеников); выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя.
  • затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно   оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка в сравнении с предыдущими результатами его обучения.
  • является малоинформативной (нельзя судить о действительном уровне знаний) и  нельзя определить, что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребёнка;
  • часто имеет травмирующий характер, потому что «отметочная» система оказывается  орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, а с другой стороны, на родителей, которые, в свою очередь, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка.

       Все это приводит к снижению интереса к обучению, роста психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья. 

Необходима новая система оценивания, которая:

  • не имеет травмирующего характера;  
  • сохраняет интерес к обучению;
  • снижает  психологический дискомфорт, тревожность;
  • создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;
  • является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний).

Новая система оценивания должна  развивать у школьников умение

1) проверять и контролировать себя, http://pg-mir.ru/uploads/posts/2016-03/1458800476_slayd9.jpg

2)критически оценивать свою деятельность,

3)устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

      В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.

А. Н. Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.

Так что же такое самооценка?

        Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных 3 способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.        Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

     При формировании самооценки можно применять эталон, который может быть в различных формах: устной, письменной, графической.

В процессе самооценки происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется оценка.

      Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

  • что нужно оценивать,
  • как оценивать,
  • зачем оценивать,
  • какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Я хочу остановиться лишь на тех, которые используют для своей работы учителя начальных классов и преподаватели по внеурочной деятельности в нашей школе.

 Наиболее чаще употребляемые приёмы  самооценки

1. «Светофор»:http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_3c183bc0.png

- красный – я не знаю, прошу помощи,  

- желтый– сомневаюсь, не уверен, 

- зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

2. «Говорящие рисунки»

           Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/119.jpg

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

                                                        

      3. «Лесенка успеха»                                     http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/1110.jpg

1-я ступенька – ученик не понял, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов;

2-я и 3-я ступеньки –остались вопросы по новой теме

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое

4. «Карточка сомнений»

+ - «Я понял все»;

-  - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

? – «Не понял».

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

+  - НОВОЕ

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ

5. «Волшебные линеечки»

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.

6. «Дерево успехов»

                Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.Учебная мотивация

7. Листы индивидуальных достижений.

На каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

8. Минитесты и анкетирование  по изученной теме

9. «Взаимооценивание в парах» - учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.

 10. «Взаимооценивание в группе»

Вывод: использование различных форм учета учебных достижений   можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а  формирование самооценки  и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.

Внутренняя самооценка предшествует внешней – это позволяет учащемуся увидеть, что любая учебная работа выполняется для него самого, а не для учителя. В результате у учащихся формируется ценностное отношение к процессу и результату своего труда.

 Литература:

Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Самооценка учащегося начальных классов"

Данная статья посвящена самооценке детей младшего школьного возраста. В ней я изложила результаты проведенной мной диагностики, а также выводы и рекомендации учителю по работе с детьми с низким или вы...

Влияние учительской оценки на самооценку учащихся начальных классов

Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно.      Как мы оцениваем?  Не секрет, что наша «пятибалльная» систе...

Развитие навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальных классов

«Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать и...

Формирование учебной самооценки учащихся начальной школы по программе «Школа 2100»

В статье рассказывается о этапах формирования самооценки учащихся. Приведены примеры из личного опыта работы над данной темой....

Методические рекомендации по организации деятельности учащихся начальных классов в кружке "Геометрия вокруг нас"

Представленные методические рекомендации помогут в организации кружковой работы, направленной на реализацию программы внеурочной  деятельности  младших школьников  по научно-познаватель...

Самооценка и самоконтроль учащихся начальных классов в условиях ФГОС

Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления содержания образования...

Дневник школьника как средство развития самоконтроля, самооценки у учащихся начальных классов

Какое отношение имеет дневник школьника к саморазвитию ребенка? Самое прямое, если это не обычный дневник для отметок и записей домашнего задания, а разработанный авторским коллективом Школы 2100...