Самооценка и самоконтроль учащихся начальных классов в условиях ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Формирование

 самоконтроля и самооценки

 у младших школьников

 в условиях обновления

 содержания образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samootsenki_i_samokontrolya.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СК НШ - ДС № 144»

Формирование

 самоконтроля и самооценки

 у младших школьников

 в условиях обновления

 содержания образования

Выполнила:

 воспитатель ГПД

 Мубинова Н. М.

Дзержинск, 2016

   Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. «Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля». Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то ФГОС в основу ставят общеучебные умения .
        Самоконтроль –умение контролировать собственные действия и эмоции. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. Л.С.Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самоконтроль и самооценка как ребёнка к самому себе.
        Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

Процедура самооценки включает в себя:

1. Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания;

2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;

3. Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающимся известны и дети самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

4. Составление обучающимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
        Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.
       Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые учитель может использовать на уроках.
- На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
- При изучении букв, в конце урока предлагать детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.
- Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
- Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
- Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.


В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

  Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

  Третьему этапу можно посвятить третий   и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс - I   полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

   Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении.

Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Символы Фиксация оценки производится следующим образом:

+ - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации %

            - ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

             -   ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

          -   - ученик не знает материал и не справляется с заданием;

Воспитателю ГПД , в отличие от учителя – предметника, приходится сталкиваться в своей работе с немного  иными задачами, прежде всего не с учебными, а с организаторскими и воспитательными,  и подходить к данной проблеме он должен двояко: с воспитательной стороны  и с учебной.

С воспитательной точки зрения учитель ГПД должен учитывать следующие факторы, влияющие на формирование самоконтроля и самооценки младших школьников:

  • мнение  родителей  и  стиль домашнего  воспитания  (именно  родители изначально задают исходный уровень внутренних убеждений ребёнка себя лично  по  отношению  с другими),  таким  образом  старшему  наставнику следует   учитывать   личностные   качества   школьников   по   отношению   к построению своей деятельности.
  • наличие (отсутствие)навыков самоконтроля и самооценки: главное на данном этапе работы -выявить существующие и привить отсутствующие качества. Для этого существует множество видов деятельности: это и труд, и учение, и игра, и общение. Именно в проявлении себя в различных способах самовыражения и происходит полноценное и гармоничное развитие личности ребёнка.
  •   товарищей: каждый педагог знает, что научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания  других  одноклассников.  Уже  с  первого   класса   каждый   ребёнок понимает,   что   он   может   или    не   может   по   сравнению   со   своими одноклассниками, что и приводит к его самовыражению и самопостижению.
  • собственный жизненный опыт: самоконтроль и самооценка  складываются под воздействием определённого жизненного опыта, являются результатами переживаний человеком своих успехов или неудач. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретном случае, делать выводы, строить на их основе свою дальнейшую деятельность.

С учебной точки зрения воспитатель -  педагог ГПД должен в каждом ученике просматривать одну из четырёх  ступеней формирования у младших школьников навыков самоконтроля  и самооценки:

1. Отсутствие всякого СК и СО. Не усвоив материал, ребёнок не может ничего контролировать. Для работы с таким учеником имеется необходимость в полном внешнем контроле.

2.  Выборочный  самоконтроль. Ученик  работает только  над главным,  не обращая  внимания  на  мелкие задания,  в  которых  порой закладывается главное.

3 .  Видимый контроль. Дети работают по принципу: "Я это знаю!"  "Я это уже делал!" опираясь на свой прошлый опыт.

4.  Полный самоконтроль. Ребёнок сам проверяет полноту и правильность своих действий. Эти действия выполняются очень быстро и немедленно, но после указания на ошибку со стороны, полностью исчезает необходимость во внешнем контроле.

     Опираясь на данные стадии, педагог ГПД должен вовремя оказать помощь ученикам по выполнению их работы, но и индивидуальным подходом - одного проверять с первого этапа работы, другому - обратить внимание на дополнительное задание, третьего проконтролировать молча "из-за спины".

В своей работе воспитатель ГПД должен помогать школьникам в формировании у них самоконтроля и самооценки в трёх уровнях:

1  уровень: НЕОБХОДИМЫЙ - по усвоенным знаниям ученик может начать работать самостоятельно и сделать 1-2 шага.

2   уровень:   ПРОГРАММНЫЙ   -  делать   1-2   шага,   но   на   основе   знаний, полученных самостоятельно (по раннему образцу).

3 уровень: МАКСИМАЛЬНЫЙ - полностью самостоятельная работа ученика.

В формировании у учеников самоконтроля  и самооценки  воспитатель ГПД должен оказывать ребёнку индивидуальную помощь, полностью владея информацией о том, что данный ребёнок знает, что он может в конкретной ситуации, на что он вообще способен.

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например:

-не скупиться на похвалу

-хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении»   лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)

-«на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности   и закрепиться на нем.

-ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

-«за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

-формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

-учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса. 

Выводы:

-За  безотметочным обучением будущее

-Происходит реальное развитие оценочных умений

-Снижается уровень общей и учебной тревожности

-Осуществляется дифференциация   не только по процессу, но и по результату обучения

-Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в   сравнении с самим собой

Литература

  1. Данилов Д.Д. Разработка технологии оценивания учебных достижений в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / Д.Д. Данилов // «Школа 2100» как Образовательная система». Сборник материалов. Вып. 8. – М., Баласс, Издательский Дом РАО, 2005. – с.  74 – 128.
  2. Литература:
  3. 1."Нач. шк. +" 11.2005г. Е. Г. Фирсина, Н. П. Мурзина "Формирование самоконтроля и самооценки  у младших школьников".
  4. 2."Нач. шк. +" 6. 2004г. Е. В. Ишмаметьева "Развитие самооценки в младшем школьном возрасте".
  5. 3."Нач. шк. +" 6.2006г. Е. В. Сергеева "Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк приёмов оценки, самооценки и самоконтроля учащихся начальной школы

Разноообразные методы и приёмы самооценки, оценки и самоконтроля учащихся для индивидуализации процесса обучения...

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО.

В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты т...

Развитие логического мышления учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС.

 Основная задача учителя- разбудить мысль каждого ученика. Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных ...

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС...