доклад на методическом объединении по теме: "Полноценный урок в инклюзивной школе, какой он?"
статья на тему
Инклюзия - это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности.Основная деятельность учителя совершается не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и проектировании ситуации успешности обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_inklyuzirovannom_klasse._kakoy_on.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Полноценный урок в инклюзивной школе, какой он?
Инклюзивное образование — это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка с ограниченными возможностями в общую образовательную среду, которые учитывают индивидуальные особенности и опирается на сильные стороны ребенка
Наиболее частые вопросы, задаваемые педагогами:
- каким должен быть урок в инклюзивном образовании???
- чем инклюзивный урок отличается от традиционного???
- как спроектировать инклюзивный урок??? И как его полноценно реализовать???
К сожалению, в практике инклюзивного образования нет однозначного ответа на данные вопросы, однако попытки решения предпринимаются, и имеется опыт внедрения в инклюзивную практику методических руководств по организации и содержанию деятельности образовательных учреждений, включенных в инклюзивный процесс.
Инклюзия - это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. Основная деятельность учителя совершается не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и проектировании ситуации успешности обучения. Совместно со специалистами сопровождения (учителем-логопедом, педагогом-психологом) учитель подбирает оптимальные, наиболее эффективные методы и приемы, направления и подходы работы с детьми, моделируя тактику реализации урока. Вырабатываются не только стратегии обучения и воспитания (развитие личностных ресурсов каждого ребенка), но и модель поведения учителя на уроке: чётко и точно формулировать задание; предусматривается возможность импровизации и варьирования практического материала.
Эти дети отличаются и по своим способностям, и по особенностям психофизического развития. У всех учащихся выявлены различные виды нарушений, проблемы поведения. Часто отвлекаются, не могут долго сидеть за партой, тонус мышц либо повышенный, либо пониженный, моторика практически не сформирована; они быстро устают, отмечается колебание работоспособности, продуктивность деятельности уже к середине урока снижается. Эти дети с трудом владеют своими эмоциями. Более тревожны, обидчивы, уязвимы. Они – разные, и это разнообразие обязывает искать индивидуальный подход к ученикам и использовать особые методики преподавания.
При проектировании урока педагогам необходимы рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога сопровождающих данную группу детей.
В процессе урока осуществлять индивидуальный подхода на фоне коллективной деятельности. Задания должны быть доступны для ребенка, дифференцированы и по уровню сложности и по качественным особенностям. В этом случае каждый ребенок будет чувствовать свою включенность в образовательный процесс.
Во время учебного процесса необходимо предусматривать возможности для «двигательной разрядки»: динамические, музыкальные паузы, пальчиковые игры.
Обязательное использование практических и наглядных методов: рассматривание и манипуляции с натуральными предметами, картинками; работа со схемами, таблицами. Это обеспечивает участие трех сенсорных каналов (аудиального, визуального, кинестетического).
Что должен учитывать и знать учитель при использовании средств наглядности:
- учитывать роль наглядности в решении учебных задач;
- учитывать, будут ли понятны данные пособия учащимся;
- знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объем восприятия и внимания у детей с нарушением интеллекта не позволит изучить каждое пособие досконально;
- учитывать уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объеме, в котором изучена тема;
- наглядный материал должен способствовать познанию, а не простому пассивному разглядыванию картин или предметов.
Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Оптимальные (мы создаём ) условия для организации деятельности учащихся на уроке:
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха.
Дети с ограниченными возможностями здоровья лучше усваивают информацию, если методы обучения отличаются не только по виду передачи и восприятия учебной информации, но и по характеру учебно-познавательной деятельности, по основным дидактическим задачам, по степени педагогического управления дельностью детей со стороны учителя, по логике изложения и усвоения учебного материала.
Применение различных форм организации урока, таких как индивидуальная работа, работа в небольших группах, коллективная работа помогают разнообразить урок, сделать его более насыщенным и интересным.
Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья – часто эмоционально уязвимые дети. Они могут нормально жить и успешно обучаться только в спокойной, доброжелательной, ритмичной, стабильной, предсказуемой обстановке. На уроке должна быть создана атмосфера полного контакта с Учителем, атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
Не бывает учащегося, который бы, переступая порог школы, не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие учиться, есть, которым учение дается трудно, и есть которым что-то может мешать учиться. Мастерство педагога и состоит в том, чтобы увеличить вероятность получения желательных состояний ученика и уменьшить вероятность получения нежелательных состояний. Партнерские отношения педагога и учащихся создают особое позитивное отношение школьников к учебному процессу, повышая эффективность обучения.
Бинарный урок в классе, реализующем инклюзивную практику
Технология разработки урока.
Модель: Учитель-Специалист
«Би - значит вместе!» В чем же уникальность бинарных уроков и почему они являются одной из самых эффективных форм обучения в инклюзивном классе.
Бинарные уроки - одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока, который ведут два или несколько педагогов-предметников. Подготовка и проведение бинарных уроков развивают сотрудничество педагогов, работающих с одним ребенком с ОВЗ (модель: Учитель - Специалист)
Модели бинарного урока
По составу участников | По интеграции образовательных программ | По сочетанию форм работы |
Педагог-специалист | Учебная программа - программа дополнительного образования | Урок-проект |
Педагог-педагог | Учебная программа - программа коррекционно - развивающей работы | Урок-открытие новых знаний |
Педагог-тьютор | Учебная программа начального образования - учебная программа старшей школы (преемственность) | Урок-лаборатория |
Педагог-родитель | Учебная программа - программа курсов или элективов и т.д. | Урок-введение в профессию, урок-тренинг, урок-игра и т.д. |
ВАЖНО! Психологическая и методическая совместимость педагогов играет важную роль в подготовке и проведении бинарного урока.
Плюсы и минусы бинарного урока
Плюсы | Минусы |
Увеличивается объем и содержательность урока | Не применяется часто, т.к. урок сложно подготовить |
Развиваются коммуникативные навыки | Урок трудоемок в подготовке |
Открывается большой спектр метапредметных и межличностных связей на уроке | Несовместимость педагога и специалиста сведет все усилия на «нет» |
Развивается потенциал применения универсальных учебных действий (УУД) обучающимися | |
Идет активное познание окружающей действительности обучающимися через взаимодействие с ведущими. действие с ведущими урока | |
Более четкое представление обучающимися причинно-следственных связей | |
Происходит взаимообогащение педагогическим и методическим инструментарием организаторов урока | |
Основное преимущество: организует познавательную деятельность и формирует универсальные учебные действия с учетом индивидуальных особенностей. дивидуальных особенностей обучающихся |
В школах с инклюзивной практикой бинарные уроки стали популярны по следующим причинам:
• Уроки сокращают образовательную дистанцию между детьми с высокой образовательной мотивацией и детьми с ОВЗ.
• Уроки расширяют границы дифференциации применения педагогических методов и средств.
• При разработке заданий происходит взаимодействие между специалистами коррекционного и основного образования, обмен практическим инструментарием.
• Урок позволяет вывести обучающегося с ОВЗ за границы учебного материала, учит образовывать новые личностные связи с носителями информации и знаний, работать в группе (требования ФГОС).
Цель бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения учебных универсальных достижений.
Бинарный урок трудоемок в подготовке. При выборе темы организаторам урока необходимо четко обговорить и определить планируемые результаты:
1. Предметные.
2. Метапредметные.
Определить формы организации работы на уроке по развитию навыков командной работы, взаимовыручки, взаимоответственности, ИКТ-компетентности.
3. Личностные.
Важным условием проведения бинарного урока в инклюзивном классе становится определение форм работы:
• Фронтальная работа (обязательное условие урока).
• Организация работы в мобильных мини-группах
- В группах.
Инновации бинарного урока в инклюзивном классе
• Совместное проектирование урока организаторами с учетом включения детей с ОВЗ на каждом этапе урока.
• Разработка цели урока в соответствии с требованиями личностно ориентированного обучения, учет интересов высокомотивированных обучающихся и обучающихся с ОВЗ.
• Обзор программ для проведения урока, сочетание форм и методов для достижения учебной цели.
• Возможности использования новых информационных технологий и контрольно-измерительных материалов с учетом индивидуальных возможностей.
• Разработка технологической карты урока и подготовка дидактического материала в соответствии с поставленными учебными задачами.
• Итоговая рефлексия, учитывающая индивидуальные достижения обучающихся.
При проектировании бинарного урока в инклюзивном классе необходимо создать такие условия, при которых возможно использовать и учитывать особенности и способности всех обучающихся. И решение этой задачи связано с применением дифференцированного подхода в обучении.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Калиман Наталья Адамовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Председателя Методического объединения
Отчёт о работе Методического объединения учителей начальных классов за учебный год...
Доклад для методического объединения "Достижение метапредметных результатов через уроки русского языка"
Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатам...
Доклад на методическом объединении педагогов-психологов и учителей-логопедов. Тема: "Внедрение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ в практику общеобразовательных школ".
Доклад раскрывает основное содержание ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и особенности его реализации в общеобразовательных школах, описывает нормативную базу и ключевые особенности и механизмы реализации...
Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»
Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...
Доклад на Методическое объединение "Особенности осуществления индивидуального подхода во взаимодействии с учащимися коррекционной школы".
Индивидуальный подход необходим умственно отсталым учащимся, он направлен на создание благоприятных условий воспитания, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей н...
Доклад по методическому объединению «Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»
Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое? Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к в...