Организация контрольно-оценочной работы учителя и ученика
статья (1 класс) на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizats._kontrolno-otsenochnoy_deyat.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Организация контрольно-оценочной деятельности учителя и ученика

  Введение  

       Функция контроля и оценки всегда являлась приоритетной функцией учителя. В чем она выражалась? В знакомых для всех педагогов стандартных действиях: проверить тетради, домашние задания, контрольные работы, диктанты, сочинения, исправить ошибки, написать замечания, если нужно обязательно похвалить успешного ученика, выставить оценки в дневники и классные журналы. Школьник во всей этой деятельности по большому счету участия не принимает, ну как минимум он может обрадоваться или огорчиться полученному результату, принять оценку как должное и в соответствии с тем, какая эта оценка, мысленно определить свой рейтинг успешности по сравнению с другими учениками.

 Какие задачи ставит перед нами новая ситуация в образовании, и в частности новый образовательный стандарт? Согласно Федеральным государственным стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.

       Выход из этой ситуации я вижу  в том, чтобы сформировать у ученика базовые основания для становления его настоящим субъектом учебной деятельности: самостоятельность, инициативу и ответственность. Конечно, речь идет в первую очередь об образовательной самостоятельности, образовательной инициативе, и образовательной ответственности. Сущности у этих понятий разные и они несколько отличаются от привычного для нас бытового понимания этих слов. Поясню, как мы понимаем эти три основных свойства человеческой активности.

Что значит быть самостоятельным? Это значит быть способным самому определять границы своих возможностей, это наращивание своих собственных образовательных амбиций в хорошем смысле этого слова, способность строить свою собственную систему опор (средств-помощников) своего движения. Ученик самостоятельно определяет, что он может или умеет, в чем его опоры. В это время дети самостоятельно сопоставляют свои знания и умения с ответами и действиями товарищей, с требованиями учителя. Если материал усвоен неправильно, ребята сами стараются себя поправить.

Инициатива – активное действие школьника для достижения собственных образовательных целей. Инициатива – это всегда риск. Наверное, поэтому не так много людей по настоящему инициативных, людей, которые готовы отважиться предъявить другим свое мнение, представление о чем-либо, свой образ результата, свое видение ситуации.

Ответственность всегда связана со способностью принять решение. Образовательная ответственность – это способность самого ребенка о моменте предъявления другому результатов своей работы.

       Таким образом, еще раз кратко определим три основания построения контрольно-оценочной деятельности школьника.

Образовательная самостоятельность – это умение школьника осваивать и создавать средства своего дальнейшего продвижения в образовании: систему опор-помощников)

Образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации

Образовательная ответственность – умение принимать для себя решение о готовности действовать, в том числе и в нестандартной для него самого ситуации

Основное условие для выращивания образовательной самостоятельности, образовательной инициативы, образовательной ответственности является передача контрольно-оценочных функций от взрослого к ребенку, которая должна осуществляться плавно, системно, целенаправленно.

Поэтому самостоятельность, инициативность и ответственность и есть те сквозные образовательные результаты, которые мы пробуем простроить во всей образовательной системе нашей школы, начиная начальной, продолжая в основной и заканчивая старшей школой. Это и есть те основания, которые положены в основу умения учиться.

       В этой связи, конечно, надо отметить, что для того, чтобы строить эти сквозные образовательные результаты, необходимо сформировать определенный тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. А в целом можно сказать, что педагогические действия контроля и оценки направлены на формирование общих способностей: рефлексии как размышления о способе своих действий, обращения детей к собственным действиям через проговаривание как готового решения, так и планируемых действий; умения выявлять трудности, условия выполнения; прогнозирование ошибок и выявление их причин; выделение главного; планирование предстоящих действий; умение вносить необходимые коррективы и т.д. Обсуждая вместе с учителем различные способы решения задачи, ребенок учится контролировать и оценивать свои шаги.

Способность к рефлексии – есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которой является центральным событием в развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, и это является предметом особой заботы школы.

Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также должны быть в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей обнаруживается если:

- учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);

- учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.

Да, учитель, безусловно, выстраивает общую картину успешности образовательного процесса в классе, в котором он работает, в показателях успеваемости и качества, но гораздо важнее построить такую систему, где возможно увидеть индивидуальный прогресс каждого ученика. Очень сложно, на первый взгляд, в привычной для нас классно-урочной системе, когда в классе перед учителем одновременно находятся 25 человек. Но если построить органичную систему на всех предметах одновременно, целостную и обоснованную, выработать единую «оценочную политику» на уровне школы, то тогда появляется реальная возможность говорить о системе оценки индивидуальных достижений школьников.

Для того чтобы решить ключевую задачу начальной школы – сформировать контрольно-оценочную самостоятельность младших школьников, – необходимо выполнить ряд конкретных исследовательских педагогических задач:

– выделить и описать этапы становления контрольно-оценочной деятельности младших школьников;

– найти или разработать оптимальные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся;

– разработать систему проверочных, диагностических работ для отслеживания контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и динамики формирования способов их деятельности;

– разработать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся..

       В организации учебного года особую роль играют ритмы учебного года, или фазы учебного года. Практическая работа семинара как раз будет выстроена в соответствии с ними: фаза совместной постановки задач и планирования учебного года, фаза постановки и решения задач учебного года и рефлексивная фаза учебного года. Каждая фаза имеет свою специфику, свои задачи, свои организационные механизмы.. Итак, первая фаза учебного года может занимать от двух до четырех недель и составляет основное содержание первого месяца учебного года – сентября.

Основные ее задачи:

- определить уровень тех знаний, способностей и возможностей учащихся, которые будут необходимы им в данном учебном году для дальнейшего движения в учебном процессе;

- провести коррекцию тех знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, и тем самым восстановить способы и приемы работы, которые могли быть утрачены в ходе летнего перерыва;

-создать ситуацию определенных «дефицитов» в знаниях, способах действия с целью определения дальнейших путей их ликвидации.

На основе полученных данных педагог и учащиеся совместно определяют задачи на текущий учебный год (составляют «карту» проблем и вопросов на текущий учебный год, карту своего движения в предмете).

Центральное место в этой фазе занимает «стартовая проверочная работа», с которой учащиеся работают в течение всего периода этой фазы. С помощью этой работы школьники сосредотачивают свое внимание на организации собственных действий контроля и оценки результатов своей стартовой работы, в частности, на умении анализировать свои результаты, искать причины возникающих ошибок и трудностей и на их основе выстраивать собственную коррекционную работу вне урока.

Во второй фазе учебного года полностью разворачивается весь арсенал видов действий контроля и оценки: от рефлексивного контроля и оценки через диагностирующий пооперационный контроль и констатирующую оценку к результативному контролю и прогностической оценки.

Третья (рефлексивная) фаза учебного года является необходимой составляющей всего образовательного процесса. Она состоит из следующих этапов:

- подготовка, проведение итоговой проверочной работы;

- анализ и обсуждение ее итогов: соотнесение результатов итоговой и стартовой работ; определение выполнения или невыполнения поставленных в начале задач учебного года и установление соответствующих причин (работа с «картой знаний»);

- работа учащихся по подготовке к публичной презентации «портфолио» ученика и его личных достижений по результатам учебного года.

Основной акцент на этой фазе учебного года делается на восстановлении учащимися «пути» движения в учебном материале (со всеми «остановками» по ходу маршрута) и публичной и презентации своих достижений и результатов (использование технологии «учебное портфолио».

       Таким образом, основными педагогическими условиями разворачивания контрольно-оценочной деятельности младших школьников должны стать:

1) деятельностный подход в организации образовательного процесса. Контроль и оценка в начальной школе могут рассматриваться только в контексте учебной (учебно-познавательной) деятельности школьников как особые действия, направленные на эффективное управление ею, как структурные компоненты учебной деятельности, они являются ведущими, определяющими, «запускающими» всю педагогическую технологию организации образовательного процесса и сопровождающими его до получения конечного результата в учебной деятельности;

2) поисково-исследовательский тип предметного содержания, ориентированный на решение системы учебных (проблемных) задач, ориентированных на поиск и конструирование разных способов учебно-познавательной деятельности;

3) ориентация в педагогической деятельности не на методы обучения, а на методы учения школьников, направленные на формирование желания и основы умения учиться;

4) особые «ритмы» в организации образовательного процесса, как в ходе всего начального этапа школьного образования, так и в ходе учебного года.

Для того чтобы достичь этих результатов, необходимо обеспечить условия для всех субъектов образования: учителей, учеников и их родителей. Деятельность эта должна быть не фрагментарно организованной, а системной. Замечу, что родители в стороне не остаются, большая работа ведется через систему собраний, специальных консультаций для родителей. Родители – частые гости не только на праздниках, торжественных мероприятиях, но и на презентациях достижений, образовательных модулях и других образовательных событиях.

       Повышение квалификации педагогических кадров - основное условие достижения эффективных результатов образовательного процесса. Первоочередное условие – система сотрудничества с разработчиками учебных программ, теоретиков развивающего обучения и ученых-практиков в различных предметных областях. Эта система проявляется в совместном проектировании программ, образовательных событий, стажировок, консультаций, вебинаров, семинаров-практикумов как на базе школы, так и на различных выездных мероприятиях.

       В этой связи следует упомянуть и о внутришкольной системе подготовки кадров, которая строится не только на предметной основе (предметные школьные методические объединения), но и на проблемных точках образовательного процесса, например, в этом учебном году в школе сформировано 4 проблемно-тематических группы, которые объединяют предметников разных образовательных областей и ступеней школьного образования: особенности работы с художественным и научным текстом, основы учебного исследования, урок развивающего обучения.  Группы учителей работают как во фронтальном, так и в групповом режиме. Методический совет школы, который объединяет руководителей предметных и проблемных МО, в круг рассматриваемых вопросов включает также вопросы, относящиеся к школьной системе оценки качества образования: разработку контрольно-оценочных и диагностических материалов и процедур, методических материалов по освоению различных форм организации образовательного процесса: образовательных модулей, проектных задач, погружений в предмет, организации разновозрастного сотрудничества.

Предметом особого внимания педагогов при обсуждении ФГОС несомненно является место и роль внеурочной деятельности. Сам термин «внеурочная деятельность» очень активно до сих пор обсуждается в педагогическом сообществе. Внеурочная деятельность, дополнительное образование, внеучебная деятельность, воспитательная работа – чем объединены (если объединены вообще) и чем различаются эти виды деятельности. На мой взгляд подлинно внеурочной деятельностью являются, несомненно, те виды деятельности, которые направлены на поддержку основной образовательной программы, или говоря языком современных стандартов, направлены на освоение основной образовательной программы. Именно поэтому приоритетными в этом случае я вижу  развитие клубного пространства, где есть возможность выбора для школьников того вида деятельности, в котором возможно развитие его способностей, возможностей и ресурсов.

Особое внимание школа придет образовательным модулям, которые имеют свои задачи, функции и образовательную миссию. Основная идея образовательных модулей состоит в координации (пересечении) разных учебных предметов в разновозрастных коллективах школьников не в привычной для них классно-урочной форме. В результате подобной координации у обучающихся возникает потребность в социальном действии и достижении определенного социального результата. В такой образовательной ситуации учебный предмет становится средством достижения метапредметных и личностных результатов. Это дает возможность: учителю – увидеть отдельные учебные предметы как части единого образовательного пространства; ученику - переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета; ученическому коллективу – практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности ученика.

Какие виды, формы оценивания применяю?

Самооценка ученика обязательно предшествует оценке учителя.  

Помогают формированию оценочных действий учащихся вопросы учителя:

  • Как ты думаешь, прав ли ...? Почему ты так считаешь?
  • Можно ли считать ответ верным? Полным?
  • Чтобы ты еще добавил к ответу? Убрал?
  • Что является главным в ответе?
  • Что можно оценить?
  • Какие качества можно выделить?

       Так как я сейчас работаю с 1 классом, то придерживаюсь следующих этапов формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся:

На первых уроках в период обучения грамоте, работая над написанием элементов букв можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе.

Напоминаю о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Итак, вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученики фиксируют  на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Можно предложить следующие приёмы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

-  «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

-  «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

-  «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т. д.

Ученики  должны  научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Учитель должен:

- предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, а также попытаться предложить другой вариант ответа;

- приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать

постановку вопросов учителю;

- демонстрировать учащимся типичные ошибки для самоконтроля.

       Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.

3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.

4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности. Ученик становится равноправным участником процесса оценивания. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.         

Список используемой литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова. М., 2010г.
  2. Калинина Н.В., С.Ю.Прохорова, А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. – М.: Аркти. 2006.
  3. Начальная школа плюс до и после. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. № 1–2003 г., 3–2005 г., 2–2007., 12–2003 г., 4–2004 г., 6–2005 г., 6–2003 г.
  4. «Начальная школа» №1-2011г. А.В.Стасько «Личностно-ориентированное обучение – средство формирования познавательной активности учащихся» с.42-44.
  5.  Оценка без отметки. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

Организация контрольно-оценочной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках окружающего мира - довольно непростое дело. Сложность заключается в том, что спектр формируемых умений на уроке окружающего мира очень широк. Им...

Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»

Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...

Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы.

Данный материал раскрывает особенности организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы. Показывает возможности использования самооценки детей для преодоления трудностей в о...

«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»Выступление на МО учителей начальных классов....

Из опыта работы и организации контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС НОО

Из опыта работы и организации контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС НОО...