Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
статья на тему

Миронова Ольга Николаевна

Краткий обзор здоровьесберегающих технологий, используемых на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                                                                    Выполнила

                                                                                          Миронова О.Н.,

                                                                                          учитель начальных классов

Саратов 2017

Данная тема остается актуальной уже многие годы. Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил:

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                             

Состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым.

Эту статистику подтверждает и тот мониторинг состояния здоровья, который я провела в сентябре 2016 года, когда в школу пришли 29 моих первоклассников. Проведённое анкетирование родителей дало следующую информацию: 35% детей имеют хронические заболевания, 30% – часто болеющие дети. Выяснилось, что более половины  учащихся класса обращались за помощью к врачам узких специальностей (в том числе к невропатологу, к логопеду, кардиологу, нефрологу).

Изучив медицинские карты первоклассников, выяснила, что только 1 ученик (!), то есть 3% от общего числа детей, относится к I группе здоровья, II группа здоровья - у 62% ребят (18 чел.), у 34%- III (9 чел.), 1 чел. с IV группой здоровья (3%).

Итак, к сожалению, состояние здоровья современных детей оставляет желать лучшего  А ведь здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. И конечно же очевидно, что успеваемость учащихся напрямую зависит от состояния их здоровья.

Жан- Жак Руссо сказал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Конечно, вылечить болезни у детей мы не в силах, но предупредить развитие многих болезней, уменьшить неблагоприятные воздействия социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, создать условия для полноценного восприятия детьми знаний нам под силу.

Поэтому на своих уроках и во внеклассной деятельности стараюсь широко использовать здоровьесберегающие технологии.

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии  включают  формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры  здоровья. 

                                   

                       Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьясбережения ребёнка.

При построении урока следую гигиеническим критериям рациональной организации урока.

     

  • Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный

          настрой.

Это достигается с помощью таких приемов:

-использование положительных установок на успех  ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)

-умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

-рисование различных значков, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).

  • Рациональное количество видов учебной деятельности.

Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий).

 В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику.

           

  • Рациональное использование различных методов обучения.

На своих  уроках использую такие методы как:

              - фронтальный;

              - групповой;

              - практический метод;

              - познавательная игра;

              - ситуационный метод;

              - игровой метод;

              - метод индивидуальных заданий.

  • Включение в каждый урок физкультурно-познавательного компонента

На уроках русского языка

проводя орфографические минутки и минутки чистописания, использую поговорки, скороговорки, загадки, пословицы   на тему здоровья. Ребята объясняют значение пословиц, а также объясняют и вставляют пропущенные орфограммы.

На уроках математики

эффективность усвоения знаний стараюсь повысить за счет повышения эмоциональной составляющей. Руководствуюсь правилом: увлеченный ребенок никогда не переутомится.

Безделье на уроке – самый опасный для здоровья детей вид нагрузки.

Наибольшую радость учащиеся получают от работы, позволяющей им проявить себя как личность. С этой целью предлагаю дифференцированные задания, в которых использую пословицы, кроссворды и т. д. Хочется отметить, что подобные задания желательно проводить как можно раньше. Чтобы у одних учащихся пробудить, а у кого-то закрепить желание заниматься математикой. Опыт показывает, что детям под силу сочинить «математическую сказку», где действующими лицами становятся цифры, знаки, фигуры.

С большим удовольствием на уроках дети решают старинные исторические задачи, задачи-шутки, отгадывают загадки и т. д.

Задания занимательного характера использую во время устного счета или на уроках закрепления пройденного материала. Игровые занимательные моменты, дающие большой эмоциональный всплеск, позволяют снять психологическое и физическое напряжение учащихся. У ребят появляется интерес  учебе, появляется вера в свои силы, дети перестают бояться неудач, появляется смелость браться за сложные задания.

  • Психологический комфорт учащихся.

           

     Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.

И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по нормативам ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.  

     

Наблюдаю за чередованием поз учащихся, корректирую их в соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза ребёнка на уроке, тем менее напряжён ученик, что говорит о его психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения утомляемости.

В течение учебного года ежемесячно меняю расположение посадочного места для каждого ученика.

При общении с учащимися на уроке стараюсь «открыть» ученика на общение. Для этого слежу за своей позой во время урока (открытая поза; плавная пластика; для привлечения внимания делаю несколько шагов от стола вперёд, для ослабления внимания – несколько шагов назад.)

            Подачу информации  осуществляю с позиции «Мы» (преодоление физического и социального барьеров), стараюсь осуществить личный контакт вербально, визуально, тактильно.

            В общении важно «соучастие» ученику (проявление интереса, оказание помощи),«возвышение» ученика (пользоваться правилом «Трёх «П» - Понять, Признать и  Принять ученика таким, каков он есть; просить посильной помощи, поддерживать оптимизм).

            При построении урока стараюсь учитывать основные функции высшей нервной деятельности.

            Знание о четырёх типах высшей нервной деятельности предполагает индивидуальный подход в обучении. Тип высшей нервной деятельности влияет на работоспособность учащихся в течение года, четверти, учебной недели, дня, урока.

       Обязательно использую на уроках технологии личностно-ориентированного обучения, индивидуальный, дифференцированный подход, стараюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.    

                     

      Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски.

При применении ТСО руководствуюсь гигиеническими нормами.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

            На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:

  • Физминутки (включая танцевальные)

Обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.

  • Гимнастика для профилактики нарушения осанки
  • Гимнастика пальчиковая  и самомассаж
  • Гимнастика для глаз

В процессе обучения школьников до 80 - 90% нагрузки приходится на зрительный анализатор. Поэтому использую на каждом уроке упражнения для глаз.

  • Гимнастика дыхательная
  • Релаксация (эмоциональные разрядки и «минутки тишины»)

На переменах – подвижные игры.

           

             Целесообразно использовать и оздоровительные силы природы:

              -фитотерапия;

              -ароматерапия;

              На родительском собрании  была дана информация родителям о фито- и ароматерапиях,  рекомендации по их использовании.    

              -витаминотерапия.

       

  Конечно же, работа по здоровьесбережению моих учеников ведется мной и во внеурочной деятельности. У нас разработан целый цикл занятий «Поговорим о правильном питании», «Мое настроение», «Вредные привычки» и др. Тесно сотрудничаем с учителями физкультуры и музыки.

Очень важным является  валеологическое просвещение родителей. Как выясняется, они очень нуждаются в таком просвещении. На род. собрании, посвященном данной теме, очень активно обсуждали 10 золотых правил сохранения здоровья.

 Только общими усилиями мы сможем помочь нашим детям оставаться здоровыми!

                              

 УЧИТЕЛЬ ПОМНИ:

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помоги ему в этом.

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).

Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....